АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Глава 4. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Искажение айкидо псевдомастерами является проявлением более общего принципа: вы тренируетесь в зависимости от того, чему вы научились. Какие знания вы приобрели, то вы и будете делать на тренировочном татами, и это вполне естественно. Если вы думаете, например, что материализм сможет привести вас к духовным постижениям, вы будете разочарованы. Он приведет лишь к усилению того, что в вас уже есть, то есть к еще большему материализму.
Другими словами, от того, как вы тренируетесь, зависит то, что вы хотите достичь, или то, чего вы хотите избежать. Эта простая предпосылка очень важна. Цели определяют средства. Это справедливо не только для айкидо, но и для всех жизненных явлений.
Если, например, ваша тренировка направлена, в основном, на освоение физических приемов, то этого вы и достигнете, приобретя нужные знания и умения. Если вы тренируетесь ради того, чтобы научиться формировать ментальные образы устойчивости или гибкости, значит, вы будете продвигаться в этом направлении. Если же вы хотите раскрыть сердце, ваше сердце непременно начнет постепенно раскрываться.
Так же и в жизни. Если вы цените порядок и безопасность, значит, вы, в основном, плохо думаете о людях. Скорее всего, вы рассматриваете жизнь как поле боя, где побеждают сильные и хитрые. Вы, вероятно, считаете, что нужно успеть ударить первым, пока не ударили вас самих. Вам удивительно, как можно управлять людьми так, чтобы можно было устроить приличную жизнь, несмотря на наш эгоизм и нашу жестокость.
С другой стороны, если вы цените справедливость (как нечто большее, чем око за око, а зуб за зуб), или свободу, или равенство, вы, скорее всего, считаете людей в основном, хорошими. Вы усматриваете смысл жизни в том, чтобы помогать друг другу. Вы ищете пути достижения справедливости или свободы, возможности одинакового отношения ко всем. Вы думаете, как помочь другим достичь справедливости или свободы,
Если вы одновременно верите в порядок и в такие ценности как справедливость, свобода и равенство, это значит, что вы видите в людях как плохое, так и хорошее. Вы считаете, что смысл жизни -найти равновесие. Вы ищете способы достижения оптимального баланса между добром и злом. Вы будете проявлять терпимость, выдержку, искать компромиссы.
Айкидо, как и вся жизнь, даст вам именно то, что вы захотите получить от него. Если вы стремитесь к соперничеству в тренировках и в жизни, то благодаря занятиям айкидо ваш дух соперничества возрастет и усилит ваше эго. Можно со всей определенностью утверждать, что вы ничего не узнаете ни о любви, ни о том, как гармонично Жить с другими людьми.
С другой стороны, подход к тренировкам на основе сотрудничества с партнерами будет усиливать ваш дух сотрудничества. Для партнеров, которые помогают друг другу, чувство сотрудничества очень приятно. Отказавшись от мыслей о необходимости оказывать сопротивление или вести борьбу с партнером, начинаешь осознавать, что айкидо нечто большее, чем броски, удержания и атаки. Партнеры открывают для себя, что они не только получают удовольствие от этого, но что, кроме этого, внутри них открывается большой и правильный путь существования.
Многие учителя айкидо толкуют о гармонии, в то время как их ученикам в большой степени присущ дух соперничества. Как это может быть? Ответ прост. Каков пастух, таково и стадо. Если все ученики в группе отличаются духом соперничества, то можно сделать вывод, что этот дух не является особенностью отдельных учеников, а идет от учителя. Дух соперничества в такой группе будет зеркалом того подхода к боевому искусству, которому их обучают.
При поверхностном рассмотрении кажется, что движения айкидоистов красиво сочетаются друг с другом, однако, если вглядеться поглубже, обнаруживается другое. Можно увидеть взаимную борьбу самых различных разновидностей эго, которые могут находиться в самых разных конфликтах между собой. Другими словами, может обнаружиться нечто прямо противоположное духу истинного айкидо.
В каждом жесте учеников читаются их мысли. Они думают: "Здесь я могу оказать сопротивление" или "Сейчас я сделаю этот кувырок, поскольку в мои планы входит поддаться броску, а вывести меня из равновесия не удалось". Они думают об этом не потому, что склонны к таким мыслям, а потому что так их научил тот, кто не понимает настоящей сути айкидо.
Но разве дух соперничества совершенно не нужен для обучения самообороне? Хороший вопрос. Разве само айкидо не используется для самообороны? Разве не важно упражняться в противоборстве, имея в виду, что это может пригодиться за пределами тренировочного зала?
Если вы рассчитываете использовать айкидо для каких-то практических потребностей, то ответ очевиден. Уэсиба нашел способ устранения конфликта путем выхода за его пределы. Он назвал этот способ айкидо, и если не каждый момент вашего присутствия на тренировочном татами посвящен выходу за пределы конфликта, значит, средства возобладали над целью. Можно учиться многому, но это уже будет не айкидо, а что-то другое.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 441 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|