АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Гиперфункция первого уровня
Большая устойчивость к интенсивности воздействий обусловливает здесь особую выносливость субъекта в контактах с миром. Он меньше других пресыщается ими и может дольше, чем другие, не испытывать дискомфорта. Поэтому включение механизмов второго уровня здесь задерживается. Это приводит к тому, что субъект реже, чем другие, испытывает отрицательные эмоции. Страх не дезорганизует механизмы первого уровня, и субъект легко и ловко уклоняется от возможной опасности именно потому, что не успевает испугаться.
Как обсуждалось уже во второй главе, чем более устойчиво ощущение комфорта, тем более сильные и разнообразные средства субъект может использовать для стимуляции состояний покоя, довольства. Так, если люди с низким порогом дискомфорта будут испытывать удовольствие только от таких небольших колебаний интенсивности, как трепет воды и листьев, движение легких облаков, мерцание угольков в камине, а блики света на воде в яркий солнечный день уже могут раздражать, то людям с высоким порогом дискомфорта могут быть приятны и пляска языков пламени, и бурление толпы, и яркие эффекты иллюминации.
В ряде случаев, однако, эта устойчивость в восприятии интенсивности может иметь и отрицательные последствия. Так, в результате недостаточного контроля второго уровня субъект может и недооценить опасность.
Гипердинамия первого уровня оказывает влияние на развитие механизмов других уровней. Возникает сдвиг пропорции в развитии уровней. Общее увеличение выносливости в контактах с миром задерживает включение оценки качества, избирательного ограничения действия пресыщения, что приводит к недоразвитию механизмов второго уровня. Это проявляется, во-первых, в особой устойчивости субъекта к отрицательным воздействиям: холоду, боли, голоду, вообще к лишениям в жизненно необходимом; во-вторых, в недостаточности" избирательного сосредоточения и на качественно приятных впечатлениях, отсутствии фиксации на индивидуально привычных формах сенсорного контакта с миром. В связи с недоразвитием индивидуальной сенсорной избирательности субъект ориентируется здесь не столько на поиск определенно приятных для себя ощущений, сколько на их смену, испытывая сенсорную жажду вообще.
Механизмы третьего уровня в этих условиях тоже могут не получить достаточного развития. Отсутствие дифференциации по качеству затрудняет формирование структуры поля, выделение как положительных целей, так. и отрицательных барьеров на пути их осуществления. Субъект не будет здесь бороться за осуществление определенной цели, но, спокойно подчиняясь обстоятельствам, «возьмет» у жизни то, что она ему предложит. В то же время малая тревожность в контактах с миром, отсутствие развитой системы предпочтений позволят такому человеку, легко принимая изменения в окружающем, получать
удовольствие от них. Однако, хотя внешне поведение такого человека может и показаться стеничным,' в сущности оно не является.активным, а просто отражает устойчивый комфорт субъект? в контактах с миром.
Четвертый уровень здесь также может быть недостаточно развит. В связи с малой индивидуальной избирательностью в сенсорных контактах с миром второй уровень недостаточно дифференцирует и физическое самоощущение. Неразработанность этого.аффективного кода в свою очередь ведет к трудности определения аффективного состояния другого человека и, таким образом, к малой возможности сопереживания ему. Такой человек не будет жесток с людьми, он просто будет относиться к ним" как к себе не замечая их роли или радости. Нечуткость в непосредственных контактах с людьми приводит к тому, что организация жизни такого человека в сообществе будет идти не столько за счет его сопереживания эмоциям других, сколько за счет формального подчинения их требо-ваниям.
В условиях малой способности субъекта к эмоциональному сопереживанию:, может легко возникнуть деформация смысловой структуры уровней. На первый план выдвинуты смысловые задачи «сильного» первого уровня—обеспечение состояния покоя, комфорта.
В этом случае наблюдается все большее уменьшение избирательности в контактах с миром. У таких людей не формируется ни дорогих им пристрастий в сенсорных контактах, ни привязанностей в отношениях с людьми. Это равнодушие защищает их От возможности возникновения чувства потери» дает покой и свободу получать удовольствие от потока новых сенсорных впечатлений, картин природы, ни к чему не обязывающих, поверхностных контактов с людьми.
Здесь может сложиться своеобразная форма эгоистического безразличия к людям. Такой человек уже не просто недостаточно видит переживания других людей, но и активно уклоняется от явных даже для него отрицательных эмоций других. Такие дискомфортные впечатления обычно вытесняются. Именно человек подобного типа может спросить: «Как ваши дела», и, выслушав жалобы, сказать: «Я рад, что у вас все в порядке».
И наконец, в самых тяжелых случаях, гиперфункция первого уровня может привести к функциональному распаду смысловых взаимосвязей эмоциональной сферы. Это происходит в тех случаях, когда переживания состояния комфорта, покоя настолько захватывают субъекта, что ради них он жертвует насущными нуждами организации собственной безопасности. Возникает дисбаланс между смысловой и тонической функциями первого уровня. Он начинает работать в основном на осуществление последней, на «удовольствие» и подчиняет этой тенденции другие уровни. Причем, если в предыдущем случае
уровни обслуживали смысловую адаптацию первого уровня, то здесь их механизмы начинают просто эксплуатироваться для получения этого особого рода удовольствий.
Сигналы поля начинают привлекать субъекта в места наибольшего колебания интенсивности воздействий. Формируется полевое поведение, внешне производящее, впечатление активности, но на самом деле строго отражающее закономерности внешних воздействий. Прежде всего оно проявляется в стремлении из спокойного места, например из дома, выйти на улицу, с ее более сильными и. динамичными впечатлениями. При этом надо учесть, что такой человек может долго не испытывать потребности в еде, тепле и полностью терять чувство реальной опасности. Для получения необходимых тонических впечатлений эксплуатируются аффективные механизмы второго уровня. Они фиксируют переживания удовольствия и формируют влечения к огню, воде, ощущениям пространства—высоте, глубине, перспективе дороги и т. д. В этом же русле третий уровень поддерживает стремление к поиску все новых и новых впечатлений, что часто приводит субъекта к бродяжничеству. Механизмы четвертого уровня используются вне их эмоционального смысла. Такой человек может тянуться к толпе людей, любить шумные сборища, праздники, испытывая удовольствие от шума, огней и т. д.
Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 633 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|