АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Гиперфункция второго уровня
Она увеличивает активность человека в удовлетворении физических потребностей и расширяет диапазон качественно приятных ему сенсорных впечатлений. Это позволяет вступить в активный и разнообразный сенсорный контакт с миром и разработать разветвленную систему индивидуальных привычек, регулирующих сенсорное взаимодействие со средой и ^поддерживающих тонус аффективной сферы. Вместе с тем сильный второй уровень может сделать человека и излишне аффективно зависимым от впечатлений витальной сферы, от созданной им системы привычных отношений.
Гиперфункция механизмов второго уровня также может определить сдвиг пропорций в развитии других. Заострение черт второго уровня выражается прежде всего в подавлении оценки интенсивности качественно положительных воздействий. В результате отодвигается пресыщение и, наоборот, возникает особая жадность, которая может стимулировать чувство собственности, стремление к накоплению средств удовлетворения физической потребности. В то же время сильный второй уровень очень «торопит» включение дискомфорта в восприятие интенсивности качественно плохих впечатлений, и человек в ' этом случае крайне тяжело переносит лишения, неудовлетворенное желание. Нарушение отработанного оптимального способа его реализации также вызывает у него бурные реакции гнева, нетерпения. Третий уровень в этой ситуации тоже испытывает подавляющее влияние второго, и механизмы его развиваются недостаточно. Чрезмерное развитие второго уровня обусловливает острое переживание положительных и отрицательных впечатлений и ригидную фиксацию предпочтений в контактах с миром. Это создает сверхнапряженную связь цели и препятствия, в которой барьер воспринимается однозначно, лишь как помеха на пути к цели, и вызывает импульсивное агрессивное действие. Можно сказать, что третий уровень развивается здесь слишком утилитарно и, обеспечивая осуществление влечения, в меньшей степени стимулирует к обследованию среды и выявлению границ своих возможностей.
Механизмы четвертого уровня в этих условиях тоже развиваются своеобразно. Ригидность индивидуальных установок в контактах с окружающим, складывающихся на сверхактивно функционирующем втором уровне, затрудняет формирование новой структуры, опосредованной эмоциональной организацией субъекта другим человеком. В отличие от случаев гипердинамии первого уровня. здесь~есть способность к пониманию эмоционального состояния других людей и непосредственному сопереживанию, им. Но ощущение нужд другого в этих условиях постоянно вступает в глубокий конфликт с переживанием собственных потребностей. Кроме того, субъект с трудом переносит активность других людей, вступающих в противоречие с разработанными им стереотипами отношения с миром. Таким образом, другой "''""""г -^р^ часто воспринимается как помеха на пути к цели. вызывает гнев и раздражение.
Отрицательные реакции легко фиксируются, способствуя формированию злопамятности и подозрительности, что, безусловно, осложняет отношения с людьми, легкость возникновения эмоциональных конфликтов может компенсироваться за счет стремления к построению контакта в рамках строгого стереотипа взаимодействия со стремлением занять в этом взаимодействии доминирующую позицию и получить возможность ограничивать активность других.
В условиях такого острого конфликта между вторым и четвертым уровнями дальнейшее повышение тонуса второго может привести к деформации смысловой структуры эмоциональной сферы. Ее архитектоника нарушается, эмоциональный контроль перестает доминировать и на первый план выступают смысловые задачи второго уровня.
Поведение субъекта при этом начинает определяться целями физического удовлетворения. Возможно развитие неконтролируемых влечений, в русле которых другой человек может восприниматься как объект, средство удовлетворения потребности. Ненасытность, жадность, с одной стороны, и гневливость, агрессивность, нетерпимость к барьерам, с другой стороны, могут сделать такого человека реально опасным для других, определить развитие асоциальной личности.
И в наиболее тяжелых случаях гипердинамии второго- уровня происходит функциональный распад иерархии смысловых отношений базальной эмоциональной сферы. Как уже обсуждалось выше, это происходит тогда, когда сам гипердина-мизированный уровень теряет приспособительное значение и.начинает работать по принципу аутостимуляции. Он разрушает смысловое взаимодействие уровней и начинает эксплуатировать их механизмы для технического совершенствования способов аутостимуляции.
Второй уровень теряет свое приспособительное значение тогда, когда перестает обеспечивать контроль над качеством сенсорного контакта с миром. Повышение его тонуса на определенном этапе приводит к патологическому расширению диапазона качественно приятных ощущений и к потере избирательности в сенсорных контактах: всеядности, неразборчивости в удовлетворении соматической потребности, неряшливости, полном отсутствии брезгливости.
Здесь потеря избирательности связана не с безразличием к качеству, а с огромным удовольствием, доставляемым большинством сенсорных контактов с миром. Стремление к этому удовольствию подчиняет себе работу других уровней. Под нажимом второго первый уровень «подтверждает»: «чем больше, тем лучше» и санкционирует любые излишества в удовлетворении влечения. В то же время он дает ощущение дискомфорта ^ ответ на малейшее напряжение физической потребности и толкает на поиск любой возможности удовлетворения.
При этом грубо нарушается работа третьего уровня. Неиз-бирательыость влечения, отсутствие фиксированных целей будут способствовать возникновению новых способов удовлетворения потребности. Однако из-за большой чувствительности к дискомфорту эта псевдоэкспансия может пойти по пути наименьшего сопротивления. Удовольствие будет «находиться» там, где его легче достичь без столкновения с препятствиями. Можно сказать, что одной из ярких особенностей такого человека_будетего трусость.
Регуляция отношений с людьми (четвертый уровень) тоже будет подчинена задачам получения удовольствия второго уровня. Такой человек, как правило, равнодушен к людям, но стремится держаться рядом, может угождать, льстить, развлекать для того, чтобы успешнее паразитировать, получая крохи с их стола. Здесь уместно адресовать читателя к яркому образу Фальстафа из «Генриха IV» В. Шекспира.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 519 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|