АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Кристаллоидные (солевые) кровезаменители

Прочитайте:
  1. II. Кровезаменители
  2. Вопр№23 Кровезаменители, и их применение в хирургической практике
  3. Гемодинамические (волемические) кровезаменители.
  4. Гемодинамические (волемические) кровезаменители.
  5. Гемодинамические (волемические) кровезаменители.
  6. Камни на распиле бывают радиарного строения (кристаллоидные камни); слоистые (коллоидные), слоисто-радиарные (коллоидно-кристаллоидные).
  7. Кристаллоидные растворы
  8. Кровезаменители
  9. Кровезаменители

Классификация по осмолярности:

· гипотонические растворы: 5% растворы декстрозы и глюкозы;

· изотонические растворы: физиологический раствор, раствор Рингера;

· гипертонические растворы: 7,5% раствор хлорида натрия.

Основным достоинством солевых объемозамещающих растворов является легкая переносимость инфузии и нереактивность, отсутствие влияния на функцию почек и иммунную систему. Сбалансированные солевые растворы (раствор Рингера) поддерживают электролитный баланс.

Основным недостатком солевых объемозамещающих растворов является их относительно быстрое перераспределение из сосудистого русла в межклеточное пространство: через 1-2 часа 3/4 солевого раствора оказывается в интерстициальном пространстве, поэтому, для поддержания объема циркулирующей крови при изолированном применении солевых кровезаменителей требуется введение больших объемов кристаллоидов, что грозит развитием гиперволемии, отечного синдрома, гипотермии, артериальной гипертензии.

И коллоидные, и солевые растворы имеют как свои достоинства, так и недостатки, поэтому, целесообразно их совместное применение, оптимально подобранное для каждого конкретного случая. Введение коллоидных и солевых кровезаменителей создает в организме больного феномен искусственной гемодиллюции, немедленно улучшает гемодинамику путем уменьшения вязкости и восстановления важнейших показателей кровообращения. В результате, даже в состоянии острейшей анемии, оставшиеся в сосудистом русле эритроциты обеспечивают транспортировку количества кислорода, достаточного для питания тканей и органов пациента. Своевременная и адекватная инфузионная терапия кровезаменителями без проблем способна поддержать жизнь больного при снижении концентрации гемоглобина до 50 г/л.

Синтетические коллоидные объемозамещающие растворы:

производные желатина:

растворы оксижелатина: Gelofundiol, Helifundol;

растворы жидкого модифицированного желатина: Gelofusine, Physiogel, Plasmion, Geloplasma;

декстраны:

среднемолекулярные декстраны (молекулярная масса 60..70 кД): Longasteril-70, Macrodex, Hemodex, полиглюкин;

низкомолекулярные декстраны (40 кД): Longasteril-40, Rheomacrodex, Plasmacair, реополиглюкин.

производные ГЭК (гидроксиэтилированного крахмала):

высокомолекулярные производные ГЭК (hetastarch - 450 кД): Hespen, Stabisol, Plasmasteril;

среднемолекулярные производные ГЭК (pentastarch - 200 кД): Infukol, Haes-steril, Refortan, Pentaspan, Lomol, Elohes; (tetrastarch - 130 кД): Voluven;

низкомолекулярные производные ГЭК (40..70 кД): ГЭК 70/0; 5ГЭК 40/0,5.

Плазмозамещающие коллоидные растворы делят на крупномолекулярные и низкомолекулярные. Крупномолекулярные соединения (полиглюкин) обладают гемодинамическими и дезинтоксикационными свойствами. Низкомолекулярные соединения (полидез) используются для дезинтоксикации и в меньшей степени для гемодинамических целей.

Крупномолекулярные препараты имеют большую массу, близкую к таковой альбумина крови. Они не проникают через сосудистую стенку в ткани, не фильтруются в клубочках почек и поэтому длительно циркулируют в кровеносном русле. Эти высокомолекулярные соединения поддерживают онкотическое давление плазмы крови и способствуют сохранению ОЦК, чем повышают артериальное давление.

 

Полиглюкин (Polyglucinum) – международное название Декстран [ср. мол.масса 50000-70000]. Синонимы: Detxtravan, Expandex, Macrodex и др. Представляет собой 6 % раствор полимера глюкозы – декстрана с содержанием 0,9% изотонического раствора натрия хлорида.

Полиглюкин относится к гемодинамическим плазмозамещающим растворам. Благодаря относительно большой молекулярной массе, близкой к молекулярной массе альбумина крови, препарат при введении в кровоток достаточно долго циркулирует в кровяном русле (3-7 суток), поддерживая на необходимом уровне артериальное давление. Каждый грамм Полиглюкина связывает 25 мл воды, в результате объем циркулирующей плазмы быстро восстанавливается.

Показания к применению: шок (травматический, ожоговый, септический), острая кровопотеря. Противопоказания: повышенная чувствительность к препарату, сердечно-сосудистая недостаточность, продолжающееся внутреннее кровотечение, черепно-мозговая травма, внутричерепная гипертензия, геморрагический инсульт, анурия, тромбоцитопения, клинические ситуации, при которых нежелательно введение больших объемов жидкостей (в т.ч. артериальная гипертензия, гиперкалиемия на фоне показателя гематокрита ниже 0.3), тяжелая хроническая почечная недостаточноть. Применять с осторожностью при выраженной дегидратации.

Побочные действия: аллергические реакции (гиперемия и зуд кожи, ангионевротический отек).

 

Реополиглюкин (Rheopolyglucinum). Международное наименование: Декстран [ср. мол.масса 30000-40000] - 10% раствор полимера глюкозы – декстрана с содержанием изотонического раствора натрия хлорида.

Реополиглюкин представляет собой раствор низкомолекулярного декстрана. Препарат является гиперонкотическим коллоидным раствором и при внутривенном введении значительно увеличивает объем циркулирующей крови. Считается, что каждые 10 мл Реополиглюкина привлекают в кровеносное русло из прилегающей ткани еще 10-15 мл жидкости. Этим обеспечивается быстрый подъем артериального давления при шоке и кровопотере. Увеличению объема циркулирующей крови способствует также дезагрегирующее влияние препарата на эритроциты, приводящее к редепонированию крови из капиллярной системы. Благодаря дезагрегирующему действию Реополиглюкин успешно снимает стаз крови и при других заболеваниях сосудов.

В результате препарат повышает суспензионные свойства крови, снижает ее вязкость, способствует восстановлению кровотока в мелких капиллярах, оказывает дезинтоксикационное действие, предупреждает и уменьшает агрегацию форменных элементов крови.

Показания к применению: шок (травматический, операционный, ожоговый, септический), острая кровопотеря, для улучшения реологических свойств крови и системы микроциркуляции (тромбоз, тромбофлебит, облитерирующий эндартериит, болезнь Рейно и др.). Противопоказания: повышенная чувствительность к препарату, кровоточивость, тромбоцитопения; декомпенсированная хроническая сердечная недостаточность (опасность развития отека легких); почечная недостаточность (олиго/ анурия).

Побочные действия: аллергические (кожная сыпь) и анафилактоидные реакции (снижение артериального давления, коллапс, олигурия), жар, озноб, лихорадка, тошнота. Может провоцировать кровоточивость, развитие острой почечной недостаточности.

 

Желатиноль — коллоидный 8% раствор частично расщепленного желатина в изотоническом растворе натрия хлорида. Относительная молекулярная масса 20 000 ± 5000, рН 6,8—7,6. Показания к применению такие же, как и Реополиглюкина. Желатиноль обычно не вызывает осложнений. После его введения в течение 1—2 дней в моче может быть белок, так как препарат выделяется частично почками в неизмененном виде.

 

Крахмал. Кровезаменители растительного происхождения, созданные на основе гидроксиэтилированного крахмала (ГЭК). Исходным сырьем служат зерна кукурузы восковой спелости, а так же картофель. Эти препараты нетоксичны, не оказывают отрицательного воздействия на коагуляцию крови и не вызывают аллергических реакций. Они имеют тесное структурное родство с гликогеном, что объясняет высокую переносимость оксиэтилкрахмала организмом. Способны расщепляться с освобождением не замещенной глюкозы. В отличие от декстранов молекулярная масса оксиэтилкрахмала значительно больше. По гемодинамическому и противошоковому действию растворы крахмала схожи с декстранами. Продолжительность циркуляции и волемические свойства оксиэтилкрахмала зависят от молекулярной массы и степени замещения. При степени замещения равной 0,7 полупериод выведения препарата до двух суток, при 0,6 – 10 часов, при 0,4 еще меньше. Коллоидное действие 6% гидроксиэтилового крахмала сходно с таковым человеческого альбумина. Молекулярная масса различных растворов ГЭК представлена препаратами с молекулярной массой от 170000 (волекам) до 450000 (плазмастерил). Чем меньше молекулярная масса, тем меньше время циркуляции препарата в плазме. Данное обстоятельство следует учитывать при выборе конкретного препарата на основе ГЭК для проведения целенаправленной инфузионной терапии. Одной из причин длительной задержки ГЭК в сосудистом русле, является его способность образовывать комплекс с амилазой, вследствие чего получается соединение с большей относительной молекулярной массой.

В настоящее время разработаны и широко применяются растворы (3%, 6%, 10%) среднемолекулярного гидрооксиэтилового крахмала с молекулярной массой 200 000 и степенью замещения 0,5. Уменьшение молекулярной массы и степени замещения сокращает время циркуляции раствора в плазме. Повышение коллоидной концентрации способствует усилению начального эффекта объема. Благодаря среднемолекулярному характеру коллоида можно не опасаться значительного гиперонкотического эффекта. В силу специфических реологических и антитромботических свойств эти среды оказывают положительное влияние на микроциркуляцию, плазматическое свертывание, не увеличивая опасности кровотечения. Все сказанное позволяет рекомендовать препараты гидрооксиэтилкрахмала для широкого применения не только в целях профилактики и лечения дефицита объема и шока, но и для лечения периферических нарушений кровообращения.

Кровезаменители дезинтоксикационного действия. В настоящее время препараты этой группы кровезаменителей практически отсутствуют. С 2005 г. снят с производства и запрещен к применению в России препарат гемодез и его аналоги из-за многочисленных побочных действий и токсичности.

 

Препараты для парентерального питания:

Аминокислоты. Растворы аминокислот, применяемые для парентерального питания, подразделяют на: стандартные; почечные; печеночные; детские.

В настоящее время существует большое количество стандартных препаратов, сбалансированных по содержанию незаменимых и заменимых аминокислот - полиамин (Россия), аминостерил КЕ 10% («Фрезениус», Германия), вамин («Каби-Фрезе-ниус», Швеция), инфезол 40 («Берлин-Хеми», Германия), аминоплазмаль СЕ 10 («Б. Браун», Германия) и др. Оптимальными считают те синтетические аминокислотные смеси, которые содержат незаменимые и заменимые L-аминокислоты в тех же пропорциях, в каких они находятся в яичном белке. Значение биологической ценности выражается в процентах относительно состава цельного яичного белка (100%), что позволяет точно дифференцировать биологическую ценность аминокислотных смесей. Включение всех 20 аминокислот (8 незаменимых и 12 заменимых) обеспечивает поддержание аминокислотного гомеостаза в крови уже во время введения препарата, снимает дополнительную нагрузку на организм синтезировать заменимые аминокислоты в условиях стресса, исключает снижение скорости синтеза белка из-за недостатка той или иной аминокислоты.

 

Жировые эмульсии. Применяют 10 и 20% растворы жировых эмульсий с калорийностью 1 и 2 ккал/мл: липофундин МСТ/LCT («Б. Браун», Германия), интралипид, липовеноз («Каби-Фрезениус», Германия), липозин-2 («Бакстер», США). Незаменимые жирные кислоты являются структурными компонентами всех клеточных мембран и способствуют восстановлению их структур, проницаемости и осмотической резистентности. Включение в парентеральное питание липидов снижает осложнения, связанные с большой глюкозной нагрузкой, такие, как: гипергликемия, легочная гипервентиляция, увеличение выделения катехоламинов, отложение жиров в печени.

 

Углеводы. Глюкоза является основным источником углеводов и наиболее традиционном донатором энергии в практике парентерального питания. Доля глюкозы в энергоснабжении составляет 45-50%. Кроме того, глюкоза относится к одному из наиболее важных компонентов белкового метаболизма. Обеспечение организма углеводами заметно снижает азотистые потери, а введение до 100 г глюкозы в сутки предупреждает развитие кетоза. В связи с этим глюкозу широко используют в практике парентерального питания как единственный источник небелковых калорий в виде 20-50% раствора. В настоящее время рекомендуется применять в программах парентерального питания 20-30% растворы глюкозы, строго контролировать содержание глюкозы в крови, добавлять адекватные дозы экзогенного инсулина, не превышая суточную дозу 7-10 г/кг.

Гидролизаты белков. Аминосол (Швеция). Отрицательным фактором является неполное расщепление белка. В гидролизатах находятся большие обрывки белка (преимущественно пептиды). Наиболее крупные пептиды неблагоприятны для парентерального питания. Между тем, есть сведения, что «чистые» аминокислоты усваиваются организмом уже через 5 минут после парентерального введения, после чего резерва для пополнения белка не остается и организм человека вновь вынужден использовать собственные истощенные запасы. Исходя из этого, более доступные препараты гидролизатов белка в меньшей степени, но имеют практическое применение в современных условиях. Однако необходимо помнить о том, что при внутривенном введении белковых гидролизатов возможны выраженные аллергические реакции, вплоть до шока. Поэтому при лечении синдрома белковой недостаточности предпочтение следует отдавать смесям аминокислот, которые лучше усваиваются организмом и редко вызывают аллергические реакции.

 

Комбинированные препараты для парентерального питания. В этих препаратахимеетсясмесь различных веществ, создающих оптимальное сочетание компонентов для полноценного питания.

Кровь, плазма, альбумин не являются препаратами парентерального питания, так как гидролиз их белковых молекул в аминокислоты занимает более 24 суток. Период полураспада белков эритроцитов составляет 30—120 дней, плазменных белков— 10—60 дней.


Дата добавления: 2015-08-06 | Просмотры: 1497 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)