Нетабельность данного ОВ, во многом обусловленная достижениями в лечении люизитных поражений, позволяет рассматривать вопросы клиники и патогенеза в более сжатой форме, особенно при использовании метода сравнительной оценки с ипритными поражениями. Склонность люизита к образованию циклических арсинсульфидов позволила создать высокоэффективные средства для профилактики и лечения поражений этим ОВ.
Общность физико-химических свойств иприта и люизита объясняет общность путей поступления ОВ в организм, возможность использования единых методов защиты.
Люизит и некоторые его метаболиты содержат в своих молекулах трехвалентный мышьяк, хлор, что и обусловливает их высокую биологическую активность. Трехвалентный мышьяк легко вступает в соединение с ферментами, которые содержат сульфгидрильные группы. Этим объясняется как местное, так и общетоксическое действие люизита, так как эти ферменты принимают участие в обмене веществ, в проведении нервных импульсов, в сокращении мышц, проницаемости клеточных мембран и др. В частности, важное место в патогенезе поражений люизитом принадлежит ингибированию карбоксилазы и α-липоевой кислоты — кофакторов пируватоксидазы. Это приводит к накоплению пировиноградной кислоты и нарушению процессов гликолиза, дезаминированию и окислению жиров. Нарушения, возникающие в углеводородном, белковом и жировом обмене, приводят к нарушению энергоснабжения всех органов и тканей организма с многочисленными патологическими проявлениями.
Обладая значительным сходством с ипритными поражениями, поражения люизитом имеют некоторые особенности:
— выраженные болевые ощущения при контакте с ОВ;
— бурное развитие воспалительной реакции с обильной экссудацией и геморрагиями;
— скрытый период практически отсутствует (2—5 мин);
— более короткий срок излечения;
— более выражен синдром общей интоксикации.
Клиническая картина поражения люизитом складывается из местного и резорбтивного действия яда. Местное действие характеризуется воспалительно-некротическими изменениями и явлением раздражения тканей на месте аппликации. Резорбтивное действие проявляется нарушением пластического и энергетического обмена в органах и тканях, структурными изменениями и гибелью клеток, с которыми взаимодействует токсикант (сосудистая система, нервная система, паренхиматозные органы).
Поражение органов дыхания. Люизит в парообразном состоянии и в форме аэрозоля уже в низких концентрациях оказывает выраженное раздражающее действие на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Пораженные ощущают першенье и царапанье в горле, появляются чихание, насморк, кашель, слюнотечение, осиплость голоса. Объективно обнаруживаются гиперемия слизистых оболочек зева, гортани и носа и их отечность. При прекращении контакта с ОВ все эти проявления интоксикации через сутки — двое исчезают.
В более тяжелых случаях через час — полтора после воздействия развиваются прогрессирующие воспалительно-некротичес-кие изменения слизистой оболочки трахеи и бронхов. Пораженные ощущают затруднение при дыхании, появляется кашель, отделяется гнойная мокрота с прожилками крови и обрывками некротизированной слизистой оболочки дыхательных путей. При аускультации выслушиваются сухие и влажные хрипы. Такая картина острой интоксикации сохраняется в течение нескольких недель. При действии в концентрациях, близких к смертельным, люизит вызывает развитие токсического отека легких с характерной симптоматикой (см. гл. 6). При этом воспалительно-некротические изменения дыхательных путей носят выраженный характер. Выздоровление при благоприятном течении наступает только через 1,5—2 месяца.
Поражение глаз. При действии паров люизита в момент контакта появляются чувство жжения, боль в области глаз, слезотечение. Легкая степень поражения органа зрения характеризуется симптомами катарального конъюнктивита (покраснением конъюнктивы, обиль ным слезотечением, светобоязнью). После прекращения действия токсиканта симптомы раздражения довольно быстро проходят.
При увеличении времени контакта или повышении концентрации паров ОВ наблюдается поражение средней степени тяжести: симптомы раздражения конъюнктивы более выражены, появляется отек конъюнктивы и век, развивается стойкий блефаро-спазм. В конъюнктиве появляются мелкоточечные кровоизлияния, постепенно катаральный конъюнктивит переходит в гнойный. Про-цесс может затянуться на несколько недель.
Действуя в более высоких концентрациях, яд вызывает развитие поражения тяжелой формы, при которой в процесс вовлекаются не только веки, конъюнктива, но и роговая оболочка глаза. В этих случаях, помимо симптомов описанных выше, через 5—8 ч появляются признаки помутнения роговицы. Через 10—14 дней кератит проходит, а через 20—30 дней наступает выздоровление.
При попадании в глаза люизита в капельно-жидком виде быстро развиваются выраженный отек всех тканей глаза, резкая гиперемия конъюнктивы, появляются кровоизлияния. Затем формируются очаги некроза роговицы. Процессу некротизации, кроме роговицы, подвергаются слизистая оболочка, подслизистая, клетчатка и мышцы глаза (панофтальмит). Такое поражение заканчивается потерей глаза.
Поражение кожи. Действуя в капельно-жидком состоянии, люизит быстро проникает в толщу кожи (в течение 3—5 мин). Скрытый период практически отсутствует. Сразу развивается явление раздражения: ощущаются боль, жжение на месте воздействия. Затем проявляются воспалительные изменения кожи, выраженность которых определяет степень тяжести поражения. Легкое поражение характеризуется появлением болезненной эритемы. Поражение средней степени тяжести приводит к образованию в течение нескольких часов поверхностного пузыря. Последний быстро вскрывается. Эрозивная поверхность эпителизируется в течение 1—2 нед. Тяжелое поражение — это глубокая, длительно незаживающая язва.
При поражении кожи парами люизита наблюдается скрытый период продолжительностью 4—6 ч, за которым следует период формирования разлитой эритемы, прежде всего на открытых участках кожи. Действуя в высоких концентрациях, вещество может вызвать развитие поверхностных пузырей. Заживление наступает в среднем через 8—15 дней. При защите органов дыхания смертельное поражение парообразным люизитом практически не возможно. Сравнительная характеристика поражения кожи люизитом и ипритом представлена в табл. 26.
Поражение желудочно-кишечного тракта. Поражение желудочно-кишечного тракта развивается при попадании люизита внутрь с зараженной водой или продовольствием и проявляется признаками тяжелого геморрагического гастроэнтерита. Почти сразу после воздействия появляются слюнотечение, тошнота, обильная и упорная рвота (рвотные массы с запахом люизита и примесью крови), боли в животе, понос. Смерть может наступить в течение 2—3 сут после приема токсиканта. При введении в желудок очень большого количества люизита (несколько смертельных доз) летальный исход наблюдается в первые часы интоксикации. При вскрытии обнаруживаются воспалительно-некротические изменения слизистой оболочки, подслизистого слоя по ходу пищеварительного тракта, глубокие язвы, доходящие до мышечного слоя в пищеводе или даже серозной оболочки в желудке. При несмертельном отравлении выздоровление происходит медленно.
Функциональные нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта в форме тошноты, рвоты, поноса наблюдаются также и при иных способах аппликации вещества (ингаляционном, накожном) и являются проявлениями резорбтивного действия яда.
Таблица 26
Действие иприта и люизита в капельно-жидком состоянии на кожу человека
Характер действия ОВ
Люизит
Иприт
Растекание капель
Значительное
Более слабое
Время всасывания
5 мин
20-30 мин
Скрытый период
Отсутствует
4-6 ч
Эритема
Яркая, имеет четкие границы со здоровой кожей (появляется через 30 мин)
Неяркая (цвет семги), не имеет четких границ со здоровой кожей
Отек кожи
Резко выражен
Не выражен
Пузыри
Через 12-13 ч единичные, большие
Через 24 ч появляются вначале мелкие в виде ожерелья
Язва
Дно ярко-красное с мелкоточечными кровоизлияниями, может захватывать кожу и подлежащие ткани
Дно язвы бледное, глубина язвы меньшая
Максимум воспалительных изменений на месте поражения
Через 48 ч
Через 10-12 дней
Продолжительность
течения
2-3 недели
6-8 недель
Пигментация вокруг поражения
Отсутствует (имеется шелушение)
Стойкая
Резорбтивное действие. При тяжелых поражениях люизитом одновременно с местными проявлениями независимо от места аппликации развиваются симптомы, обусловленные резорбтивным действием яда. Отравленные вялы, отказываются от пищи, рефлексы ослаблены. Состояние угнетения отмечается на протяжении всего периода интоксикации. Перед смертью не реагируют на раздражители (корнеальный рефлекс сохраняется до наступления смерти).
Люизит, как и другие соединения трехвалентного мышьяка, является прежде всего сосудистым ядом. Наиболее характерно для люизитной интоксикации — прогрессирующее падение артериального давления, которое перед гибелью может доходить до нулевых значений. Снижение давления крови наблюдается и в случае более легких поражений, заканчивающихся выздоровлением. При этом расстройства сердечной деятельности выражены сравнительно слабо и характеризуются учащением или замедлением частоты сердечных сокращений.
Люизит вызывает усиление проницаемости сосудов (артериол и капилляров). Под влиянием токсиканта происходит выход жидкой части крови в серозные полости и межклеточное пространство тканей. Развиваются отек легких, гидроторакс, гидроперикард и т.д. В более тяжелых случаях нарушение проницаемости сосудов выражено столь значительно, что это приводит к кровоизлияниям во внутренние органы (легкие, почки, сердечную мышцу, под эндокард и т.д.), сначала точечным, а затем и обширным. Происходит сгущение крови, при котором возрастает ее вязкость. Смерть наступает на высоте сгущения крови.
Уже в ближайшие часы после воздействия в крови увеличивается количество эритроцитов, гемоглобина; через 4—6 ч эти изменения достигают максимума. В начальном периоде интоксикации развивается лейкоцитоз, который в тяжелых случаях перерастает в лейкопению. Развитие выраженной лейкопении, лимфо- и эозинопении рассматривается как плохой прогностический признак. Выраженность изменений со стороны системы крови зависит от дозы вещества, а также от интенсивности воспалительного процесса на месте его аппликации.
При затяжном течении отравления снижение массы тела, потеря аппетита и адинамия свидетельствуют о нарушении обмена веществ. Особенно страдает углеводный обмен (отмечается повышение содержания сахара, пировиноградной и молочной кислот в крови). В результате накопления кислых продуктов в крови наблюдается сдвиг кислотно-основного состояния. Развивается метаболический ацидоз. Признаком нарушения жирового обмена является гипохолестеринемия. В более позднем периоде интоксикации (3—10-е сут) на первый план выступают изменения белкового обмена (в моче повышается содержание продуктов распада белка — общего азота, азота мочевины, и т.д.).
При вскрытии погибших выявляются дегенеративные изменения паренхиматозных органов (жировая дистрофия, некроз паренхимы, перерождение эпителия). Отчетливо выражены дистрофические изменения нервных клеток различных отделов ЦНС (вегетативных ганглиев и т.д.).
Таким образом, для резорбтивного действия люизита характерными являются сосудистые расстройства, а также дегенеративные изменения со стороны клеток нервной системы и паренхиматозных органов.
Выводы:
1. Люизит, как и иприт, является универсальным ядом, поражающим практически все органы и системы живого организма.
2. Клинические симптомы поражения люизитом, в отличие от ипритных поражений, достаточно ярко выражены с первых минут контакта с ОВ, скрытый период практически отсутствует.
3. Основная часть как люизитных поражений, так и ипритных будет носить сочетанный характер.
4. Поступление пораженных люизитом на этапах медицинской эвакуации, в отличие от пораженных ипритом, будет сравнительно одномоментным.
5. Сроки лечения даже тяжелых люизитных поражений будут значительно меньшими, чем при поражениях ипритом, особенно при использовании специфической антидотной терапии.