Долгожданная книга 1 страница
В советское время в научных исследованиях очень поощрялось исполнение исследователем социального заказа - прикладное практическое значение. Это было вполне обосновано, хотя далеко не всегда соблюдалось на практике.
Сегодня, когда социальный заказ общества на жизнь без абортов, на исправление демографической ситуации возрос необычайно, актуальность предлагаемой читателю книги трудно преувеличить.
Сейчас набирает обороты движение в защиту жизни (от англ. pro-life), при этом на первый план выходят проблемы, связанные с повышением эффективности, поиском и обучением специалистов, способных профессионально работать с беременными женщинами и их семьями.
Данная проблематика практически не разработана в отечественной науке, имеющиеся материалы разбросаны по разным источникам, отсутствует системный анализ. Часто человек, впервые соприкасающийся с проблемой искусственных абортов, думает, что возможных ситуаций консультирования не так и много, из-за чего оказывается неподготовленным к тому многообразию случаев, с которыми придется столкнуться в реальной работе с сомневающимися беременными женщинами и их семьями.
Данная книга создавалась с целью показать множество возможных ситуаций, систематизировать эти случаи на отдельные группы и вывести рекомендованные схемы работы в каждой конкретной ситуации. Эта схема уже опробована в Санкт-Петербургской ОИПО «Центр социальных программ» и показала хорошие результаты.
К сожалению, пока в Санкт-Петербурге качество работы идет в ущерб количеству, однако теперь, после успешной апробации данной методики, есть все основания надеяться, что при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению с помощью обучающих семинаров удастся развернуть ее на более широкую аудиторию региональных центров кризисной беременности.
Автор пишет, что исследование адресовано, прежде всего, специалистам (психологам, социальным работникам, врачам), однако нам бы хотелось добавить, что эта книга должна стать настольной у каждого практикующего защитника жизни, у каждого священника, окормляющего пролайферские организации или центры кризисной беременности, а возможно и вообще для каждого священника... Ведь абортивное и контрацептивное сознание пустило метастазы во всю ткань нашей семейной и общественной жизни.
В этом смысле особенно важна краеугольная мысль автора о том, что «беременность не создает проблем в жизни женщины и ее окружения, а только вскрывает те проблемы, которые уже давно существовали»! А потому задача номер один предабортного консультирования – это «отделить в сознании женщины беременность от предшествующих и сопутствующих проблем».
Соответственно для священника, призванного целить человеческие души, данное издание будет большим подспорьем для распознавания и диагностирования истинной мотивации у женщин и семей, решившихся или даже просто задумавшихся о возможности чадогубства. И в этом смысле данная книга может выступать тем связующим звеном между психологической и духовной помощью тем, кто в ней нуждается. С помощью типологизации автор помогает найти индивидуальный «ключик» к каждой конкретной душе.
Еще одно достоинство книги - наличие многочисленных примеров, причем примеров из практики консультирующего психолога. Возможно, некоторые примеры кому-то покажутся недостаточно типичными, однако мы надеемся, что книга выдержит еще не одно переиздание и место всех спорных примеров со временем займут примеры, присланные теми коллегами, которые будут использовать и далее «обкатывать» предложенную методику на практике.
Сергей Валентинович Чесноков, кандидат исторических наук, руководитель направления защиты материнства и семейных ценностей Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ».
О грехе аборта.
Аборт - самый распространенный вид убийства в современном обществе. Но начало он берет, конечно, не сегодня. Упоминание об этом встречается уже более 4600 лет назад. В зависимости от исторических реалий, культурных, философских и религиозных воззрений методы прерывания беременности рассматривались юриспруденцией и медицинской этикой по-разному. Но, так или иначе, вопрос сводился к нравственному выбору женщины.
Что же можно сделать? Дело в том, что кроме собственного отношения к своему душевному и телесному здоровью, у женщины оказывается очень много «доброжелателей», которые «помогают» решить судьбу еще не родившегося человека.
И вот здесь необходимо хорошо разобраться, кто и на каком этапе (сама женщина, муж как отец ребенка, родственники, медработники, социум) берет на себя тяжкое бремя ответственности за чудовищное искажение правды об абортах, когда стоит вопрос «за» и «против». Психологическая помощь, духовная поддержка в этой живой цепи очень важное звено, так как может приостановить эту страшную машину, и дать возможность женщине выстроить по-другому свою иерархию ценностей.
Настоящая книга может дать неоценимую помощь практикующим психологам в консультировании беременных женщин, попавших в затруднительную ситуацию и испытывающих страх перед «неразрешимыми» проблемами с одной стороны и взглядом разных людей из своего окружения с другой стороны. В этой книге могут найти себе пищу для размышления все, кто так или иначе вовлечен в этот вопрос, а также те, кто переживает за духовно-нравственное состояние общества, зачастую формирующего и личный взгляд человека на отношение к Богу, другому человеку и самому себе.
Свящ. Михаил Подолей.
Содержание
Введение. О чем эта книга?.
Глава 1. Коротко о проблеме аборта.
1.1. Научная психология об абортах.
1.2. Современная ситуация по абортам в разных странах мира.
Глава 2. Различные аспекты принятия решения об исходе беременности.
2.1. Социальная ситуация беременности.
2.2. Мотивы аборта и сохранения беременности.
2.3. Процесс принятия решения о рождении ребенка или аборте. Ресурсы. 34
2.4. Восемь типов принятия решения относительно исхода беременности.
2.5. Социально-психологическое сопровождение кризисной беременности.
Глава 3. Типы ситуаций беременности.
3.1. Различия в женщинах разных возрастных групп.
3.1.1. Беременность несовершеннолетней.
3.1.2. Беременность юной девушки (до 22 лет). 54
3.1.3. Беременность зрелого возраста (22-35 лет). 57
3.1.4. Беременность после 40 лет. 57
3.2. Женщины с различным брачным статусом.
3.2.1. Замужние женщины.
3.2.2. Незарегистрированные отношения с мужчиной.
3.2.3. Одинокие женщины.
3.3. Женщины с различным репродуктивным опытом.
3.3.1. Прерывание первой беременности.
3.3.2. Женщины, у которых уже есть дети.
3.3.3. Женщины со множественными абортами.
3.4. Женщины, находящиеся в социально неблагополучной ситуации.
3.4.1.Сироты или опекаемые несовершеннолетние.
3.4.2. Женщины с зависимостями.
3.4.3. Женщины в местах лишения свободы.
3.4.4. Лица БОМЖ.
3.4.5. Женщины, занимающиеся проституцией.
3.4.6 Беременность после изнасилования.
3.5. Медицинские аспекты беременности.
3.5.1. Беременность ВИЧ-позитивной женщины.
3.5.2. Беременность женщины с психиатрическим статусом.
3.5.3. Прерывание беременности по медицинским показателям.
3.5.3.1. Беременность и патологии в развитии плода.
3.5.3.2. Беременность и противопоказания матери.
Глава 4. Семейное окружение.
4.1. Отец ребенка.
4.2. Роль семьи беременной.
4.3. Мать беременной.
4.4. Семья отца ребенка.
Глава 5. Близкое социальное окружение.
5.1. Друзья, референтная группа.
5.2. Врач-гинеколог.
5.3. Учеба, работа (карьера).
Глава 6. Широкое социальное окружение.
6.1. Интернет, СМИ.
6.2. Религия. Представители различных конфессий.
6.3. Социальная реклама.
Заключение.
Список художественных фильмов о беременности и аборте.
Благодарю за помощь и вдохновение своего мужа Федора,
за духовную поддержку о. Михаила,
за ценные советы подругу Татьяну,
за нежность и теплоту моих родителей,
за оформление обложки Макриденковых Алексея и Сергея,
за моральную и финансовую поддержку всем тем,
кто помог в издании этой книги!
Помогать нужно от сердца, но с умом!
Давайте вместе этому учиться!
Нет безвыходных ситуаций,
Есть люди, которые не ищут выхода.
Один из законов жизни гласит, что как только
закрывается одна дверь, открывается другая.
Но вся беда в том, что мы смотрим на запертую дверь
и не обращаем внимания на открывшуюся.
Жид Андре.
Введение. О чем эта книга?
Она предназначена в первую очередь для специалистов, занимающихся консультированием женщин, стоящих перед выбором – рожать ребенка или делать аборт. Я практикующий психолог. Однажды попала работать в эту сферу. Учиться было негде, комплексных систем консультирования в подобных случаях нет. Информация доставалась урывками - то в одном источнике, то в другом. Очень помогли конференции и беседы с коллегами, работающими в этой же сфере.
В ходе собственной научной работы накопился интересный практический материал, которым захотелось поделиться. Работа центра, в котором я консультирую, не сводится только к психологической помощи. Мы оказываем комплексную поддержку беременной женщине и ее семье в трудной жизненной ситуации: вещи, помощь с временным жильем для женщин, оказавшихся на улице, духовная поддержка (беседы со священником), продуктовая, денежная помощь.
В этой книге я собрала большой научный материал по проблеме аборта. В обществе распространено мнение о том, что женщина сама принимает решение об исходе беременности. Мне же хотелось показать ту силу влияния, которое зачастую оказывает на нее социальное окружение.
Проблему аборта изучают биоэтика, история, медицина, психология, религия, социология, демография, философия, культурология и другие науки. Мы не станем подробно останавливаться на каждой из этих наук. Подчеркнем только, что о проблеме аборта чаще всего и в большей мере говорят с позиций нравственности, морали, но аборт – это всегда выбор, и выбор конкретного человека. И можно выявить и описать психологические мотивы этого выбора, оценку происходящего человеком. И есть законы принятия этого решения, знание которых могло бы помочь сохранить жизни многих зачатых детей.
Глава 1. Коротко о проблеме аборта.
1.1. Научная психология об абортах.
Даже среди специалистов-психологов редко можно встретить человека, который знаком с профессиональной психологической литературой по абортам. В обязательную программу по обучению в ВУЗе это не входит. Если кому-то и рассказывали подобную информацию, то это было инициативой самого преподавателя, а не требованием системы образования. Из-за этого у многих психологов есть представление о том, что эта проблема для психологии новая, что исследовать эту тему и писать о ней стали недавно. Это глубокое заблуждение.
Одними из первых, кто заговорил о беременности и отказе от нее – был психоанализ. Основоположник психоанализа З. Фрейд [53] рассматривал беременность как реализацию женщиной комплекса кастрации. По Фрейду, каждая женщина имеет подсознательную зависть к мужчине, которая реализуется тогда, когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка. По Фрейду – нежелание рожать ребенка – это ослабление воли к материнству в связи с развитием цивилизации или как проявление бессознательного отвращения к мужу.
Основоположником современной перинатальной психологии и психотерапии считают ученика З.Фрейда Отто Ранка. Свои оригинальные идеи Ранк изложил в книге «Травма рождения», где первым заговорил о значении родов для ребенка. [53]
Д. Пайнз считала, что беременность сама способна порождать глубокие личностные конфликты, вызванные кризисом самоопределения женщины и амбивалентностью переживаний. Конфликтными точками в данном случае являются: отношения беременной и ее матери и отношение к ребенку. Пайнз описывала причины и мотивы материнства, особенности женщин, склонных ко множественным абортам и к отказу от детей. Одна из самых ярких ее работ - «Бессознательное использование женщиной своего тела», в которой анализируются случаи абортов и подсознательные мотивы, побуждающие женщин к этому выбору.[115]
На основе теории Фрейда, Элен Дейч [34] предложила рассматривать беременность как то, что способно давать мазохистское удовлетворение невротическим женщинам. Таким образом, беременность может создаваться женщиной не ради ребенка, а ради удовлетворения своих внутренних побуждений, быть инструментом, а не средством.
К. Хорни [34] критиковала положения о зависти женщины к пенису. Она писала, что общество создало только одну среду (семью), где женщина может полностью реализовать себя, где единственными вратами к счастью становились отношения между мужчиной и женщиной и детьми. Отсюда стремление зачать, выносить и сохранить беременность можно рассматривать как потребность в самоутверждении. А отказ от беременности – своеобразный вызов обществу и мужчинам.
Основоположники детского психоанализа Анна Фрейд и Мелани Кляйн изучали влияние взаимоотношений младенца с матерью на его развитие. В своих работах они говорили о вредных последствиях для психики ребенка нежелания матери выносить его и родить.[156]
Несколько десятилетий спустя Алисон Хантер и Шерли Уорд [88] выдвинули гипотезу о том, что все события внутриутробного периода и процесса родов навсегда отпечатываются в подсознании в виде некоего первичного сценария. Они утверждали, что плод, переживший попытку неудачного аборта, помнит о своей нежеланности и о грозящей ему опасности, и это в будущем может негативно влиять на развитие его личности.
Эту идею развил Френсис Лейк [88], который писал о том, что ужас, испытываемый матерью перед нежеланной беременностью, оборачивается для зачатого ребенка серьезным стрессом, который впоследствии трансформируется в глубокое неисчезающее чувство собственной ненужности.
Эрик Эриксон писал об институте материнства как исторически обусловленном и изменяющем свое содержание в зависимости от эпохи. Описывал особенности материнства у юных женщин, о сложностях, с которыми может столкнуться мать при изменении своей идентичности в связи с беременностью.[156]
В современном психоанализе теме прерывания беременности также уделяется достаточное внимание: Моника Быдловски, К. Эльячефф, Н.Эйниш. [175] Яркой и интересной работой является книгафранцузских психоаналитиковК.Эльячефф, Н.Эйниш «Дочки-матери. Третий лишний?», где есть отдельная глава, посвященная проблеме аборта в ракурсе отношений беременной дочери и ее матери.
В целом, в психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния способного порождать глубокий личностный кризис.
Альфред Адлер – создатель индивидуальной психологии личности говорил о том, что у женщин, которые не хотят иметь ребенка, наблюдаются тяжелые формы токсикоза и рвота как проявление нежелания. Сейчас эти теоретические положения получили свое научное доказательство в многочисленных медико-психологических исследованиях.
Эрик Берн [88], основатель трансакционного анализа, предложил назвать ситуацию зачатия «зачаточной установкой» и рекомендовал ее подробный анализ для каждого пациента. При этом роль внутриутробного периода в формировании жизненного сценария Берн игнорировал. В целом, Э. Берн делал акцент не на мотивах матери прервать или сохранить беременность, а на последствиях этих сомнений и попыток для последующей жизни ребенка.
Родоначальник трансперсональной психологии Станислав Гроф [88] создал модель психики, состоящую из трех уровней: биографического (который охватывает всю жизнь человека от момента рождения); перинатального (околородового – от момента зачатия до 7 дней после родов) и трансперсонального (генная память, память прошлых жизней и др.). Он утверждал, что попытки матери избавиться от беременности, ее мысли и фантазии об аборте запечатлеваются в сознании ребенка и в будущем могут спровоцировать психологические проблемы вплоть до навязчивостей, фобий.
В гештальт- психологии существует работа Г.Саватье [34].
Достаточно молодым направлением в психологии (80е гг. 20 века) является «Краткосрочная системно-семейная психотерапия и феноменологический подход» Берта Хеллингера («семейные расстановки по Берту Хеллингеру»), в которой уделяется большое внимание перенесенным абортам. В ходе расстановки часто вскрывается масса проблем, связанных именно с прерванной в прошлом беременностью. Эти проблемы могут касаться матери, отца, членов их семей и детей, зачатых до и после абортов. При этом ученый отмечает, что родители не должны рассказывать детям об абортах, считая, что выкидыш и аборт - часть интимных отношений родителей, а не дело детей. В тех случаях, когда дети все же узнают подобную информацию, они должны ее забыть.[35]
Представители экзистенциональной психологии говорят о том, что сам вопрос об аборте или рождении ребенка является экзистенциональным выбором между жизнью и смертью, возможностью самоактуализироваться в новых ролях либо отказом от новых ролей.
В конце ХХ века стала формироваться самостоятельная область науки и практики перинатальная психология. Она аккумулирует в себе все данные по развитию ребенка и его взаимосвязи с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Все теоретические разработки и экспериментальные данные различных направлений психологии в настоящее время соединяются в перинатальной психологии, и уже в русле этого раздела превращаются в законченные стройные теории о причинах прерывания или сохранения беременности.
1.2. Современная ситуация по абортам в разных странах мира.
В России искусственный аборт может быть медицинским (согласно Закону РФ производится в лечебных учреждениях врачами соответствующего профиля) и криминальным (произведенным лицом, не имеющим медицинского образования). Все государства в отношении к абортам можно разделить на 4 группы:
1.Полное запрещение: аборт рассматривается как преступление против внутриутробной жизни и приравнивается к убийству – это наказуемое преступление: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Ирландия, Йемен, Колумбия, Ливан, Ливия, Мавритания, Мали, Непал, Никарагуа, ОАЭ, Оман, Парагвай, Папуа-Новая Гвинея, Сальвадор, Сирия, Чили, на Филиппинах аборты полностью запрещены (как правило, кроме случаев спасения жизни женщины).
2. Аборт по медицинским показаниям и в других исключительных случаях – аборты разрешены только при угрозе жизни и здоровью женщины, то есть только по медицинским показаниям, в ряде стран – после изнасилования. Это Алжир, Аргентина, Боливия, Бразилия, Гана, Израиль, Кения, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Нигерия, Пакистан, Перу, Польша, Уругвай.
3.Аборт по медицинским и социально-экономическим показаниям. В Англии, Индии, Исландии, Люксембурге, Финляндии, Японии аборты разрешены только по медицинским и социально-экономическим показаниям, а также в случаях изнасилования.
4.Свобода аборта – аборты по желанию женщины на ранних сроках (как правило, до 12 недель) или в пределах, установленных законодательством страны. Закон исходит из права женщины самостоятельно решать вопрос о беременности. Уголовно наказуемы только внебольничные и поздние аборты. Это государства на территории СНГ и Балтии, в бывших югославских республиках, Австралия, Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Италия, Камбоджа, Канада, КНР, Куба, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Сингапур, Словакия, США, Тунис, Турция, Франция, Чехия, Швеция, ЮАР.
5. Жесткая политика планирования семьи, принуждение к аборту и стерилизации в случае нарушения закона планирования семьи.
*** Политика планирования семьи в Китае [55]: В 1979 году китайские власти начали политику ограничения рождаемости под лозунгом «одна семья - один ребенок»: женщин заставляли делать аборты (могли ловить на улице беременную женщину и с применением силы делать аборт на любом сроке беременности), семьи штрафовали за второго ребенка. Политика государственного контроля над рождаемостью лишь привела к тому, что в стране начало рождаться гораздо больше мальчиков, чем девочек, и в Китае начал стремительно расти дефицит женщин. Дело в том, что в Китае традиционно мужчина считается главой семьи. Он наследует фамилию своих родителей и приводит жену в свой дом. Женщина же обычно принимает фамилию мужа и переходит в его семью, ухаживая за родителями мужа, когда они состарятся. К тому же в крестьянских районах Китая вести хозяйство настолько тяжело, что без сына это становится практически невозможным.
Ефимов А. пишет: «Правительство объясняет свою политику тем, что с большим количеством населения Китай не смог бы достигнуть роста социально-экономического благополучия. Власть говорит, что политика "одна семья - один ребенок" применяется лишь в отношении крупных городов и сравнительно развитых регионов. В 19 провинциях в отношении сельского населения проводится политика 1,5 ребенка: то есть, если у семейной пары первой родилась девочка, то они имеют право на второго ребенка, но если первым родился сын, то право на второго ребенка семья теряет. В более отсталых и окраинных регионах крестьяне изначально обладают правом на двоих детей, вне зависимости от того, кто родился первым. Наконец, представители национальных меньшинств даже в городах могут родить двух детей. В деревнях Синьцзян-Уйгурского автономного района семья может иметь троих детей, а в деревнях Тибета таких ограничений нет вовсе».[55]
Панкевич Инга рассказывает, что согласно закону КНР о контроле рождаемости, проводить насильственные операции по стерилизации запрещено, однако периодически поступают сообщения о том, что местные чиновники проводят эту процедуру именно насильственным способом. Китайские СМИ обычно об этом ничего не сообщают. Так, например, с 7 по 26 апреля 2010 года в принудительном порядке было стерилизовано более 5000 жителей Пунина, который является самым густонаселенным городом в Китае [116]. А для того, чтобы люди пришли на стерилизацию (операция, в результате которой человек становится бесплодным на всю жизнь), чиновники брали в заложники родственников тех, кого осудили на стерилизацию. На одном из интернет-форумов женщина, подвергшаяся насильственной стерилизации, написала, что она связывалась со многими СМИ, теле- и радио компаниями в Китае и просила их сообщить о её ситуации, но все они отказали, ссылаясь на то, что «о делах, касающихся реализации политики контроля рождаемости, нельзя сообщать».***
Глава 2. Различные аспекты принятия решения об исходе беременности.
2.1. Социальная ситуация беременности.
Из чего же складывается принятие женщиной решения о рождении ребенка или аборте? Давайте представим жизнь женщины в виде нескольких кругов – уровней социальной ситуации.
Схема Куценко О.С.
Итак, есть образ ребенка (на схеме цифра 1), поскольку понятно, что если для человека жизнь зачатого ребенка является безусловной ценностью, то вопрос об аборте вряд ли встанет, и, скорее всего, будет решен в пользу сохранения беременности. В центре ситуации оказываются беременная женщина (на схеме №2) и отец ребенка (№ 3). Конечно, главные отношения складываются между ними, и основное решение принимается здесь. Также женщина имеет родительскую семью, родственников (№ 4) - это ее мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие дети беременной и т.д. Трудно отрицать, что эти люди влияют на принимаемое женщиной решение. Но есть еще и родные отца ребенка (№5), которые так же сильно влияют на принимаемое решение, но в дискуссиях об абортах и рождении их часто упускают из вида.
6 уровень – это близкое социальное окружение беременной и отца ребенка. Сюда можно отнести «учебу», «работу», «друзей» беременной женщины и отца ребенка, «врача-гинеколога». К категории учеба, работа мы относим не неодушевленные стены, а людей – коллег, отношения с начальством, которые опосредованно влияют на принимаемое решение, оценку самой женщиной ту степень социальной защищенности, которую ей дает работа и заработок.
7 уровень – это широкое социальное окружение – государственная политика в отношении семьи и рождаемости, случайные люди, с которыми сталкивается женщина в период принятия решения, религиозные группы (церковь), социально-психологические центры поддержки беременных в трудной жизненной ситуации, социальная реклама, конкретный исторический период.
Давайте рассмотрим всю эту схему на примере одной реальной истории:
*** Уровень № 2 –беременная женщина:Елена - студентка, 22 г., подрабатывает, но не официально. Живет с мамой-пенсионеркой в комнате коммунальной квартиры. Соседи хорошие, комната уютная, быт налажен. Елена – неуверенная в себе, зависит от мнения окружающих. Мама гиперопекает, манипулирует своими болячками, чтобы удерживать Лену около себя, отношения конфликтные. Отец умер. Лена очень хочет свою семью.
Уровень № 3 –отец ребенка. Виктор, 26 лет. Единственный сын одинокой матери, отец пил, поэтому мать развелась с ним, когда ему было 4. Он злится на отца, избегает общения с ним. Виктор красиво ухаживал за Леной, но не было динамики в отношениях. Лена (неосознанно хотела уйти от мамы), поэтому сама предложила Виктору снимать вместе жилье, они съехались. Он продолжал много общаться со своими друзьями, Лене это не нравилось, но он ее мнение не учитывал. Она обманывала саму себя, смирялась с тем, что ей не нравилось. У него было много подруг - девушек, он часто проводил с ними больше времени, чем с ней. Лену это обижало, но он легко ставил ультиматумы – не нравится –свободна…
Наступила беременность. Виктор сразу сказал, что ребенок ему не нужен, что он не хочет менять образ жизни, нужна свобода. Его состояние – страх, отрицание, нежелание связывать свою жизнь с Леной. Он рассказал своей матери.
Уровень 5 –семья отца ребенка. Мать - Антонина Павловна, 51 год. По отношению к сыну – гиперопека. Ревновала сына к его девушкам. Это его 2ой «гражданский брак». На первую девушку часто жаловалась сыну, указывала на ее недостатки: плохо готовит, ярко красится, не грамотно говорит и т.д. Когда он с ней расстался – обрадовалась. Лену также критиковала, обижалась, что она не дает ему отдыхать, как он хочет – «он молодой, пусть встречается с друзьями и подругами, не мешай». Узнав про беременность и про негативный настрой сына – поддержала его: «еще рано, надо погулять», предложила ему версию, что Лена специально забеременела, чтобы он на ней женился. Лена не стала рассказывать своей матери, послушала Виктора и пошла в больницу на аборт. Там увидела листовку о внутриутробном развитии ребенка. Засомневалась, записалась ко врачу, но в этот день на прием не пошла, решила сначала обратиться в благотворительный центр. Виктор разозлился, на съемную квартиру не поехал, ночевал у матери.
Уровень 7 –широкое социальное окружение. На следующий день Лена приехала на встречу с психологом. Были выявлены ее психологические трудности, предложена дальнейшая помощь психолога, юриста, вещевая помощь на ребенка. Лена не хотела рассказывать матери, сопротивлялась мысли переезда обратно к ней. Психолог убедил ее поговорить с мамой.
Уровень 4 – семья беременной женщины. Галина Сергеевна – мать Лены, 57 лет. Обрадовалась беременности, позвонила старшей дочери, Екатерине. Вместе они убедили Лену оставить ребенка: «Будет трудно, но все вместе справимся». Мать Лены и сестра негативно относились к Виктору, поэтому убеждали Лену не слушать его, делали акцент на негативном влиянии на него его матери.
Динамика событий: Мать Виктора позвонила Лене, предлагала деньги на аборт, говорила, что им сейчас ребенка не потянуть. Лена разругалась с ней, глубоко и сильно переживала этот разговор. Виктор смирился с решением Лены, они продолжали жить вместе. Но он выдвинул условие, что его жизнь с рождением ребенка не должна меняться – он также будет встречаться с друзьями, не будет вставать к ребенку ночью. Лене было обидно, но она согласилась. Но «хорошее» отношение Виктора длилась до 6 месяцев беременности. Когда он увидел, что растет живот, осознал всю серьезность происходящего, предложил разъехаться. Лена вернулась к матери, родила сына. Виктор видел ребенка раза 3, мельком.
Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 560 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|