АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Три блока функционирования нервной системы

Прочитайте:
  1. A -адреноблокаторы
  2. A. блокатор Н2-гистаминорецепторов
  3. A. блокатор Н2-гистаминорецепторов
  4. E. АВ-блокада 2 степени типа Мобитц Il
  5. I). Средства, блокирующие адренорецепторы (адреноблокаторы).
  6. I. Неврогенные опухоли из собственно нервной ткани.
  7. I. Противоположные философские системы
  8. II. бета-адреноблокаторы
  9. II. Клетки иммунной системы
  10. III. Эффекты бета-адреноблокаторов

А.Р. Лурия (1973) обобщил имеющиеся данные об анатоми­ческих структурах головного мозга и, показав их физиологи­ческую значимость для развития психических процессов чело­века, выделил три основные функциональные блока, осуще­ствляющие психическую деятельность. Каждый блок имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над Другом уровней нервной системы.

Первый блок — блок регуляции тонуса и бодрствования. Для обеспечения полноценного протекания психических про-

цессов человек должен находиться в состоянии бодрствова­ния. Для их поддержания необходим определенный тонус ко­ры головного мозга, обеспечивающий прием и переработку информации, возникновение в памяти определенных ассоци­аций, планирование деятельности. Аппаратом, обеспечиваю­щим и регулирующим тонус коры головного мозга, является ретикулярная (сетевидная) формация. Располагаясь в стволе мозга и поднимаясь вверх до межуточного мозга, она выпол­няет функцию объединения многих образований, активизи­руя импульсы, идущие вверх и вниз. Восходящая ретикуляр­ная система выполняет решающую роль в регуляции активно­сти коры. Нисходящая ретикулярная формация контролиру­ет и регулирует структуры среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола, подчиняя их регулирующей функции коры. Таким образом, ретикулярная формация обеспечивает регу­ляцию тонуса коры и состояние бодрствования. Однако акти­визирующая функция ретикулярной формации является не­специфической, отличаясь этим от специфических (сенсор­ных и моторных) функций систем мозговой коры. Объединяя стволовые образования, средний и межуточный мозг, ретику­лярная формация поддерживает регуляцию обменных про­цессов, обеспечивающих гомеостаз (внутреннее равновесие организма).

Активизировать кору может не только ретикулярная фор­мация, но и раздражения, приходящие от органов чувств. Че­ловек живет в условиях постоянно меняющейся среды, требу­ющей от него обостренного состояния бодрствования, мобили­зации организма. И.П. Павлов в свое время называл такую мо­билизацию ориентировочным рефлексом, являющимся осно­вой познавательной деятельности.

Таким образом, первый блок объединяет ствол мозга с ядра­ми черепно-мозговых нервов и системой блуждающего нерва, ретикулярную формацию, средний и межуточный мозг, а так­же подкорковые образования.

Второй блок — блок приема, переработки и хранения ин­формации располагается в наружных отделах новой коры и включают зрительную (затылочную), слуховую (височную), общечувствительную (теменную) области. Аппараты этого блока приспособлены к приему внешних раздражений, при­ходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное количество компонентов (к анали­зу сигналов) и к комбинированию их в нужные динамические

функциональные структуры (к синтезу раздражителей). Этот блок головного мозга обладает высокой организацией клеточ­ных структур и их связей, чтобы принимать зрительную, слу­ховую и общечувствительную информацию. Он включает от­делы коры, воспринимающие обонятельные и вкусовые раз­дражения. Основную функцию принимают на себя первичные и вторичные поля коры головного мозга, центральный аппа­рат модально-специфического анализатора, построенного по единому принципу иерархической организации. Сложную интеграцию задних отделов коры головного мозга осуществ­ляют третичные поля. По мнению А.Р. Лурия, деятельность третичных зон необходима не только для успешного синтеза наглядной информации, но и для перехода от уровня непо­средственного наглядного синтеза к уровню символических процессов, необходимых для оперирования со значениями слов, сложными грамматическими и логическими структура­ми, системами чисел и отвлеченными соотношениями, учас­тие которых необходимо для превращения наглядного вос­приятия в отвлеченное мышление, опосредованное внутрен­ними схемами.

Информация, достигающая нервных клеток первичных по­лей, обрабатывается, дифференцируется, попадает во вторич­ные поля гностической области, где сохраняется след приходя­щих сюда раздражений. И.П. Павлов считал, что память — это следы раздражений, достигающих коры головного мозга. Большое значение имеет структура ассоциативных нейронов с короткими аксонами, составляющими вторичные поля, кото­рые обеспечивают объединение различных комбинаций раз­дражений в блоки, осуществляя синтетическую функцию. В детском возрасте основное значение имеет последовательность включения и надстройки первичных, вторичных и третичных полей. Поражение первичных и вторичных полей затрудняет формирование третичных полей, что сказывается на недораз­витии высоких уровней, задерживает формирование высших психических функций.

Третичные зоны (зоны перекрытия) корковых отделов раз­личных анализаторов имеются только у человека. Они при­нимают участие в превращении наглядного восприятия в от­влеченное мышление, опосредованное внутренними схема­ми, и необходимы для сохранения в памяти организованного опыта (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский). У взрослого человека, психические функции которого полностью сформировались,

ведущее значение приобретают третичные зоны коры, управ­ляющие подчиненными им вторичными зонами. Принцип латерализации высших психических функций в коре голо­вного мозга актуален только на уровне вторичных и третич­ных зон, которые играют основную роль в функциональной организации доходящей до коры информации, осуществляе­мой у человека с помощью речи. Таким образом, второй блок обеспечивает наиболее сложные формы работы мозга, лежа­щие в основе наиболее высоких видов познавательной дея­тельности человека, генетически связанных с трудом, а структурно — с участием речи в организации психических процессов.

Третий блок — блок программирования, регуляции и кон­троля сложных форм деятельности, включающий лобную до­лю коры головного мозга. С ним связаны формирование пла­нов и программ действий, регуляция поведения в соответствии с требованиями среды, а также контроль за сознательной дея­тельностью. Передняя центральная извилина, или первичное моторное поле, является «выходными воротами», так как от­сюда начинается пирамидный путь, несущий импульсы к яд­рам черепно-мозговых нервов в стволе мозга и к двигательным клеткам спинного мозга. Однако подготовка двигательных им­пульсов не может быть выполнена самими пирамидными клет­ками, необходима структура, обеспечивающая сложный дви­гательный акт. Функцию вторичных полей лобной области вы­полняют премоторные отделы, которые превращают организо­ванные по соматотопическому признаку процессы в функцио­нально организованные системы.

Третичные зоны коры располагаются в префронтальных от­делах мозга, имеют богатую систему связей со всеми отделами коры и с нижележащими отделами мозга, особенно с ретику­лярной формацией, которая заряжает и тонизирует все отделы мозга. Связи лобной коры двухсторонние. Кора оказывает ре­гулирующее влияние на образования ретикулярной форма­ции, придавая им дифференцированный характер. Таким об­разом, префронтальные отделы коры играют важную роль в регуляции состояний активности, приводя их в соответствие с формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами (А.Р. Лурия). Отличительная черта процессов регуляции со­знательной деятельности у человека состоит в том, что она со­вершается при ближайшем участии речи. Именно префрон­тальные отделы коры обеспечивают сложнейшие формы про-

граммирования, регуляции и контроля сознательной деятель­ности человека.

Обобщая полученные данные о функционировании трех блоков, необходимо подчеркнуть их функциональное единство при формировании сложной психической деятельности чело­века (рис. 43).

Рис. 43. Общий принцип обработки информации в нервной системе


Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 1710 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)