АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Искусственный аборт и его альтернатива

Прочитайте:
  1. I. Аборты. Определение понятия.
  2. V. Контрацепция после аборта.
  3. Аборт до 18 недель.
  4. Абортами
  5. АБОРТЕ (В.Б. Цхай и соавт., 2002)
  6. Аборты незаразной этиологии.
  7. Альтернатива допингу
  8. Виды: абортивный (глюки, но сохр. ориентировки), муситирующий (хаотич. возб-ие в пределах постели, бормотание), профессиональный (автоматизмы – пишет, забивает гвозди)
  9. ВНЕБОЛЬНИЧНЫЙ ИНФИЦИРОВАННЫЙ АБОРТ. КЛИНИКА. ДИАГНОСТИКА. ТЕРАПИЯ. РОЛЬ ЖЕНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ В БОРЬБЕ С АБОРТАМИ.
  10. ВРАЧЕБНАЯ ТАКТИКА ПРИ ИНФИЦИРОВАННОМ АБОРТА

 

2).В «Клятве» Гиппократа аборт запрещен. Однако, в наши дни искусственное прерывание беременности распространено чаще, чем когда-либо в предшествующей истории. Сегодня примерно 10% зачатий у людей заканчивается искусственным абортом, а их общее число в мире - 36-53 млн. Около 1/3 от этого количества составляют криминальные аборты. В нашей стране долгие годы был самый высокий показатель абортов - до 180 на 1000 женщин детородного возраста, в настоящее время - он около 70, если учитывать только официально зарегистрированные аборты.

Искусственный аборт является, быть может, самой напряженной этической проблемой современной медицины. Позиции сторонников и противников абортов во многом непримиримы, а их спор иногда выливается в социальные эксцессы, взять преследования за рубежом со стороны противников абортов, как женщин, так и врачей-гинекологов, делающих аборты.

Первым государством, легализовавшим «аборт по просьбе» (узаконившим право на аборт), была Советская Россия. Постановление Наркомздрава и Наркомюста от 18 ноября 1920 года, как отмечал З.П.Соловьев, является историческим документом. Учитывая большую распространенность нелегальных абортов при которых смертность достигала 4% и неэффективность борьбы с этим злом путем наказаний, Постановление разрешало по желанию женщины бесплатное прерывание беременности до 12 недель, только в больничных условиях и только врачом. Аналогичное нерепрессивное законодательство было принято в Японии в 1949 году, в Китае в 1953 году, в Англии и Аргентине в 1967 году, в Индии в 1971 году, в Замбии в 1972 году, в США и Ливане в 1973 году, в Сингапуре в 1974 году, в Италии, Франции, Швеции и Норвегии в 1975 году, в Новой Зеландии в 1977 году, в Перу в 1981 году, в Кувейте в 1984 году и т.д.

Борьба с абортами в условиях нашей страны предполагает две четко определенные цели: 1) всемерное снижение доли небезопасных абортов; 2) совершенствование служб планирования семьи, компетентное применение альтернативных аборту методов контроля за рождаемостью, что приведет к общему снижению числа абортов /по расчетам специалистов МФПС, общее число абортов в Европе, включая всю территорию бывшего СССР, равное в начале 90-х годов 13,5 млн. может быть уменьшено до 1,6 млн..

Таким образом, нужна «двойная стратегия». В современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но и при наличии этих возможностей при случайной беременности ей должен быть доступен адекватный, гуманный, легальный и безопасный аборт. Вопрос об аборте - это не только вопрос об его опасности или безопасности, но и вопрос права женщины.

Противники абортов не без основания делают главный акцент на том, что это всегда произвольное лишение человеческого существа жизни и, как они считают, есть убийство, а потому вообще нельзя говорить о «праве на убийство». Наиболее последовательно такой подход проводится у религиозных авторов. В своей Энциклике (Окружном послании) «HUMANAE VITAE» глава римско-католической церкви Павел VI в 1968 году подтвердил традиционный запрет христианских авторов на искусственный аборт, «пусть даже по здравоохранительным мотивам». Согласно католической «Хартии работников здравоохранения», допустим лишь косвенный искусственный аборт, например, беременной женщине рекомендовано удаление матки, пораженной раком. В принципе такой же бескомпромиссной позиции придерживается и один из православных авторов - протоирей Дмитрий Смирнов.

Философская проблема начала человеческой жизни, возникновения, формирования человеческой личности здесь предполагается окончательно решенной - это начало совпадает с зачатием, с образованием зиготы. Большой эмоциональной силой обладают аргументы противников абортов, приводимые ими из научных источников. Сердцебиение возникает у плода на 18-й день после зачатия, на 21-й день у него имеется замкнутая система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические импульсы мозга, на 6-7-й неделе плод начинает самостоятельно двигаться, в 8 недель он начинает сосать палец, в 11-12 недель он активно дышит в околоплодных водах и т.д. Следует подчеркнуть особую значимость трех из вышеназванных фактов: начала сердцебиения и самостоятельного дыхания, в медицине всегда считалось, что с утратой именно этих функций человек умирает, и появления электрической активности мозга.

Обобщением приведенных фактов является утверждение противников абортов, что эмбрион, плод имеет право на жизнь, как и всякий другой человек. И тогда как ранние до 12 недель, так и поздние после 20 недель аборты следует квалифицировать как дискриминацию человека по возрасту и месту жительства. Особая тема, которая должна столько же волновать и сторонников абортов, хотя поднимают ее, в основном, их противники - чувствует ли плод боль. В научном плане это чрезвычайно сложный вопрос, потому что боль есть психофизиологический феномен. Дж. Уилки и Б. Уилки, авторы очень информативной книги об аборте, приводят мнения ученых, согласно которым эмбрион чувствует боль в 7 или 11 недель. Бесспорным можно считать следующее: чем позднее производится аборт, тем актуальнее становится этот вопрос.

Каково же решение проблемы аборта с позиций современной медицинской этики? ВМА приняла «Декларацию Осло о медицинский абортах» в 1970 году и дополнила ее в 1983 году. Здесь вначале провозглашается основополагающий моральный принцип медицины - уважения к человеческой жизни с момента зачатия, но далее признается неизбежность обстоятельств, противопоставляющих интересы матери и ее неродившегося ребенка, что ставит врача перед выбором сохранять или преднамеренно прервать беременность. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или произвести аборт, он должен перепоручить пациентку другому специалисту.

Нельзя не сказать, что близкие к такому, компромиссу, позиции в отношении аборта у протестантских церквей, а также у некоторых авторитетов ислама. В предварительном «Заявлении-Консенсусе» по аборту церкви Адвентистов Седьмого Дня отмечается, что «человеческая жизнь на предродовой стадии - это величайший дар Божий», однако «решения, касающиеся жизни, должны приниматься в контексте павшего мира». Бывают серьезные обстоятельства, которые могут заставить христианина примириться с абортом, например, в случае реальной угрозы жизни беременной женщины или когда беременность наступает в результате изнасилования. Когда зародыш человека становится личностью, если искать ответ на этот вопрос в источниках закона ислама? Как считает Факхер Бен Хамида, это происходит на 1-й неделе 4-го месяца беременности. Такое мнение является предпосылкой более-менее терпимого отношения к аборту в первом триместре беременности.

Итак, каков же природный и моральный статус эмбриона? Нет никакого сомнения, что началом жизни человеческого индивида является зачатие возникновение зиготы, в ядре которой - уникальный геном. И в то же время зигота - это всего лишь особая клетка. Это - самая ранняя форма бытия человеческого существа. Это - бытие человека в потенциальном смысле. Когда мы подчеркиваем факты возникновения сердцебиения у плода или появления биоэлектрических потенциалов его мозга, то лишь констатируем у него наличие отдельных качеств человека. Никакой из объективных фактов, отражающих непрерывный процесс эмбриогенеза, появления сердцебиения у плода, нельзя считать свидетельством появления «человека как такового».

Как потенциальный человек эмбрион обладает особым природным статусом. Его природа - преимущественно биологическая. Его природа - это становление биологической уникальности, предпосылок уникального характера будущего человека.

Особый природный статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития человеческий эмбрион является носителем человеческого достоинства. Эмбрион еще не является нравственным субъектом, субъектом нравственного сознания и воли, но все наши действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам.

С точки зрения морали всякий искусственный аборт есть в конечном счете зло. Решение об аборте - это всегда трудный и мучительный моральный выбор. Женщина (супружеская пара), делающая такой выбор, стремится избежать «большего зла». Однако зло, даже во имя избежания «большего зла» всегда остается злом и обязательно причиняет боль человеческой душе. Эта боль, чувство вины, иногда чувство раскаяния - свидетельство нравственного здоровья людей. А сама проблема искусственного аборта всегда будет оставаться открытой моральной проблемой.

С давних времен вопрос об аборте - это также и юридический вопрос. В литературе выделяются 4 типа законов об аборте. 1) Самое либеральное законодательство разрешает «аборт по просьбе» - в Европе это большая группа стран всего около 25 - от Австрии до Швеции 2) Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям в 6 странах (Финляндия, Англия, Венгрия и др.). 3) Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах (угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные дефекты плода, инцест и изнасилование) в Польше, Португалии, Испании, Швейцарии. 4) Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины (в Северной Ирландии, Республике Ирландии, Мальте).

В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 56 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает «аборт по просьбе» до 12 недель беременности; по социальным показаниям - если женщина или муж безработные, число детей более 3-х и т.д. - до 22 недель; по медицинским показаниям - независимо от срока беременности.

Контрацепция - это профилактика нежелательной беременности. Контрацептивы есть средства контролирования рождаемости, важнейший элемент современной системы планирования семьи. Различают методы контрацепции: традиционные (ритмический, прерванный половой акт и др.) и современные (стерилизация, оральные контрацептивы - ОК, внутриматочные средства - ВМС и др.). Мировоззренческие споры вокруг контрацепции, может быть, менее напряженны, чем вокруг абортов, но в своих крайних выражениях они тоже являются столкновением религиозного и светского подходов. Уже упоминавшаяся выше Энциклика римского папы Павла VI «Humanae vitae» (1968) запрещает использование всех видов контрацепции, кроме некоторых традиционных -ритмического и временного воздержания. В Энциклике папы Иоанна Павла II «Veritatis splendor» («Благородство истины»), опубликованной в 1993 году, современная контрацепция была охарактеризована как примеры действий, «присущих злу». Аналогичная позиция и у православного автора.

В контексте философии репродуктивного и сексуального здоровья право женщины на доступ к средствам современной контрацепции является ее приоритетным правом. Прежде всего, право женщины на контрацепцию коррелирует с ее правом на жизнь. В связи с беременностью в России ежегодно погибает 2500 женщин - половину этих смертей можно было бы предотвратить с помощью эффективных служб планирования семьи. Особенно следует подчеркнуть значение доступности средств современной контрацепции для женщин «зоны риска» - слишком юных и старше 35 лет. Право женщины на контрацепцию - это важнейшая составляющая ее права на охрану здоровья. Наконец, если учесть, что каждая женщина в течение своей жизни в среднем около 20 лет испытывает страх перед нежелательной беременностью, то право на контрацепцию означает для нее освобождение от этого страха.

Каковы же здесь собственно медико-этические Каковы же здесь собственно медико-этические вопросы? Средства контрацепции предназначены, как правило, для массового применения здоровыми людьми. С точки зрения этического принципа не причинения вреда, все имеющие при этом место осложнения должны оцениваться несколько иначе, чем в терапевтической ситуации.

100-процентно эффективного средства контрацепции пока нет, и бывают случаи, когда женщина, будучи уже беременной и не зная об этом, принимает гормональные контрацептивы. Если возможности произвести аборт нет, то возникает вопрос, не нанесен ли уже серьезный вред здоровью ребенка? То есть, приходится признать некоторый резон в критике современных методов контрацепции как «противоестественных» со стороны религиозных авторов.

Современные системы планирования семьи предполагают эффективные программы полового воспитания, а в некоторых странах и распространение иногда бесплатное оральных контрацептивов, презервативов среди такой «группы риска» как подростки. В самое последнее время осуществление аналогичных программ началось и в нашей стране. В связи с этим и специалистам, и общественности необходимо обсудить непростые этические вопросы: должны ли информироваться родители детей и подростков о таких формах педагогической и медицинской деятельности, нужно ли при этом согласие родителей и т.д.

Среди методов контрацепции стерилизация занимает особое место. В 20-м веке было несколько периодов повышенного интереса к этому методу. Например, в конце 80-х годов 30% американских семей, находящихся в детородном возрасте, с целью надежной контрацепции выбирали мужскую или женскую стерилизацию.

Принятые «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» уже предоставили такое право всем гражданам, то есть и мужчинам (ст.57). Добровольная стерилизация в нашей стране может быть осуществлена при наличии письменного заявления пациента и одного их двух условий - наличия 2-х детей или возраста старше 35 лет.

Стерилизация с целью контрацепции не есть обычное медицинское вмешательство, что доказывают ее оценки с позиций религиозной морали. Стерилизация абсолютно запрещена официальными документами католической церкви. Согласно протестантским авторам, это дело супругов и даже самой женщины, если речь идет о женской стерилизации. Иудейская религиозная мораль допускает только женскую стерилизацию. Ислам допускает стерилизацию по обоюдному согласию супругов и при условии, что такая мера им психологически полезна.

Наиболее трудный этический вопрос допустима ли недобровольная стерилизация, например, преступника-рецидивиста, совершавшего половые преступления. Современная биомедицинская этика не допускает такого использования медицины: любое медицинское вмешательство в отношении компетентного пациента может быть произведено только с его согласия и только в его интересах. Однако, и осуществление добровольной стерилизации не свободно от морально-этических сомнений, поскольку речь идет о медицинском вмешательстве у здорового человека, причем вмешательстве, как приняло, необратимом. Известно немало примеров, когда лицо, подвергнутое стерилизации с целью контрацепции, при изменившихся впоследствии обстоятельствах прибегало к использованию методов искусственного оплодотворения. Этически более приемлемыми являются методики стерилизации, делающие ее обратимой, когда при необходимости можно восстановить фертильность (зажимы Фильше).

 


Дата добавления: 2014-05-20 | Просмотры: 1318 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)