АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

География среди наук и структура географического знания

Прочитайте:
  1. II Структура и функции почек.
  2. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  3. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  4. II. Острые нарушения памяти и сознания, обусловленные алкоголем и лекарственными средствами
  5. II. Продолжительные качественные нарушения сознания
  6. III. Исходные и базовые знания
  7. III. Исходные и базовые знания
  8. А. Классификация, структура и функции
  9. АЛЕКСИТИМИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
  10. Аменция. Сумеречное расстройство сознания.

Как известно, наука едина, ее отдельные ветви не изолирова­ны одна от другой и многократно перекрываются. Поэтому всякая классификация наук условна. Очевидно, можно по-разному стро-


ить системы наук исходя из различных критериев. Общий прин­цип — естественная связь и определенная соподчиненность, или иерархичность, самих объектов исследования (этот вопрос уже затрагивался выше при обсуждении объектов географического исследования). Место географии в существующих классификаци­ях наук определилось достаточно ясно: практически все специа­листы помещают ее на стыке естественных и общественных наук. В этом состоит уникальность географии, но именно отсюда воз­никают трудности в классификации ее отдельных отраслей.

В процессе исторического развития географии прогрессирова­ла ее дифференциация, которой не смогло противостоять стрем­ление к интеграции. В результате география распалась на множе­ство отраслей, и ее расползание в разные стороны, которое В. В.До­кучаев констатировал сто лет назад, не прекращается. Всю сово­купность существующих отраслей географии объединяют разны­ми терминами: группа, семья, семейство, комплекс, система наук. В.Б.Сочава удачно называл географию ассоциацией наук, но по­степенно стало привычнее определять географию как систему наук.

Вопрос о том, какой из перечисленных терминов больше под­ходит к географии, может показаться праздным. Однако ответ на него имеет определенное значение — как принципиальное, так и прагматическое. Неконтролируемое дробление науки, нечеткость ее границ с другими науками усиливают узкую специализацию, ведут к потере общего языка между учеными, распылению сил в научном сообществе и, в конечном счете, к утрате авторитета науки в глазах общественности. Сама по себе дифференциация науки — процесс нормальный, но углубление специализации долж­но сопровождаться процессом интеграции — созданием общих методологических и теоретических основ, объединяющих все част­ные отрасли и направления. Если таких основ нет, то нет и систе­мы наук.

Для современной науки характерны перекрытия между различ­ными дисциплинами. Самые актуальные научные проблемы на­шего времени имеют междисциплинарный характер, для их ре­шения необходимы совместные усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между на­уками. Но это не должно исключать четкого разделения функций между специалистами и в то же время требует от них глубокого владения теорией и методами своей науки. Эффективность учас­тия географа в решении сложнейших проблем, стоящих перед человечеством, будет зависеть прежде всего от уровня его про­фессионализма, а следовательно, в большой степени от качества его научной подготовки. А это, в свою очередь, влечет за собой целый комплекс практических задач организации высшего гео­графического образования: структура географических факульте­тов, набор специальностей и специализаций, соотношения об-


щегеографических и специальных дисциплин в учебных планах и т.д. Решение подобных задач неосуществимо без четкого опреде­ления места каждой конкретной географической дисциплины среди других и без выработки некоторых общих принципов и методов для всей ассоциации наук, объединяемых географическим факуль­тетом.

Не случайно в последней четверти XIX в. при организации пер­вых кафедр в российских университетах разгорелась дискуссия между теми, кто считал, что место географии на естественных факультетах, и сторонниками ее объединения с историко-фило­логическими кафедрами. Тот же вопрос возникает при организа­ции научных географических исследований. В Российской акаде­мии наук география входит в секцию наук о Земле и объединена в одно отделение с физикой атмосферы и океанологией (заметим, что последняя рассматривается в данном случае не как географи­ческая дисциплина, а как самостоятельная наука). Такая ситуация не удовлетворяет экономико-географов, которые считают, что общественная география должна быть представлена в секции об­щественных наук вместе с экономикой. Подобная позиция нахо­дит косвенную поддержку в представлениях философа Б.М.Кед­рова, известного своими исследованиями по классификации наук. Согласно Кедрову, география состоит из двух самостоятельных наук — физической географии, входящей в группу естественных наук, и экономической географии, относящейся к социальным наукам.

От принятой классификации наук зависит организация науч­ной информации и эффективность использования ее различных форм, как традиционных (научных справочников, словарей и т.п.). так и электронных. Вряд ли можно считать полноценными неко­торые зарубежные справочные географические издания, в кото­рых отсутствуют разделы по гидрологии, океанологии, почвове­дению.

Можно спорить о том, следует ли называть географию груп­пой, системой или как-нибудь иначе и какой должна быть ее клас­сификация, но важнее сначала разобраться в ее фактическом со­временном состоянии, точнее в ее объективно сложившейся струк­туре и в реальных взаимосвязях между ее отдельными отраслями, а также между ними и смежными науками. Поставив перед собой такую задачу, мы сразу же столкнемся с различиями между от­дельными странами или национальными научными школами. Со­поставление отечественной и американской географии говорит о разительных контрастах в представлениях самих географов о зна­чении тех или иных отраслей географии и их месте в общей струк­туре географических знаний. В американской географии существу­ет устойчивая тенденция к вытеснению физико-географических дисциплин и усилению однобокой социально- или культурно-гео-


графической ориентации. По свидетельству Р. Дж. Джонстона, в США интерес к физической географии иссяк уже к середине про­шлого столетия. В середине 80-х гг. XX в. известные американские географы П.Джеймс и Дж. Мартин констатировали усиливающий­ся отход географии от природы в сторону «культурных явлений» и с оттенком одобрения цитировали тех авторов, которые призыва­ли отлучить от географии климатологию, геоморфологию, биогео­графию.

Отечественной географии в отличие от американской всегда была присуща сильная естественно-научная традиция, и принад­лежность физико-географических наук к географии, в которой они занимают прочное положение, до последнего времени никем не оспаривалась. Их развитие не могло происходить в ущерб обще­ственной географии, так что сложилась особая двуединая наука с природным и социально-экономическим блоками. Однако в по­следние годы появились высказывания о якобы существующем «дисбалансе» между двумя главными ветвями отечественной гео­графии вследствие «гипертрофии» физической географии. Более того, предпринимаются попытки устранить «гипертрофию» пу­тем усекновения по американскому образцу. В одной из работ, посвященных достижениям мировой географии XX в., ставится под сомнение принадлежность гидрологии к географическим на­укам на том основании, что ее не включают в некоторые мировые (англоязычные) географические справочники и библиографии и она не представлена в комиссиях Международного географиче­ского союза. По-видимому, на основании аналогичных формаль­ных соображений в обзор истории географии XX в. не вошли океа­нология и почвоведение, а биогеография представлена в сильно редуцированном виде1.

Рассматривая структуру географической науки, будем исходить из ее исторически сложившегося состояния в нашей стране, где она нашла свое выражение в различных организационных фор­мах — в структуре научных учреждений, географических факуль­тетов университетов, а также Русского географического общества, в содержании географической периодики.

Как уже отмечалось, география состоит из двух больших бло­ков. Каждый из этих блоков отвечает понятию системы наук в силу тесной взаимосвязанности изучаемых объектов, наличия об­щих теоретических основ и непосредственных рабочих контактов между специалистами. Что касается взаимных связей между есте­ственно-географическим и общественно-географическим блока­ми, то в теории в различных определениях географии такие связи декларируются. Однако на практике оказывается, что физико-гео-

' Преображенский В. С., Александрова Т.Д., Максимова Л. В. География в ме­няющемся мире. Век XX. — М., 1997.


графы часто легче находят общий язык и вступают в контакты с представителями смежных естественных наук (геологами, геохи­миками, биологами и др.), чем со своими коллегами по социаль­но-экономической географии. У последних же, как правило, ока­зывается больше общего с другими специалистами в области об­щественных наук, чем с физико-географами. Поэтому, называя географию системой наук, мы допускаем определенную натяжку и в какой-то мере выдаем желаемое за действительное. Но опреде­ление географии как системы наук уже вошло в традицию и вряд ли есть смысл его оспаривать. Вопрос о системе географических наук — лишь один из аспектов проблемы единства или целостно­сти географии. Эта проблема не имеет простого решения. И к ней мы вернемся в следующей главе.

Термин система наук применительно к географии впервые упот­ребил С. В. Калесник в 1959 г. и тогда же предложил классифика­цию географических наук, которая была им уточнена в 1972 г. В этой классификации выделены четыре группы наук: 1) есте­ственно-географические, 2) общественно-географические, 3) кар­тография, 4) объединенные дисциплины. Каждая группа (кроме картографии) охватывает ряд отраслевых дисциплин (всего их ока­залось 18). К последней группе отнесены страноведение, краеве­дение, военная география, медицинская география. В настоящее время перечень отраслевых дисциплин должен быть существенно расширен, некоторых уточнений требует группа объединенных дис­циплин. Однако классификация С. В. Калесника в основе не поте­ряла своего значения. Известны некоторые более поздние вариан­ты классификации географических наук, но они не содержат ка­ких-либо новых подходов.

Э. Б.Алаев в 1983 г. попытался ввести более строгую субордина­цию в классификацию путем разбивки всех частных, или отрасле­вых, подразделений географии на пять иерархичных ступеней:

а) система наук — география в целом;

б) семейство наук — природоведческая и обществоведческая
география;

в) комплекс наук (дисциплин) — физическая география, биогеография, социально-экономическая география;

г) отрасль — отдельные крупные элементы комплекса наук
(зоогеография, география населения);

д) раздел — для наук, изучающих часть общего онтологическо­го объекта (география сельского населения — раздел географии
населения, океанология — раздел гидрологии), или направление
объект не меняется, меняется метод, подход (агроклиматология —
направление в климатологии).

Идея Алаева несомненно интересна, однако ее реализация применительно к разработке полной (т.е. охватывающей все су­ществующие подразделения) классификации географических наук


сталкивается с затруднениями. Критерии различных иерархиче­ских категорий не отличаются четкостью. Например, трудно со­гласиться с тем, что океанология — не самостоятельная отрасль природоведческой географии, а всего лишь раздел другой отрас­ли (гидрологии). Неправомерно рассматривать физическую гео­графию и биогеографию как две самостоятельные группы («комп­лексы») наук: в таком делении отражается давно уже устаревшее представление. Агроклиматологию, как и ряд других аналогичных дисциплин, правильнее рассматривать не как особое научное на­правление, а как прикладной раздел «материнской» науки — в данном случае климатологии.

Определенные трудности в разработке единой таксономии для всех подразделений системы географических наук связаны со спе­цификой структуры ее двух главных подсистем (этот термин более предпочтителен, чем термин «семейство»). Структура природовед­ческой (физико-географической) подсистемы в целом сложилась. В ее составе определился набор четко очерченных и взаимосвязан­ных дисциплин. Можно считать, что развитие этой подсистемы вширь, т. е. за счет дальнейшего дробления отраслевых дисцип­лин, в основном завершилось и дальнейшее развитие должно идти вглубь — в направлении более глубокого познания геосистем и слагающих их компонентов. Внутренняя структура общественной географии и ее внешние рубежи, т.е. границы со смежными об­щественными науками, пока еще окончательно не определились. В настоящее время эта наука находится в стадии своеобразной экспансии, вовлекая в орбиту своих интересов все новые и новые объекты, и, таким образом, развивается более вширь, нежели вглубь. Наряду с вполне сложившимися отраслями, такими, как география промышленности или география населения, в ней на­мечаются новые направления исследований, будущий «статус» которых и место в подсистеме общественно-географических наук еще трудно предугадать.


Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 1125 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)