АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Групповая интерактивная арт-терапия

Прочитайте:
  1. V. «АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕС ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ДИСФУНКЦИЯМИ»
  2. Алексей Будза Арт-терапия. Йога внутреннего художника
  3. Арт-терапия
  4. Арт-терапия
  5. Арт-терапия
  6. Арт-терапия
  7. Арт-терапия
  8. Арт-терапия
  9. Арт-терапия
  10. Арт-терапия

Работавшие с группами пионеры арт-терапевтического направления, такие как А. Хилл, Э. Адамсон, И. Чампернон или Ф. Чизек, обращали внимание главным образом на проявления индивидуальной творческой активности посетителей художественных студий и старались по возможности оградить их от посторонних отвлекающих факторов, в том числе от вмешательства посетителей студий в работу друг друга. Возникшие в конце 60-х – начале 70-х годов новые формы групповой арт-терапии характеризовались стремлением ведущих групп учесть не только фактор индивидуального творческого самовыражения и личные отношения участниками и психотерапевтом, но и то, какое влияние участники оказывают друг на друга и в какой мере присутствие в группе психотерапевта отражается на их общении. Такие ведущие групп могли придерживаться разных теорий групповой психотерапии и по-разному понимать внутригруппо-вую коммуникацию, однако, при всем различии их позиций, их можно рассматривать как представителей групповой интерактивной арт-терапии. Понятие «групповая интерактивная арт-терапия» является, таким образом, собирательным определением, включающим в себя разные по форме, продолжительности и способам теоретического обоснования варианты арт-терапевтической работы с группами. Основными критериями дифференциации арт-терапевтических групп внутри общей категории групповой интерактивной арт-терапии могут выступать следующие:

• степень структурированности деятельности участников группы и директивности ведущего;

• открытость / закрытость группы;

• ее размер;

• продолжительность периода работы группы;

• лежащая в основе используемых ведущим интервенций и общего подхода к работе теоретическая модель или система взглядов;

• социодемографический и культурный состав группы и характерные для ее участников потребности, проблемы или формы психической патологии.

Различные формы и варианты групповой арт-терапии будут описаны и проиллюстрированы нами позже. Сейчас же мы дадим общую характеристику групповой интерактивной арт-терапии. На наш взгляд, понятие «групповая интерактивная арт-терапия» обладает значительными эвристическими возможностями и, несмотря на то, что его использование в современной арт-терапевтической литературе ограничено, мы считаем целесообразным его использование в контексте данной книги. Это понятие было впервые использовано Дианой Уоллер в ее книге с одноименным названием, где она дает этому понятию следующее определение: «Модель групповой интерактивной арт-терапии основана на представлениях группового анализа, интерактивной (интерперсональной) групповой психотерапии, теории систем и арт-терапии. Это развивающаяся модель, теоретической основой которой выступают работы Фолькиса, Сал-ливена и Ялома, а в последнее время также Агазарьян и Петер-са и Астрахана, попытавшихся применить к групповой психотерапии системный подход. Групповая интерактивная арт-терапия базируется на фундаментальных принципах арт-терапии, к которым можно отнести представления о том, что создание визуального образа (или объекта) представляет собой важный аспект познавательной деятельности человека; что изобразительная деятельность (включая рисование, занятия живописью, работу с глиной, конструирование и т. д.) в присутствии психотерапевта позволяет клиенту установить контакт с ранними вытесненными переживаниями и теми чувствами, которые связаны с контекстом «здесь-и-сейчас»; что изобразительная

продукция клиента может выступать в качестве вместилища сильных переживаний, выразить которые ему бывает непросто; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом... и может способствовать прояснению переноса в отношениях психотерапевта и клиента» (Waller, 1993, р. 3).

Понятие интерактивности применительно карт-терапевтической группе означает, что одной из основных особенностей такой группы является взаимодействие между ее участниками. Хотя любая психотерапевтическая группа по своей природе интерактивна и немыслима без такого взаимодействия, интерактивная арт-терапевтическая группа отличается от большинства вербальных психотерапевтических групп тем, что взаимодействие между ее участниками, помимо вербального канала коммуникации и невербальной экспрессии с использованием «языка тела», осуществляется посредством визуальных образов[1].

Следует подчеркнуть, что понятие интерактивности позволяет переосмыслить раннюю практику работы со студийными арт-терапевтическими группами. Несмотря на то что ведущие таких групп часто не только не придавали никакого значения взаимодействию между их участниками, но и в интересах создания благоприятной для их индивидуальной деятельности атмосферы всячески старались его ограничить, такие группы также не были лишены интерактивности. Таким образом групповая интерактивная арт-терапия может быть представлена в виде континуума, на одном полюсе которого располагаются группы с высоким, а на другом – с низким уровнем интерактивности, которая никогда, однако, не может быть равна нулю.

Находясь в общем пространстве и занимаясь в нем изобразительной деятельностью –даже при том условии, что эта деятельность будет носить сугубо индивидуальный характер и участники группы не будут друг с другом общаться, – они все равно будут друг с другом взаимодействовать: восприятие изобразительной продукции друг друга будет вызывать у них определенные чувства и мысли, выражаемые в тех или иных двигательных, мимических и вегетативных реакциях и способные выступать в качестве катализаторов создания собственной творческой продукции. Не секрет, что, видя и «чувствуя» друг друга, участники группы будут испытывать определенные эмоциональные реакции, связанные с опытом «здесь-и-сейчас» или «тогда-и-там». И, наконец, как видно из приведенных нами в предыдущем разделе книги примеров, при всем равнодушии к проявлениям взаимодействия между посетителями художественных мастерских, такие пионеры групповой арт-терапии[2], как А. Хилл или Э. Адамсон, проявили себя в качестве талантливых «фасилитаторов», создавая в группе особую, способствующую самораскрытию ее участников атмосферу. Подобная атмосфера является одной из характеристик групповой культуры – значимого параметра интерактивной психотерапевтической группы.

Несмотря на относительность такой групповой характеристики, как интерактивность и наличие широкого континуума разных групп, отличающихся друг от друга по степени активности взаимодействия их участников, мы тем не менее будем в дальнейшем фокусировать свое внимание на таких арт-терапевтических группах, которые характеризуются средним или высоким уровнем интерактивности. Это связано с тем, что развитие групповой арт-терапии во второй половине XX века протекало в основном в направлении все большей реализации интерактивных возможностей изобразительной и иных форм творческой деятельности участников группы. Даже если речь идет, например, о современных формах студийной групповой работы, то, как будет видно из приводимых нами ниже примеров, они часто кардинально отличаются от студийных групп начала и середины XX века стремлением ведущих групп активизировать прямое и опосредованное изобразительным творчеством взаимодействие между участниками группы, то есть использовать процесс и результаты их творческой деятельности в качестве инструмента динамической коммуникации.

Другой важной тенденцией развития групповой арт-терапии во второй половине XX века явилось постепенное расширение социальной, институциональной и культурной базы ее применения. Если вплоть до 50-60-х годов групповая арт-терапия использовалась в основном в деятельности крупных психиатрических и соматических больниц, рассчитанных на более-менее длительное пребывание пациентов, либо в качестве инновационного элемента художественного образования в школах2, то в дальнейшем она была внедрена в амбулаторные психиатрические учреждения и социальные центры по работе с детьми, подростками и взрослыми, включая пожилых и престарелых граждан, безработных, бездомных, перемещенных лиц, беженцев, а также в общеобразовательные школы и школы для детей «с особыми потребностями» и во многие другие области практического применения.

Расширение социальной, институциональной и культурной базы применения групповой арт-терапии привело к тому, что большое число не имеющих специальной подготовки и опыта в области визуальных искусств и групповой психотерапии лиц пытаются использовать элементы данного подхода в работе с различными группами населения. Конечно же, далеко не всегда, организуя групповые занятия, направленные, например, на сплочение представителей местных сообществ или творческое развитие детей и подростков, ведущие групп должны иметь подготовку в области групповой психотерапии и владеть стратегиями визуального искусства. Проблемы, однако, могут возникнуть в том случае, если ведущий группы пытается браться за решение тех задач, которые в силу отсутствия у него специальной подготовки он решить не способен. Более того, неразборчивое и связанное с превышением профессиональной компетенции применение элементов групповой арт-терапии может повлечь за собой причинение участникам группы того или иного ущерба. Не случайно в арт-терапевтической литературе последнего времени довольно активно обсуждаются проблемы неквалифицированного и неэтичного использования различных техник групповой арт-терапии (Liebmann, 1986; Maclagan, 1985; McNeilly, 1984, 1987; Thornton, 1985; Wadeson, 1980; Waller, 1993).

Групповая интерактивная арт-терапия заключает в себе значительные психотерапевтические возможности. В то же время она может являться одним из факторов нарушения эмоционального равновесия участников группы, чреватого серьезными внутригрупповыми конфликтами и отреагированием сильных чувств за ее пределами. Было бы неверно рассматривать протекающие в атмосфере высокой интерактивности занятия участников группы изобразительным и иными формами творческой работы как связанные исключительно с положительными переживаниями. Поэтому опасения многих современных арт-терапевтов по поводу расширения социальной, институциональной и культурной базы использования методов групповой арт-терапии повышенным риском ее осложнений вполне обоснованы. Такой риск существует даже в том случае, если

ведущий группы в личном и профессиональном отношениях достаточно подготовлен, и этот риск более высок, если речь идет об использовании методов арт-терапии для решения новых и нестандартных задач, либо применительно к тем клиентским группам и ситуациям, в которых эти методы ранее не использовались. Некоторые этические вопросы, связанные с ведением арт-терапевтических групп и те требующие супервизирования проблемы, которые могут возникнуть в деятельности группового арт-терапевта, будут рассмотрены в специальной главе этой книги.

А теперь нам предстоит познакомиться с основными сложившимися во второй половине XX века формами групповой арт-терапии.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 624 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)