АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Кабинет групповой арт-терапии и его оснащение

Прочитайте:
  1. I. «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»
  2. LXVII. КАБИНЕТЪТ НА КРАЛСКИЯ ПРОКУРОР
  3. X. Кабинет королевского прокурора
  4. X. МАЛКИЯТ КАБИНЕТ НА ТЮЙЛЕРИ
  5. ВОЗМОЖНОСТИ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  6. Глава 2. Характеристика разных форм групповой арт-терапии
  7. ГРУППОВОЙ ИМАГО
  8. Другие подходы к групповой психотерапии и связанные с ними теоретические разработки в области групповой арт-терапии
  9. Женщины из групп риска, подлежащие обследованию в специализированном кабинете по невынашиванию беременности

Помещения для групповой арт-терапии

Для работы с арт-терапевтическими группами необходимо иметь подходящее помещение и изобразительные материалы. В отличие от вербальной групповой психотерапии, арт-тера-певтическая работа с группами требует целого ряда дополнительных условий. Кроме того, оснащение арт-терапевтическо-го кабинета для групповой работы во многом зависит от формы групповой арт-терапии. Так, например, оснащение помещения для проведения студийных занятий отличается от оснащения кабинета для работы с тематическими группами. Тем не менее независимо от формы групповой арт-терапии, очень важным является то, чтобы участники группы имели свободный доступ к воде. Для этого в кабинете необходимо иметь одну или несколько раковин. Кроме того, пол и стены должны быть легко моющимися, поскольку в процессе работы они могут загрязняться.

Важной проблемой работы всех арт-терапевтических групп является наличие мест для хранения изобразительной продукции участников сессий. Конечно же, для этого хорошо иметь специальное небольшое помещение или отгороженную часть пространства кабинета; если же это сделать не представляется возможным, то в кабинете необходимо установить просторный шкаф или стеллаж.

Хорошо, если в помещении работает всего одна группа. Тогда ее участники могут оставлять созданные ими работы висящими на стенах, а если это объемные изображения, то они могут располагаться в пространстве кабинета. Все это создает дополнительные возможности для последующего анализа расположения работ относительно друг друга, участников группы и ведущего. Однако в разное время в кабинете, как правило, работают несколько групп, из-за чего в конце сессии работы должны убираться. В противном случае, это может оказать определенное влияние на поведение участников других групп и даже привести к «борьбе» групп за территорию. Учитывая то, что изобразительная продукция группы может выступать в качестве метафоры групповых границ, оставляя свои работы в кабинете, где затем может проходить занятие другой группы, участники фактически создают условия для их нарушения.

Независимо от формы и модели групповой арт-терапии, необходимо также обеспечить достаточный уровень освещенности. Далеко не всегда, однако, ведущий располагает подходящим, специально оборудованным для групповой арт-тера-певтической работы помещением. Иногда для проведения групповых арт-терапевтических занятий имеются помещения многофункционального назначения, используемые также в качестве спортивных залов, мастерских, столовых, кабинетов для вербальной психотерапии и т. д. В этом случае ведущему группы необходимо побеспокоиться о том, чтобы предупредить загрязнение помещения, покрывая в случае необходимости пол и мебель целлофановой пленкой или хозяйственной бумагой. И конечно же, следует решить проблему хранения созданных работ.

Могут возникать и такие ситуации, когда для проведения групповых арт-терапевтических занятий психотерапевту необходимо приходить в те или иные учреждения – центры дневного пребывания, клубы и т. д. Такая работа, иногда называемая перипатетической, требует оперативной организации рабочего процесса, для чего может, например, потребоваться транспортировка некоторых материалов и оборудования. Очень важно, однако, чтобы работа группы по возможности протекала в каком-либо одном помещении, что является важным фактором формирования и поддержания групповых границ и создания психологически комфортной для участников группы атмосферы. Следует учитывать, что физическое пространство групповой арт-терапевтической работы тесно связано с понятием «психотерапевтического пространства», обозначающим ту особую среду, в которой протекает взаимодействие членов группы друг с другом и ведущим. Применительно к групповой арт-терапии понятие психотерапевтического пространства неоднозначно. Оно может предполагать психодинамическое толкование, согласно которому психотерапевтическое пространство является не столько физическим, сколько психологическим определением, обозначая ту атмосферу безопасности и комфорта, которая способствует снятию защит и самораскрытию участников группы. Как отмечает М. Хан, «уникальным достижением Фрейда является разработка и использование им понятия психотерапевтического пространства и дистанции между пациентом и аналитиком... В этом пространстве и при этой дистанции взаимоотношения между ними становятся возможными лишь посредством их способности поддерживать иллюзии и с ними работать. Фрейд сформулировал понятия пространства, времени и того процесса, которые потенцируют иллюзии и тем самым позволяют активизировать символический дискурс» (Khan, 1974). М. Хан также отмечает, что иллюзии в данном случае являются предпосылкой переноса. Следует, по-видимому, добавить, что понятие «иллюзии» в психодинамическом контексте означает определенные изменения в восприятии клиента, в частности, те, которые связаны с регрессом, что является необходимым условием актуализации и проявления материала бессознательного.

Обращая внимание на метафорическое, символическое значение пространства для арт-терапевтической работы, К. Кейз и Т. Делли указывают на необходимость учета психотерапевтом того скрытого смысла, который могут нести для клиента разные элементы физического пространства арт-терапевтичес-кого кабинета, так же как и его ориентация относительно сторон света, открывающийся из окна вид и т. д. Они пишут, что «каждый человек, приходящий в арт-терапевтический кабинет, использует его по-своему и устанавливает уникальные отношения с арт-терапевтом... И хотя одно и то же пространство. будет восприниматься различными клиентами по-разному, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Case & Dalley, 1992, p. 20). Как будет показано далее, при определенных условиях, в процессе групповой работы пространство арт-терапевтического кабинета и находящиеся в нем изобразительные материалы, продукция и иные предметы начинают символизировать всеобъемлющее «мифопоэтическое пространство». И хотя данный феномен может в какой-то мере быть обоснован с использованием психоаналитического представления об иллюзиях, он, по нашему мнению, является результатом группового взаимодействия и того процесса, который можно было бы назвать «групповым свободным ассоциированием» (см. следующую главу).

Проведение групповой арт-терапевтической работы по возможности в одном и том же помещении способствует формированию у участников группы ощущения групповых границ и фокусировке на том материале, который проявляется в ходе группового взаимодействия, а также предупреждает отреаги-рование участниками своих переживаний за пределами группы. Кроме того, это ведет к развитию у них способности к саморефлексии. По поводу особого воздействия арт-терапевтического кабинета на клиента Д. Шаверьен пишет: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и станет предметом для наблюдения... Это имеет большое значение, так как без ощущения отделенного от внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно, то есть так же, как мы ведем себя в повседневной жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это позволяет пациенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за собственным поведением» (Schaverien, 1989, р. 149).

Поскольку арт-терапевтическая работа включает в себя различные элементы игровой деятельности и может ассоциироваться у участников группы с теми ситуациями коллективных игр, в которых они находились в детстве, имеет смысл также рассматривать пространство групповой арт-терапевтической работы в качестве аналога «фасилитирующей среды», под которой Д. Вин-никотт (Winnicott, 1988) имеет в виду ту среду, которая позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами» и дает ему возможность достичь первичного самоопределения. Кабинет для групповой арт-терапевтической работы и его оснащение могут поэтому рассматриваться как особая «фасилитирую-щая среда», в которой роль «транзитных объектов» выполняют различные изобразительные материалы и предметы.

Развивая представление о кабинете для групповой арт-те-v рапии как особом игровом пространстве, М. Либманн указывает, что «ценные достоинства используемых в арт-терапии игр заключаются в том, что они обеспечивают иную систему координат, отличную от существующей в реальности современного мира... В ней могут быть освоены и исследованы новые способы поведения без тех последствий, с которыми связано их использование в повседневной жизни. Можно сначала рискнуть малым, не рискуя потерять что-то очень важное... Игры могут также предоставлять возможность для непрямого обращения с актуальными проблемами, непосредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Они могут быть источником радости и веселья, являясь, в то же время серьезным делом» (Liebmann, 1986, р. 16).

Пространство арт-терапевтического кабинета, в том числе кабинета для групповой интерактивной арт-терапии, может являться «творческой ареной» – тем местом, где участники группы могут реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Используя понятие «творческой арены», британский арт-терапевт Роджер Эргилл указывает, что это понятие наиболее точно отражает создаваемую в арт-терапев-тическом кабинете атмосферу. Работая с детьми, он обратил внимание на особую роль, которую играет поддержание относительного порядка в арт-терапевтическом кабинете (при условии, что детям позволено вести себя совершенно свободно и пользоваться изобразительными материалами по своему усмотрению). Он пишет: «Кабинет находится в чистоте, поэтому, если ребенок его запачкает, это будет восприниматься как созданный им самим беспорядок, и это ощущение резко контрастирует с его привычным ощущением общего беспорядка в детском коллективе... Таким образом ребенок будет учиться создавать порядок из хаоса, реализуя свои творческие возможности... Все пространство арт-терапевтического кабинета является «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть свои психические травмы и зажечься искрой творчества. Благодаря занятиям, он обретает уверенность в себе, что позволяет ему решать проблемы, связанные с обучением и общением с членами семьи и сверстниками» (цит. по: Case & Dalley, 1992).

Во многом схожие с описанными Р. Эргиллом переживаниями испытывают и взрослые участники арт-терапевтических групп, осваивая пространство «творческой арены» и проверяя степень допустимости свободных и нередко создающих ощущение хаоса манипуляций с различными материалами и предметами, примером чего может служить описанная в следующей главе работа одной из групп на тему «Помойка».

И наконец, хотелось бы указать на связь кабинета для групповой арт-терапии с понятием «драматического пространства». Как будет показано в следующей главе, в процессе использования некоторых техник групповой интерактивной арт-терапии может иметь место спонтанный переход участников группы из повседневной реальности в драматическую (Андерсен-Уоррен и Грейнджер, 2000; Jennings, 1998). Для описания этого феномена наиболее уместным является использование драматерапевтических представлений, которые позволяют понять динамику изменений в состоянии и поведении участников арт-терапевтической группы, предполагающую не только расширение спектра используемых ими средств творческого самовыражения, но и глубокую, напоминающую сценическую работу, идентификацию с изобразительной продукцией и соответствующими ей персонажами и ситуациями.

А теперь более подробно опишем разные типы помещений для проведения групповой арт-терапевтической работы. Такая работа, как правило, протекает в помещениях следующих основных типов:

а) художественная студия;

б) кабинет для групповой интерактивной арт-терапии.

Художественная студия является традиционным помещением для художественных занятий. Первые аналоги групповой арт-терапии предполагали занятия пациентов именно в таких помещениях. В специализированных художественных студиях вплоть до настоящего времени часто проводятся арт-терапевтические занятия с разными группами клиентов. В художественной студии имеется несколько мест для индивидуальной работы участников групп.

Рабочие места, как правило, представляют собой стол со стульями. Иногда вместо столов могут использоваться мольберты.

На каждом рабочем месте находится набор всевозможных изобразительных материалов (восковые мелки, пастель, карандаши, краски и т. д.). На отдельном столе могут также находиться заготовки для коллажа, бумага разных форматов и иные материалы для создания живописных и графических работ.

В художественной студии может быть специальное место для общения участников группы – своеобразная зона отдыха с креслами и столом с чаем/кофе. Здесь посетители студии, устраивая перерывы в ходе работы, могут общаться, не мешая другим.

В некоторых художественных студиях, помимо тех изобразительных материалов, которые предназначены для занятий живописью и графикой, имеются материалы и оборудование

для занятий скульптурой, керамикой или другими изобразительными техниками. Чаще оно расположено в стороне или даже в отдельной комнате, хотя такая работа может протекать и в общем пространстве.

Используемые в настоящее время для проведения групповых арт-терапевтических занятий художественные студии отличаются большим разнообразием: в одних случаях они оформлены более традиционно и предполагают относительную автономность участников группы. В других случаях, несмотря на отсутствие в студии специального места для групповых обсуждений и иных занятий интерактивного характера (связанных, например, с созданием коллективных изобразительных работ, использованием элементов танцедвигательной терапии, музыкальной экспрессии, драматизации и т. д.), имеется достаточно пространства для свободного перемещения участников группы и их спонтанного общения друг с другом. В случае необходимости ведущий может также предложить им сесть на стулья или кресла в круг или расположиться возле одного из столов для того, чтобы провести неформальный обмен впечатлениями от работы.

Художественная студия может становиться местом для экспонирования работ участников группы; при этом их изобразительная продукция располагается либо на одной из стен, либо даже по всему периметру студии.

Иногда для экспонирования отводится специальное помещение, выполняющее функцию галереи.

Если работы обладают определенной художественной ценностью, то такие галереи могут быть открыты для посетителей.

Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную деятельность участников группы, так и на выполнение совместных творческих проектов и проведение общегрупповых обсуждений. В соответствии с этим нужно, чтобы пространство кабинета можно было быстро реорганизовать, например, для посадки участников группы в круг, либо иметь две по-разному

оборудованных зоны – «рабочую» для изобразительной работы и «чистую» – для общегрупповых обсуждений. От художественной студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы. Рдзмещение столов в пространстве может быть различной, чтобы предоставить участникам группы возможность выбора рабочих мест в соответствии с их индивидуальными предпочтениями, что позволяет им обозначить свои «личные территории». У каждого участника, как правило, имеется индивидуальный набор различных изобразительных материалов, хотя на отдельном столе или полках могут находиться некоторые материалы для общего пользования.

Кабинет для групповой интерактивной арт-терапии должен предоставлять возможность совместной изобразительной работы участников группы. Так, например, для создания общей большой работы может потребоваться освободить значительное пространство на полу. Одна или несколько стен должны быть рассчитаны на развешивание работ перед началом обсуждений. Эти стены могут быть также использованы при создании «групповой фрески» или «настенной газеты».

Подобное помещение должно иметь многофункциональный характер и допускать, помимо индивидуальной, парной или коллективной изобразительной работы, выполнение физических упражнений, движение и танец, интерактивные игры, драматическое исполнение, размещение инсталляций, работу с объектами и другие виды занятий.

Большие возможности для групповых арт-терапевтических занятий предоставляет арт-терапевтическое отделение, которое является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы. Арт-терапевтические отделения стали создаваться сравнительно недавно, главным образом, с целью обслуживания крупных лечебно-реабилитационных учреждений или местных сообществ. Нередко арт-терапевтические отделения предполагают использование мультидисциплинарного подхода и участие в их работе разных специалистов. Так, например, помимо арт-терапевтических занятий могут проводиться занятия драма-, музыко- и танцедвигательной терапией, групповая вербальная психотерапия.

Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных сессий, в арт-терапевтичес-ком отделении могут располагаться административные помещения, комната для длительного хранения изобразительной продукции (архив), кухня или кафе, а также место, где посетители отделения могут собираться, дожидаясь начала сессий.

Материалы

Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками карандашами, восковыми мелками, пастелью, углем и сепией могут применяться материалы для создания коллажей или ас-самбляжей. Для создания коллажей могут использоваться старые журналы или иная полиграфическая продукция, обрезки ткани, фольга, цветная бумага, а для создания ассамбляжей – различные, созданные человеком предметы или предметы естественного происхождения – камни, раковины, сухие растения и т. д. Обязательно должны иметься в наличии и разные объемные материалы, такие как глина, пластилин, пластика, специальное тесто и другие. Целесообразно также оборудовать кабинет песочницей. Бумага – как белая, так и цветная – должна быть разных размеров и плотности и с различным качеством поверхности. Разных размеров должны быть и кисти. Необходимо иметь губки для закрашивания больших пространств, а также ножницы, клей, скотч, нитки, целлофановую пленку.

Следует учитывать, что выбор материала определяется не только особенностями личности и состояния участников группы, но и стадией группового процесса, отношениями членов группы друг с другом и ведущим. Наблюдая за тем, какие материалы используют те или иные участники и предпочтение каких материалов характерно на том или ином этапе работы для группы в целом, ведущий подчас может получить очень ценную информацию о внутригрупповой коммуникации, особенностях групповой культуры (см. следующую главу) и различных групповых феноменах («расщепление», групповые деструктивные тенденции и т. д.).

Выбор участниками материалов также указывает на проявление потребности в психологической защите или их готовности к самораскрытию. Как правило, в начале работы участники группы предпочитают пользоваться более плотными материалами – карандашами, восковыми мелками, фломастерами, – которые позволяют лучше контролировать процесс создания образов и отражают защитные тенденции участников и их страх конфронтации перед сильными переживаниями и неосознаваемым материалом. Такая тенденция характерна и для лиц с высоким самоконтролем, испытывающих страх раскрытия своих переживаний в группе, а также тех, кто, воспринимая арт-терапевтические занятия как некий аналог школьных занятий рисованием, стремится создавать «правильные», «красивые» образы. На последующих этапах группового процесса участники группы, как правило, начинают более активно пользоваться менее плотными материалами, такими, в частности, как краски, иногда растворяя их большим количеством воды и брызгая или выливая их на бумагу, что позволяет отреагировать сильные чувства, делает изобразительный процесс более спонтанным, малопредсказуемым и связанным с активным проявлением неосознаваемого материала. В то же время использование менее плотных материалов может быть характерно для некоторых участников группы с самого начала группового процесса.

Как отмечает Л. Штейнхардт, использование таких материалов, которые предполагают низкую степень контроля над изобразительным процессом и создание образов с нечеткими границами, «иногда отмечается в начале психотерапевтического процесса, до того, как между клиентом и психотерапевтом сформируется взаимное доверие, когда клиент исследует границы допустимого поведения и стремится убедиться в том, насколько психотерапевт способен к его безусловному принятию. Хотя это более характерно для детей, нечто подобное происходит и при работе со взрослыми. Как дети, так и взрослые капают краской или пачкают ею окружающие предметы... В арт-терапевтическом процессе иногда бывает трудно провести границы между исследовательскими манипуляциями с материалами и плохим или деструктивным поведением. Клиенты могут переживать острое чувство вины из-за того, что им «не удалось сдержать своих чувств» или что у них появилось желание запачкать себя и окружающее пространство. Взрослый испытывает явное замешательство, когда у него появляется непреодолимое желание залить лист бумаги грязной краской, поцарапать его или поскрести по нему ногтями, а также посмотреть, как с него капает краска. Такое поведение связано с переживанием клиентом острой душевной боли, страданием или гневом, для выражения которых он не находит слов. Это может продолжаться в течение нескольких сессий до тех пор, пока клиент не успокоится и у него не появится желание создавать более оформленные образы» (Штейнхардт, 2001, с. 94). Отмечая склонность некоторых клиентов использовать менее плотные материалы, в том числе таким образом, который чреват загрязнением окружающего пространства и его самого, Л. Штейнхардт весьма точно указывает на связь такого поведения с определенной внутриличностной динамикой и формированием психотерапевтических отношений. В то же время, используя главным образом индивидуальную арт-терапию, она ничего не пишет о том, какое отношение такое поведение может иметь с групповой динамикой и теми или иными групповыми феноменами. Данную связь мы постараемся проиллюстрировать на некоторых приводимых в следующей главе примерах.

Не только краска, но и различные объемные, предполагающие прямой тактильный контакт материалы, такие как песок, глина или тесто, создают возможности для выражения сильных чувств, в том числе чувства гнева. Следует также учитывать, что тактильный контакт с материалом оказывает значительный стимулирующий эффект, что в одних случаях способствует эмоциональной вовлеченности человека в процесс работы и делает его поведение более спонтанным, а в других – приводит к эмоциональному перевозбуждению, что необходимо, например, учитывать с гиперактивными детьми или склонными к бессознательному отреагированию взрослыми.

Применение техник коллажа и ассамбляжа позволяет преодолеть чувство робости и страха перед изобразительной работой и дает участникам группы чувство защищенности, поскольку, используя уже готовые образы и лишь комбинируя их друг с другом, они не в такой степени идентифицируют их с личным материалом. Это позволяет им дистанцироваться от сложных переживаний и вносит в процесс работы значительный элемент игры и даже ролевого перевоплощения. Некоторые примеры применения техники коллажа в групповой арт-терапии также будут приведены в следующей главе.

При оснащении арт-терапевтического кабинета или студии различными изобразительными материалами необходимо учитывать технику безопасности. Так, например, если в группе есть больные с острыми психическими нарушениями или деменцией, их свободный доступ к ножницам или стекам может быть небезопасным для них самих и окружающих. Кроме того, дементные больные могут иногда пытаться съесть некоторые, привлекательные на вид изобразительные материалы. Естественно, следует соблюдать особую осторожность при работе с депрессивными больными, поскольку в этом случае возможны суицидные попытки. Это же касается больных с агрессивными тенденциями.

Необходимо также учитывать степень токсичности тех или иных изобразительных материалов и повышенную чувствительность к ним у определенных членов группы. В отдельных случаях может иметь место непереносимость некоторых веществ, делающая проблематичным продолжение некоторыми участниками своей работы в группе.

Большое значение в оснащении кабинета или студии для групповой арт-терапии различными материалами имеет знание ведущим группы их возможностей. Как отмечает Ленор Штейнхардт, «арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также – в каких случаях использование тех или иных материалов целесообразно, а когда – нежелательно. Приводимые в литературе описания различных материалов обычно кратки. Чаще описываются показания для их применения разными группами клиентов, возможно, потому, что свойства материалов представляются арт-терапевтам вполне очевидными и им кажется, будто одного названия материалов достаточно, чтобы специалист понял, каковы его свойства» (Штейнхардт, 2001, с. 85).

Однако далеко не всегда, оборудуя кабинет для групповой арт-терапии, специалист знает свойства разных изобразительных материалов. «Трудно себе представить, – пишет Д. Уол-лер, – что арт-терапевт не имеет опыта изобразительной деятельности» (Waller, 1993, р. 51). Ей не верится, что в случае отсутствия такого опыта ведущий группы сможет понять процесс создания участниками группы визуальных образов и достаточно глубоко их «чувствовать»: «...арт-терапевты должны либо иметь подготовку в области изобразительного искусства, либо иметь возможность и желание им заниматься. Это дает им уверенность в процессе создания визуальных образов и понимание их символического содержания... Это также делает реакции психотерапевта на изобразительную продукцию пациентов более свободными... Без такой «визуальной уверенности» будет высок риск «редуктивного» отношения к образам, связанного с их восприятием в качестве прямых аналогов слов и критическим отношением к изобразительной продукции» (там же).

В то же время она указывает на иную опасность, связанную с наличием у ведущего группы художественной подготовки, что делает его отношение к различным материалам и техникам изобразительной работы тенденциозным: «Являясь художниками, мы можем испытывать на себе сильное влияние определенных «школ» изобразительного искусства... Мы можем быть пристрастны и в мягкой форме подталкивать пациентов к занятиям живописью, керамикой и т. д., в то время как наша задача заключается в том, чтобы помочь им выбрать для себя наиболее подходящий материал... Художнику может быть непросто участвовать в арт-терапевтической группе» (Waller, 1993, р. 52).

Многие арт-терапевты считают, что чем больше у участников группы возможность выбора различных материалов и техник изобразительной работы, тем более вероятно, что они смогут найти то средство самовыражения, которое в наибольшей степени отвечает их склонностям и потребностям. Это также создает условия для динамической коммуникации участников группы посредством разных материалов и средств творческого самовыражения, поскольку в течение даже одной сессии они могут переходить от одних материалов или средств творческого самовыражения к другим. В то же время наличие в арт-терапевтическом кабинете слишком большого количества различных материалов может вызывать у некоторых участников группы растерянность.

В процессе работы с арт-терапевтическими группами может быть целесообразно отвести определенное время на знакомство их участников с оборудованием кабинета и возможностями разных материалов. Некоторые арт-терапевты также считают, что в определенных случаях, параллельно с проведением арт-терапев-тических занятий, участникам группы полезно посетить несколько занятий, проводимых художниками и посвященных освоению разных изобразительных техник. Д. Уоллер полагает, что «сотрудничество художников и арт-терапевтов может быть для пациентов очень полезным» (р. 54).

Обсуждая возможности различных используемых в арт-те-рапевтической работе материалов, Л. Штейнхардт (2001) делит их на три основные группы:

• бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы:

• материалы, имеющие определенную форму;

• предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

К первой группе она относит мягкие и более плотные материалы, включая краски, глину, дерево и другие, которые могут быть использованы для создания художественных образов, живописных произведений или скульптуры. Ко второй группе, по ее мнению, относятся такие материалы, которые «включаются в изобразительный процесс в неизменном виде» –целлофан, туалетная бумага, песок, ткань и другие. И наконец, к третьей группе материалов могут быть отнесены естественные или созданные человеком объекты или их части – камни, раковины, пуговицы, детали часов и другие.

Приводимые ниже примеры показывают сочетанное использование участниками группы относящихся к различным вышеназванным группам материалов. На рисунке представлена ин-. дивидуальная работа одного из участников группы, при создании которой применялись, главным образом, естественные и созданные человеком предметы, такие как камни, плоды каштана, миниатюрные игрушки и свечи. В то же время основой данной предметной композиции является лист ватмана, в центре которого наклеена фигура неправильной формы из красной бумаги.

На данном рисунке представлена работа, выполненная двумя участницами арт-тералевтической группы. Основой сложной композиции, так же как и в предыдущем случае, является лист ватмана, на котором с помощью гуашевых красок нанесено абстрактное изображение. В изобилии используются различные, включенные в композицию в неизменном виде и создающие объем материалы – целлофан,скотч и нитки. Некоторые объемные элементы изображения созданы также из белой и цветной бумаги. Имеется большое количество в основном созданных человеком объектов или их частей – кружка, банка с клеем ПВА, пачка сигарет, крышка от кофейной банки и другие.

И наконец, на нижнем рисунке представлен продукт коллективного творчества участников арт-терапевтической группы. Обращают на себя внимание большие масштабы композиции, которая располагается на двух придвинутых друг к другу столах. Основой композиции выступают несколько склеенных вместе листов ватмана с изображенной на них с помощью преимущественно гуашевых красок абстрактной композицией. В то же время в композицию включены вырезанные из журналов, а также созданные из цветной бумаги и фольги образы. Кроме того, на горизонтальной плоскости располагаются несколько предметов (пластиковый контейнер, цветной провод). Работа в целом имеет объемный характер, поскольку над лежащим на столе рисунком (с элементами коллажа и ассамбляжа) расположена созданная участниками группы из вешалки, скотча и других материалов «пирамида».

Помимо деления изобразительных материалов на вышеназванные три группы Л. Штейнхардт также называет некоторые иные критерии их классификации. К таким критериям могут относиться:

• происхождение материалов (естественное или искусственное);

• каким образом материалы обычно используются (например, с применением тех или иных инструментов, таких как кисти, или непосредственно – руками);

• какие чувства и образы они вызывают у человека;

• степень физических усилий и затраты времени, необходимые для работы с материалом;

• степень контроля над изобразительным процессом;

• символическое содержание образов, созданных с использованием тех или иных материалов;

• двух- или трехмерность и другие критерии.

К этому перечню следовало бы добавить и такой важный в арт-терапевтической работе критерий, как размер или объем изобразительного материала. Так, например, иногда участники группы при создании трехмерных образов используют находящуюся в кабинете мебель или даже включают в свои композицию в качестве одного из «изобразительных элементов» себя или других людей.

Различные манипуляции с готовыми образами и их преобразование в ходе групповой арт-терапевтической работы представляют собой особую группу феноменов, связанных с использованием перформансов в арт-терапии, о чем также пойдет речь в следующей главе. С учетом этого представляется важным, чтобы ведущий арт-тера-певтической группы не только владел основными техниками изобразительной работы и знал

возможности различных материалов, но и был знаком с разными жанрами и формами современного актуального искусства.

4.2. Направление клиентов в группу и связанные с этим организационные процедуры [5]

Пути направления клиентов в арт-терапевтические группы

Знание специалистом критериев и порядка направления клиентов в арт-терапевтическую группу имеет большое значение для предупреждения возможных осложнений и конфликтов. Кроме того, соблюдение специалистом определенных организационных процедур на разных этапах работы и четко отлаженный процесс групповой арт-терапии позволяют ему сфокусировать свое внимание на клинических вопросах и сформировать у участников группы определенные ожидания относительно психотерапевтического процесса. К сожалению, работа с арт-терапевтическими группами до сих пор часто бывает основана только на энтузиазме специалистов. Ситуация осложняется еще и тем, что арт-терапия до сих пор во многих странах плохо интегрирована в деятельность медицинских, образовательных и социальных учреждений, что требует от специалистов дополнительных организационных усилий.

Планируя проведение арт-терапевтической работы с группами, помимо выбора подходящего помещения и его оснащения различными материалами, специалист должен рассчитать общую нагрузку и обеспечить приток достаточного количества клиентов. Общая нагрузка группового арт-терапевта включает не только его непосредственную работу с группами, но и проведение предварительных индивидуальных собеседований (диагностических интервью) с клиентами на этапе их отбора в группу, подготовку помещения к работе и его уборку после окончания сессии, ведение различной учетной документации и описание хода работы, проведение консультаций с другими специалистами и родственниками участников группы, а также другие виды деятельности.

Что касается обеспечения притока достаточного количества клиентов, то даже при наличии высокой потребности в психотерапевтической помощи и, например, значительного процента учащихся школы или посетителей амбулаторного лечебного учреждения, которых можно рассматривать в качестве потенциальных кандидатов для прохождения групповой арт-терапии, вряд ли следует ожидать, что специалисту удастся без труда привлечь их в группу. Скорее всего, ему потребуется правильно организовать информирование потенциальных клиентов и их родственников, а также специалистов и руководителей различных учреждений о проводимых им формах работы и продумать четкую схему взаимодействия с ними на разных этапах групповой арт-терапии. Он также должен учесть, что значительный процент давших согласие на участие в арт-тера-певтических занятиях клиентов прекратят их посещение уже спустя одну или несколько сессий, что потребует доукомплектования группы.

Порядок направления клиентов в группу зависит от условий работы. Так, например, арт-терапевт может проводить работу с группами в условиях частной практики, на базе государственных (бюджетных) и негосударственных (небюджетных) лечебных, образовательных и социальных учреждений. Кроме того, возможны и такие случаи, когда для набора достаточного количества участников, помимо приема в группу тех клиентов, которые направляются к специалисту тем учреждением, в котором он непосредственно работает, он устанавливает контакт с другими организациями или отдельными специалистами, которые также могут рекомендовать своим клиентам к нему обращаться. При этом многое будет зависеть от того, насколько такой порядок направления клиентов в арт-те-рапевтическую группу будет отвечать интересам того учреждения, которое является основным местом работы специалиста.

Во всех этих случаях направление клиентов в арт-терапев-тическую группу также может осуществляться по-разному, а именно:

а) путем самостоятельного обращения клиентов к специалисту с просьбой включить их в арт-терапевтическую группу. Чаще всего это бывает возможно, если, например, психотерапевт дает рекламу о своих услугах в средства массовой информации или непосредственно в учреждения или службы, рассчитывая, что сами клиенты или их родственники смогут принять решение о том, следует ли им этими услугами воспользоваться; кроме того, проходящие или проходившие ранее групповую арт-терапию клиенты нередко сами рекомендуют своим знакомым обратиться к специалисту;

б) путем направления специалистами различных служб и организаций. При этом они, конечно же, должны иметь представление о том, что такое групповая арт-терапия, каковы показания для ее назначения, какие проблемы она позволяет решать и т. д. Далеко не всегда, однако, они имеют такое представление, и в этом случае групповому арт-терапевту необходимо провести определенную работу по их информированию, которая, в частности, может предполагать его выступления на собраниях специалистов или организацию специальных образовательных программ для персонала. Такие программы могут включать не только дидактические презентации, но и участие персонала в арт-терапевтических сессиях;

в) путем комплектования арт-терапевтических групп самим специалистом из числа своих клиентов. В данном случае предполагается, что, помимо ведения арт-терапевтических групп, специалист также занимается консультированием или индивидуальной психотерапией. Тогда на определенном этапе индивидуальной работы с клиентом или непосредственно в ходе первичной консультации он может рекомендовать клиенту включиться в арт-терапевтическую группу.

При ведении арт-терапевтических групп в условиях психоневрологического диспансера автор книги использовал все три вышеназванных варианта направления клиентов в группу. Так, например, им были изготовлены информационные буклеты, которые были затем разложены на столе, рядом с регистратурой, так что все посетители диспансера – как те, кто наблюдается там постоянно, так и те, кто обращается за первичной консультацией, – могли узнать о проводимой здесь групповой арт-терапии и ее основных особенностях и задачах.

Кроме того, автором книги была проведена работа с врачами диспансера – на одном из производственных собраний прочитана лекция о групповой арт-терапии и показаниях для ее назначения. Кроме того, в дальнейшем с врачами проводились

индивидуальные беседы, в ходе которых они могли уточнить те или иные вопросы, касающиеся особенностей групповой арт-терапии, содержания и задач работы, периодичности и продолжительности занятий, основных категорий клиентов, на которых рассчитана такая работа и т. д. И наконец, совмещая ведение арт-терапевтических групп с работой участкового психиатра, автор мог сам рекомендовать некоторым своим пациентам включиться в группу.

Такая схема направления клиентов в группу использовалась не только на этапе подготовки к групповой работе и первоначального комплектования группы, но и в дальнейшем. В данном случае хотелось бы также обратить внимание на то обстоятельство, что, поскольку значительный процент участвовавших в групповой арт-терапии больных направлялись врачами дневного стационара, его ежегодное закрытие на время летнего отпуска врачей влекло за собой приостановку работы арт-терапевтических групп. В сентябре же группы комплектовались снова и могли затем работать до июля. Таким образом формировался определенный рабочий цикл, который представлен на рисунке.

Конечно же, далеко не все клиенты участвовали в группе в течение 10 месяцев, и в некоторых случаях кто-то из них продолжал посещать групповые сессии после комплектования новых групп в сентябре. Тем не менее такой рабочий цикл позволял ведущему группы планировать и затем реализовывать различные организационные процедуры. Нам представляется, что подобный рабочий цикл с соответствующими ему организационными процедурами может быть также характерен и для проведения групповой арт-терапии в школе.

Организационные процедуры,

связанные с направлением и приемом клиентов в группу

К связанным с направлением и приемом клиентов арт-те-рапевтическую группу организационным процедурам можно отнести следующие действия специалиста:

1) проведение предварительных собеседований (диагностических интервью), направленных на определение целесообразности и возможности включения клиента в арт-терапевтичес-кую группу, его подготовкой к групповой работе и заключением группового соглашения;

2) в случае необходимости (в особенности если речь идет о несовершеннолетних) организацию встречи с родственниками направляемого на групповую арт-терапию клиента, предполагающей разъяснение им основных задач и содержания групповой арт-терапевтической работы и получением их согласия на ее проведение с клиентом;

3) проведение консультации с направляющим клиента на групповую арт-терапию специалистом с целью уточнения клинических данных о клиенте и мотивов его направления.

Все эти организационные процедуры сопровождаются оформлением различных документов: в первом случае такими документами являются, во-первых, письменная аргументация (заключение) психотерапевтом приема клиента в арт-терапев-тическую группу и, во-вторых, групповое соглашение. Во втором случае в качестве такого документа выступает письменное заявление родственников несовершеннолетнего или недееспособного клиента об их согласии на проведение с ним групповой арт-терапии и, наконец, в третьем случае таким документом может являться предоставляемая направляющим специалистом в письменном виде (помимо первоначального направления) аргументация целесообразности проведения с клиентом групповой арт-терапии или дополнительная информация о клиенте.

Проведение предварительных собеседований и подготовка клиента к групповой арт-терапии

Проведение предварительных собеседований и подготовка клиента к групповой арт-терапии могут потребовать одной или нескольких встреч. В ходе предварительных собеседований специалист решает несколько задач, к одной из которых можно отнести установление с клиентом первичного контакта. При этом следует учитывать как осознаваемые, так и неосознаваемые взаимные реакции клиента и психотерапевта друг на друга, обычно связываемые с понятиями переноса и контрпереноса. В ходе предварительных собеседований, таким образом, запускается процесс взаимодействия клиента и психотерапевта на личностном уровне, и для неуверенных, склонных к переживанию тревоги и страха клиентов, имеющих слабое или незрелое «я», личные диадические отношения с психотерапевтом имеют особенно большое значение, помогая им справиться с тревогой и начать затем работать в группе. В то же время первичное собеседование связано с начальным формированием у клиента определенных представлений о психотерапевте как специалисте, которые так или и иначе касаются его профессиональной роли. Воспринимая психотерапевта лишь как личность, клиент может смешивать арт-терапию с обыденными отношениями, что сделает его работу менее продуктивной. Хотя восприятие клиентом психотерапевта зависит от стиля поведения последнего, разделению клиентом личных и профессиональных аспектов их взаимоотношений будет, несомненно, способствовать фокусировка внимания специалиста на рабочих вопросах, что поможет сформировать ожидания клиента относительно работы и характера психотерапевтических отношений.

В ходе предварительного собеседования психотерапевт всесторонне оценивает целесообразность направления клиента на групповую арт-терапию в целом и использования применительно к нему ее конкретных форм и моделей. При этом он, по сути, определяет показания для назначения групповой арт-терапии и в самом общем виде формулирует ее задачи. Таким образом, специалист определяет показания для назначения групповой арт-терапии и ее конкретных форм и моделей, а также задач арт-терапевтической работы, что будет рассмотрено нами несколько позже.

Кроме того, в ходе предварительного собеседования психотерапевт выясняет мотивацию клиента к прохождению групповой арт-терапии и достижению психологических изменений, а также к занятиям в ходе групповых сессий изобразительной деятельностью. Дж. Рутан и У. Стоун пишут: «Групповые психотерапевты редко вкладывают в слово «мотивация» какой-либо конкретный смысл, считая, что любой обращающийся за психотерапевтической помощью человек мотивирован к достижению психологических изменений. Вопрос заключается в том, каких именно изменений пациент стремится достичь. Иногда он просто хочет избавиться от беспокоящих его симптомов, удовлетворить требованиям внешнего окружения, вернуться к утраченному душевному равновесию либо найти способ магического решения своих жизненных проблем. Во многих случаях пациенты соглашаются с их направлением на групповую психотерапию из-за нежелания вступать в конфронтацию с психотерапевтом или стремления избежать напряжения индивидуальной работы. Когда клиницист в ходе работы ставит перед собой одну задачу, а пациент – другую или когда на этапе оценки и подготовки в их общении отсутствует ясность, трудно избежать проблем в ходе лечения или на этапе терминации» (Рутан и Стоун, 2002, с. 161).

Следует, однако, отметить, что, в отличие от групповой вербальной психотерапии, групповая арт-терапия не всегда имеет своей целью достижение психологических изменений. В некоторых случаях на первый план могут выступать задачи развития творческих возможностей клиента, формирования у него новых интересов, развитие сенсомоторных навыков и т. д. И конечно же, без уточнения его мотивации к связанной с решением таких задач работе вряд ли имеет смысл направлять клиента на групповую арт-терапию.

Важной задачей первичного собеседования является также предоставление клиенту информации об особенностях групповой арт-терапии. Так, психотерапевт может подчеркнуть, что групповая арт-терапевтическая работа не требует наличия у клиента каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведе,-ний». Он дает клиенту понять, что основной акцент в работе будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет способствовать решению основных задач групповой арт-терапии. Психотерапевт также должен предоставить клиенту информацию о тех особенностях групповой арт-терапевтической работы, которые связаны с ее конкретной формой и моделью. Так, например, если психотерапевт считает возможным и целесообразным направление клиента на групповую интерактивную арт-терапию, он должен предупредить клиента о том, что групповая работа будет предполагать не только его занятия изобразительным творчеством, но и взаимодействие с другими участниками группы, в том числе в ходе совместного обсуждения с ними своей изобразительной продукции. Кроме того, психотерапевт может информировать клиента об условиях проведения групповой арт-терапии, предполагаемом размере и составе группы, общей продолжительности работы,периодичности и продолжительности сессий, оснащении кабинета групповой арт-терапии (студии) и т. д.

Еще одной задачей проведения собеседования является преодоление тревоги, связанной с включением клиента в группу. Во многом эта тревога может быть обусловлена прежним негативным опытом нахождения клиента в тех или иных группах. Тем не менее даже если такой опыт у клиента отсутствует, тревога все равно может возникать и должна рассматриваться как вполне естественная реакция на предстоящее включение клиента в новую для него группу и те нагрузки, которые связаны с активным межличностным взаимодействием и творческой работой. При этом также необходимо учесть, работал ли клиент ранее в какой-либо психотерапевтической или тренин-говой, в том числе арт-терапевтической группе и как протекала его работа в такой группе.

И наконец, еще одной важной задачей, решаемой в ходе предварительного собеседования, является ознакомление клиента с условиями группового соглашения (психотерапевтического контракта) и его принятие. Существуют определенные различия в смысловых оттенках понятий «групповое соглашение» и «психотерапевтический контракт». Как отмечают Дж. Рутан и У. Стоун, «использование специалистом слова «контракт» вызывает у клиента представление о том, что обозначенные в контракте условия вхождения в группу являются жесткими и не подлежащими обсуждению. Мы предлагаем пользоваться термином «групповое соглашение», поскольку оно предполагает ответственность пациентов за соблюдение его условий, а не слепое им следование... Пациенты воспринимаются в роли партнеров группового соглашения, которые сознательно принимают его условия и вступают в психотерапевтические отношения» (Рутан и Стоун, 2002, с. 166).

Текст соглашения готовится психотерапевтом. Заключение клиентом группового соглашения знаменует собой принятие им на себя определенных обязательств не только перед психотерапевтом, но и группой в целом. Оно включает в себя следующие основные пункты (цит. по: Рутан и Стоун, 2002):

1) согласие каждую неделю присутствовать на групповых сессиях (если они проводятся еженедельно), приходить на них вовремя и оставаться до их завершения;

2) согласие активно работать над теми проблемами, которые послужили причиной обращения за психотерапевтической помощью;

3) согласие выражать чувства словами, а не действиями;

4) согласие использовать отношения с другими членами группы исключительно с психотерапевтической целью;

5) согласие оставаться в группе до тех пор, пока те проблемы, которые послужили причиной обращения за психотерапевтической помощью, не будут решены;

6) согласие оплачивать психотерапевтические услуги;

7) согласие сохранять конфиденциальность отношений с членами группы.

Мы не будем комментировать большинство пунктов группового соглашения, поскольку такие комментарии содержатся в опубликованной литературе (см., например, Рутан и Стоун, 2002, с. 166-175). Хотелось бы, однако, сделать некоторые уточнения, вытекающие из специфики групповой арт-те-рапевтической работы. Прежде всего, следует отметить, что заключение, содержащее все вышеназванные пункты группового соглашения, оправдано, прежде всего, в тех случаях, когда работа в арт-терапевтической группе имеет отчетливую психотерапевтическую направленность. Если же речь идет об использовании таких форм и методов групповой арт-терапии, которые имеют главным образом развивающую, психопрофилактическую или реабилитационную направленность, тогда такие пункты соглашения, как второй и пятый, вряд ли будут отвечать задачам групповой работы. Работа участников группы в условиях художественной мастерской, организованной на базе социального центра или подросткового клуба, например, далеко не всегда требует сохранения конфиденциальности и анонимности участников группы. В этих условиях также часто нет необходимости запрещать участникам общаться друг с другом за пределами группы. Кроме того, с учетом открытого характера большинства студийных групп и ограниченного значения групповой динамики для этого вида работы, пропуск участниками тех или иных сессий не будет существенно влиять на атмосферу в группе и результаты деятельности ее участников.

Особо следует рассматривать случаи заключения группового соглашения с некоторыми категориями клиентов, такими, например, как психиатрические и психогериатрические пациенты или дети. Если групповые арт-терапевтические занятия планируется проводить, например, в условиях психиатрического стационара, то при разработке текста группового соглашения необходимо учитывать степень остроты психических нарушений и снижения критических способностей пациентов. Если, скажем, речь идет о пациенте с острыми или подостры-ми психическими нарушениями, то, считая возможным его направление в открытую студийную группу, специалисту иногда достаточно получить лишь согласие больного на ее посещение. В то же время при проведении групповых арт-тёрапевти-ческих занятий в амбулаторных условиях многие психиатрические пациенты могут вполне осознанно подходить к заключению группового соглашения, которое может включать большинство вышеназванных пунктов.

Определенные отступления от описанной схемы группового соглашения возможны также при работе с детьми. От ребенка бывает достаточно получить согласие на посещение групповых арт-терапевтических занятий и объяснить ему правила поведения в ходе сессий. Формальное соглашение заключается с его родителями. Подписывая соглашение, они дают согласие на посещение их ребенком групповых арт-терапевтических занятий с оговоренной с психотерапевтом частотой и продолжительностью, а в случае необходимости и подтверждают свои финансовые обязательства перед специалистом или готовность оплачивать те изобразительные материалы, которыми будет пользоваться ребенок (в некоторых случаях, при ограниченном финансировании арт-терапевтической работы, ведущий группы может предлагать ее участникам приобретать изобразительные материалы самостоятельно или вносить за них деньги).

С учетом специфики арт-терапевтической работы, второй пункт вышеназванной схемы группового соглашения может включать более конкретное обозначение основного характера деятельности клиента в ходе сессий. Так, например, представляется допустимым сформулировать второй пункт соглашения следующим образом: «Согласен работать над теми проблемами, которые послужили причиной моего обращения за психотерапевтической помощью, используя для этого различные материалы и приемы изобразительной деятельности». Данные обязательства не означают, однако, того, что клиент должен на каждой сессии заниматься изобразительной работой. Ему должно быть предоставлено право самому определять степень своей включенности в нее, в зависимости от своих потребностей и текущего состояния.

Недостаточно корректным в отношении групповой арт-терапии представляется также третий пункт вышеописанной схемы группового соглашения. Согласие клиента выражать чувства словами, а не действиями, отвечает условиям вербальной психотерапии. В условиях же групповой арт-терапевтической работы, когда ведущими средствами коммуникации участников группы друг с другом и психотерапевтом часто становятся визуальные образы, они берут на себя основную функцию выражения чувств, мыслей и потребностей клиентов. При использовании же мультимодального подхода или холистической модели групповой арт-терапии, когда наряду с изобразительной деятельностью используются и иные средства творческого самовыражения – движение и танец, музыкальная экспрессия и т. д., – участники группы также могут выражать свои переживания с помощью самых различных средств невербальной экспрессии. В то же время в текст группового соглашения может быть внесен пункт, подтверждающий согласие клиента избегать прямого выражения чувств неприязни, злости и гнева в деструктивных действиях, направленных на других участников группы, их изобразительную продукцию, ведущего и инвентарь арт-терапевтического кабинета.

Что касается шестого пункта, то следует учитывать условия проведения групповой арт-терапевтической работы. Если она проводится на базе государственного (бюджетного) медицинского, образовательного или социального учреждения и финансируется из государственного или местного бюджета или за счет страховых средств, то клиент может быть освобожден от оплаты услуг психотерапевта. Возможны и такие случаи, когда, несмотря на то, что работа проводится на базе государственного учреждения, арт-терапевтические услуги не входят в перечень гарантированных государством услуг. Тогда они квалифицируются как дополнительные, а значит – платные услуги.

Заключение группового соглашения в ходе предварительного собеседования с клиентом дополняется принятием психотерапевтом на себя определенных обязательств перед клиентом. В некоторых случаях эти обязательства могут быть подтверждены определенным, подписываемым психотерапевтом в присутствии клиента документом. Чаще всего они, однако, декларируются психотерапевтом в устной форме. К этим обязательствам относятся следующие:

• добиваться решения проблем участников группы или создавать подходящие условия для их решения с использованием средств группового арт-терапевтического воздействия;

• обеспечивать регулярность групповых сессий и оснащение кабинета изобразительными материалами;

• сохранять конфиденциальность и анонимность участников группы;

• предоставлять участникам имеющую отношение к их работе в группе и процессу лечения в целом информацию.

Что касается обязательства психотерапевта сохранять конфиденциальность и анонимность участников группы, то оно предполагает, что психотерапевт будет использовать любые сведения об участниках группы и их изобразительную продукцию исключительно для решения психотерапевтических задач и не будет разглашать эти сведения или использовать изобразительную продукцию клиентов за пределами группы, в том числе с целью подготовки публикаций, экспонирования и т. д. Если же психотерапевт желает, например, использовать изобразительную продукцию участников группы для того, чтобы провести научные исследования, выступить с докладом на конференции и т. д., он должен получить от них на это согласие и сохранять при этом анонимность.

Психотерапевт может использовать полученную им информацию об участниках группы и их изобразительную продукцию в ходе профессионального общения с теми специалистами, которые вместе с ним принимают участие в курировании участников группы. Если речь, например, идет о проведении групповой арт-терапии с пациентами психиатрической больницы, то ведущий группы может сообщать соответствующую информацию их лечащим врачам или заведующему отделением, а также внешним, привлекаемым к решению диагностических и лечебных вопросов консультантам. Несколько иная ситуация складывается, если групповая арт-терапия проводится, например, психологом школы и представляет собой одну из форм психокоррекционной или психопрофилактической работы. В этом случае психолог не имеет права нарушать конфиденциальность работы и сообщать, например, учителю или директору школы о содержании переживаний и психологическом диагнозе участников группы. Он может это делать лишь в профессиональном общении с представителями тех служб, которые занимаются вопросами лечения или психокоррекции участников группы (детский психиатр, психолог медико-психологической комиссии и др.). В то же время проводящий групповую арт-терапию с5 детьми специалист может в самом общем виде сообщать, например, педагогу о том, как проходит групповая работа и каких результатов удалось достичь, а также каковы его рекомендации относительно тех подходов к тому или иному ребенку, которые, по его мнению, могут быть наиболее полезны в интересах сохранения и укрепления здоровья ребенка и решения его психологических проблем. Такой обмен мнениями с другими работниками школы может быть весьма полезным и желательным.

То же самое касается и общения ведущего арт-терапевти-ческой группы с родственниками ее участников: он не может разглашать клиническую и связанную с конкретным содержанием их переживаний информацию и показывать родственникам их работы, но в то же время он может в самом общем виде характеризовать в ходе общения с ними процесс работы и ее результаты. Нарушение конфиденциальности и разглашение содержания переживаний участников группы возможны лишь в случае реальной опасности для здоровья или жизни участииков группы, либо для здоровья или жизни других людей, что может быть, например, связано с наличием у отдельных членов группы суицидальных или агрессивных намерений.

То, в какой мере содержание внутреннего мира участников группы и их изобразительная продукция могут быть доступны для третьих лиц, определяется также формой и задачами работы. Так, например, если основной задачей деятельности группы является развитие творческого начала участников или их социализация, то очевидно, что, например, экспонирование работ участников группы может быть не только допустимым, но и отвечающим решению данных задач. Поэтому, обозначая в ходе предварительного собеседования с клиентом свои обязательства, психотерапевт должен проявлять гибкость и принимать во внимание множество составляющих групповой арт-терапии. В большинстве случаев эти обязательства вытекают из общих этических принципов арт-терапевтической деятельности (см. Приложение), хотя они могут конкретизироваться применительно к условиям групповой арт-терапии.

Организация встреч с родственниками участников группы и консультаций с направляющими специалистами

Другой организационной процедурой, связанной с направлением клиентов на групповую арт-терапию, является проведение встреч с родственниками участников группы и консультаций с направляющими специалистами. Следует сразу же уточнить, что встречи психотерапевта с родственниками при направлении клиента на групповую арт-терапию возможны и необходимы далеко не всегда. Они, как правило, обязательны в том случае, если речь идет о ребенке или подростке. Если же направляемый на групповую арт-терапию клиент совершеннолетний, это не обязательно, хотя и позволяет получить о нем дополнительную ценную информацию, в частности, лучше понять особенности внутрисемейных отношений, которые будут в той или иной степени влиять на поведение клиента в группе. В некоторых случаях, вместе с направлением клиента на групповую арт-терапию другим специалистом психотерапевт может также получить определенные сведения о его внутрисемейных отношениях. Так, например, если групповая арт-терапия проводится в условиях психиатрической или соматической больницы или поликлиники (диспансера), то психотерапевт может запросить историю болезни (амбулаторную карту) пациента, в которой обычно содержатся сведения о внутрисемейной ситуации.

Во время встречи с родителями ребенка или подростка психотерапевт может получить от них ответы на самые разные, интересующие его вопросы, включая:

• возраст, род занятий, происхождение родителей;

• какие еще дети есть в семье, каковы их возраст и отношения с клиентом;

• проблемы ребенка (с точки зрения родителей); в чем они проявляются, когда возникли;

• получал ли ребенок раньше или получает ли в настоящее время в связи с этими проблемами какую-либо медицинскую или психологическую помощь, и какую именно; какие эффекты были при этом достигнуты;

• какие соматические или неврологические заболевания имеются у ребенка;

• характер ребенка, его взаимоотношения с окружающими, интересы и занятия;

• особенности развития ребенка;

• ожидания родителей относительно направления ребенка на групповую арт-терапию.

В ходе беседы с родителями психотерапевт также объясняет им общие задачи направления ребенка на групповую арт-терапию, содержание занятий, предполагаемую продолжительность работы, периодичность сессий и предоставляет им в случае необходимости иную информацию. Он может сразу же объяснить им требования конфиденциальности и свои обязательства перед ребенком и родителями. Как уже было отмечено, результатом такой встречи может быть заключение с родителями краткого соглашения, подтверждающего их согласие на проведение с ребенком групповой арт-терапии.

Что касается консультации с направляющим клиента на психотерапию специалистом, то она может проводиться как в форме личной встречи с ним психотерапевта, так и по телефону. Она проводится в основном в тех случаях, когда психотерапевт считает содержащиеся в направлении сведения о клиенте недостаточными или противоречивыми, либо когда у него складывается впечатление, что-клиент не является подходящим кандидатом для прохождения групповой арт-терапии. Наряду с письменным направлением, в котором содержатся основные мотивы, по которым специалист считает прохождение клиентом групповой арт-терапии целесообразным, а также описывает его основные проблемы и жалобы, психотерапевтом могут быть получены более подробные сведения о клиенте. В разных странах порядок получения таких сведений различен. Он также определяется квалификацией ведущего арт-терапевти-ческой группы.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1199 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.034 сек.)