АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Биологическое значение лихорадки
При лихорадке, как и при других типических патологических процессах, вредные и полезные факторы находятся в неразрывной связи. Повышенная температура препятствует размножению многих возбудителей – кокков, спирохет, вирусов. Репродукция вируса полиомиелита при 40°С резко угнетается. Многие микроорганизмы способны размножаться при температуре 40°С, но при этом теряют устойчивость к лекарственным препаратам. Так, чувствительность туберкулезной палочки к действию стрептомицина при 42°С примерно в 100 раз выше, чем при 37°С.
Лихорадка положительно влияет на целый ряд функций организма: возрастает интенсивность фагоцитоза, стимулируется выработка антител, увеличивается выработка интерферона. Искусственное подавление лихорадки приводит к снижению в крови количества нейтрофильных лейкоцитов, к понижению функций макрофагальных элементов.
Обращает на себя внимание связь между лихорадкой и воспалением. Макрофагоциты не только поглощают и обезвреживают бактерии, но и синтезируют пирогены (ИЛ-1). Если еще учесть, что макрофагоциты вместе с лимфоцитами участвуют в процессе выработки антител (клеточная кооперация), то связь между лихорадкой, иммунитетом и воспалением становится более очевидной.
В положительном влиянии лихорадки на течение основного заболевания большое значение принадлежит стрессу (активизация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы), повышающему неспецифическую резистентность организма.
Защитно-приспособительные реакции организма, мобилизующиеся при лихорадке, сопровождающей инфекционное заболевание, могут быть в значительной степени обесценены развитием интоксикации и повреждением жизненно важных органов. В этих случаях повышение температуры может привести к отрицательным последствиям, так как при лихорадке ряд органов функционируют с дополнительной нагрузкой, в первую очередь сердце и сосуды. При недостаточности кровообращения повышение температуры может вызвать тяжелые состояния, которые следует устранить.
Лечебное применение лихорадки получило распространение благодаря случайным наблюдениям. Одесский врач А. С. Розенблюм (1876) заметил, что состояние больных сифилисом улучшалось, когда они заболевали возвратным тифом – острым инфекционным заболеванием, вызываемым спирохетами, передающимися через кровососущих насекомых (вшей, клещей), и характеризующееся периодическими лихорадочными приступами, сменяемыми безлихорадочными периодами. В дальнейшем заражение возвратным тифом, а чаще малярией, стали применять для лечения поздних стадий сифилиса. В настоящее время с этой целью используют высокоочищенные препараты пирогенов – пирогенал, пирифер и др. Пиротерапия при лечении сифилиса эффективна вследствие того, что на поздних стадиях этой болезни возбудитель находится в головном мозге, доступ в который закрыт для лекарственных препаратов и антител, так как они не обладают способностью проникать сквозь гематоэнцефалический барьер. При повышении температуры тела проницаемость его увеличивается, повышается общая и иммунная реактивность организма, облегчающая лечение больного.
Состояние лихорадки используют не только при лечении сифилиса, но и при других инфекционных заболеваниях. Хороший результат был получен при лечении костно-суставного туберкулеза, в случае когда пиротерапию применяли в сочетании со специфическими антимикробными средствами. Пиротерапия эффективна и при гипертонической болезни почечного генеза, так как возникающее при ее использовании расширение сосудов органов брюшной полости вызывает повышение кровотока в почках и снижение общего артериального давления.
В настоящее время с той же целью в клинике применяют интерлейкин-1. Преимущество последнего по сравнению с пирогенами микробного происхождения состоит в том, что он не оказывает токсического действия, как пирогены, а способствует развитию лихорадки, стимулируя его из внешних источников, так как сам он не вырабатывается в организме.
Оценивая лихорадку как явление приспособительное, в то же время было бы ненаучным ожидать от эволюционно выработанной приспособительной реакции абсолютной целесообразности. Такое представление было бы идеалистическим (телеологическим).
Безусловно, большая часть неблагоприятных явлений при лихорадочных болезнях зависит не от подъема температуры, а от разностороннего патогенного действия инфекции или токсических веществ. Однако неблагоприятным действием обладает и сам высокий подъем температуры.
Очень высокая (свыше 41-42° С) температура нарушает ферментативные процессы в клетках, что создает опасность для жизни. Возможно даже образование в тканях очажков некроза. При высоком подъеме температуры наиболее рано появляются признаки нарушения функций ЦНС – тяжесть в голове, разбитость, головная боль, помрачение сознания, судороги («лихорадочные судороги»).
Высокая температура тормозит секрецию пищеварительных желез, поэтому она понижает аппетит. Длительно поддерживаемая лихорадка, таким путем, вызывает голодание.
Лихорадочный подъем температуры создает затруднение работе сердца. Он вызывает перегрузку миокарда вследствие учащения сердцебиений (обычно на 8-10 ударов на каждый градус подъема температуры). В то же время расширение значительной части сосудов внутренних органов может снижать венозный приток к правому сердцу. Критическая ситуация для кровообращения иногда создается при очень быстром (в течение немногих часов) падении температуры – критическом. Быстрый перепад температуры от высоких цифр к низким осуществляется за счет быстро происходящей отдачи большого количества тепла путем расширения массы поверхностных микрососудов и усиленного образования и испарения пота. Быстрое развитие такой вазомоторной реакции грозит внезапным падением кровяного давления – развитием коллапса. Особого внимания на этой фазе лихорадки требует система кровообращения стариков.
Наиболее тяжело переносятся резкие (на 3-4°) перепады температуры – от очень высокой до нормальной и даже субнормальной. Это послабляющая (ремиттирующая) и изнуряющая (гектическая) лихорадки, сопровождающие туберкулез, сепсис и др. заболевания.
Наконец, в ряде случаев лихорадка вообще бывает лишена приспособителъного значения и всецело служит проявлением патологии системы теплорегуляции. Например, такова лихорадка при травмах головного мозга, эмоциональном перевозбуждении, психических заболеваниях. Очень тяжелое осложнение и без того тяжелого поражения представляет собой сильнейшее повышение температуры, сопутствующее иногда травме шейного отдела спинного мозга. Накопление огромного избытка тепла в организме при этом связано с нарушением нервных путей, передающих сигналы на периферию от теплорегулирующего центра. Разумеется, лихорадка такого происхождения не имеет никакого приспособительного значения.
Итак, лихорадка – это особая, эволюционно выработанная форма активного избыточного накопления тепла в организме и использования его в качестве стимулятора важных защитных реакций при инфекционном и токсическом поражении организма.
Необходимо подчеркнуть, что такой взгляд на биологическую роль лихорадки блестяще подтверждает удивительное научное предвидение И. И. Мечникова. Еще в прошлом веке он указал на биологическую близость и общность двух эволюционно сложившихся приспособительных реакций – воспаления и лихорадки. Обе эти реакции делают организм более устойчивым в отношении инфекционного и токсического поражения и способствуют выживанию популяции. Как показано современными исследователями, единство воспаления и лихорадки, а также фагоцитоза и иммуногенеза обусловлено тесным единством функционирования таких клеток, как клетки системы фагоцитирующих мононуклеаров, нейтрофилы, лимфоциты В и Т, плазматические клетки.
Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1069 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|