АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Групповая арт-терапия подростков

Прочитайте:
  1. III. Исследование влияния на психофункциональное состояние подростков
  2. V. «АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕС ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ДИСФУНКЦИЯМИ»
  3. Алексей Будза Арт-терапия. Йога внутреннего художника
  4. Арт-терапия
  5. Арт-терапия
  6. Арт-терапия
  7. Арт-терапия
  8. Арт-терапия
  9. Арт-терапия
  10. Арт-терапия

При проведении групповой арт-терапевтической работы с подростками специалист должен учитывать ряд специфических особенностей данной возрастной группы Хотя понятие «подростковый возраст» является довольно размытым определением, обозначающим широкий диапазон разных возрастов, можно говорить о следующих характерных для всех подростков особенностях.

а). Подростковый возраст является временем наиболее активного формирования психологической идентичности и определенной системы взглядов, ценностей и верований и их утверждения посредством конфронтации со взглядами, ценностями и верованиями других поколений. В то же время, поскольку психологическая идентичность является у подростков все еще недостаточно устойчивой и хрупкой, для них характерна повышенная уязвимость в ситуациях межличностных конфликтов и болезненное реагирование на критику и попытки окружающих ограничить самостоятельность подростков.

С учетом этого можно предполагать, что подростки будут стремиться реализовать имеющиеся в групповой арт-терапии возможности для того, чтобы утвердить и осознать посредством изобразительной работы и иных форм творческой деятельности свою психологическую идентичность. Большую ценность может при этом иметь репрезентирование своей идентичности посредством изобразительных образов, обеспечивающих целостность восприятия своего «я», и в то же время связанная с этим возможность от него дистанцироваться.

Кроме того, можно предполагать, что в условиях группы многие подростки будут испытывать повышенную потребность в обозначении и поддержании своих личных границ, что может проявляться не только в их повышенной тревожности и стремлении сохранить свою автономность, но и в изобразительной продукции, идентифицируясь с которой они будут очень болезненно воспринимать любые посягательства на нее со стороны окружающих (других членов группы и ведущего), независимо от того, касается ли это их попыток что-то привнести в их рисунки, или стремления кого бы то ни было ее интерпретировать.

В силу этих же причин можно также предполагать, что подростки будут болезненно реагировать на директивный стиль ведения группы, а их психологическая хрупкость в ситуациях межличностного общения и стремление к автономии будут оказывать определенное влияние на групповую динамику.

б). В подростковом возрасте также оформляются тендерная и культурная идентичность и происходит идентификация с определенной тендерной ролью и социокультурной группой. Тем не менее поведение подростка в соответствии с осваиваемыми им тендерными ролями оказывается часто неустойчивым и непоследовательным, а отношения с соответствующей социокультурной группой – противоречивыми и предполагающими, с одной стороны, принятие ее положительных характеристик и, с другой стороны, обостренное восприятие ее отрицательных характеристик.

С учетом этих особенностей можно Предположить, что в ходе групповой арт-терапии подростки будут, с одной стороны, стремиться подчеркнуть свои тендерные характеристики (исполняя, например, роль «мачо» и проецируя признаки «мачизма» на свою изобразительную продукцию) и признаки принадлежности к определенной социокультурной группе, используя в своей изобразительной деятельности и лексиконе различные символы и атрибуты этой группы (примером чего может являться включение подростком в свои рисунки различных надписей, обозначающих их любимые музыкальные группы, изображения татуировок, шприцов и иной «атрибутики» молодежной культуры). В то же время можно предполагать, что, используя в общении с участниками подростковой группы определенные черты импонирующей им тендерной саморепрезентации, а также элементы их языка и символики, ведущий сможет завоевать их доверие и создать для них комфортную и способствующую самораскрытию атмосферу. И, напротив, пытаясь полемизировать с ними и навязывать им свое восприятие тендерных ролей и культурной идентичности, а также использовать чуждые подросткам дискурсивные практики (вербальные и невербальные знаково-символические системы), ведущий группы может спровоцировать усиление защитных тенденций и преждевременную терминацию.

в). У подростков быстро развивается логическое (индуктивно-дедуктивное) мышление и способность к саморефлексии. При этом, однако, может проявляться склонность к отвлеченным рассуждениям и болезненному мудрствованию и «самокопанию».

Это делает вполне возможным и продуктивным использование психотерапевтом в ходе групповой арт-терапевтической работы с подростками различных интерпретаций, в том числе тех, которые предполагают использование психологических определений и обозначение связи между различными элементами внутреннего мира, мот ивами и поведением и т. д. Это также позволяет считать весьма продуктивным проведение в ходе сессий развернутых обсуждений и предоставление подросткам возможности выполнения таких заданий, которые связаны с глубоким самонаблюдением и самоанализом.

г). Подростковый возраст – это время активного проявления творческого начала и экспериментов с внешней и внутренней реальностью. В то же время эти эксперименты могут сопровождаться усилением делинквентности и склонностью к «экстремальным» формам опыта.

Данная особенность подростков позволяет считать особенно продуктивным предоставление им большой творческой свободы и мягкого формирования ведущим группы определенных ролевых моделей творческого поведения, а также демонстрирование им тех или иных инновационных подходов и техник работы с различными материалами.

Немаловажное значение может иметь и использование муль-тимодального подхода, хотя ведущий группы должен при этом внимательно следить за тем, как подростки реагируют на те или иные виды творческой работы.

д). Характерной особенностью подростковой группы также является внутренняя противоречивость, проявление взаимоисключающих потребностей и тенденций, часто – невозможность найти компромисс и конструктивно решать внутренние и внешние противоречия.

Таким образом, по целому ряду причин можно считать, что применительно к работе с подростками групповая арт-терапия обладает определенными преимуществами перед другими психотерапевтическими подходами, в том числе групповой вербальной психотерапией и индивидуальной арт-терапией.

• Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность.

• В отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяет столь значимой для них потребности в независимости и сохранении границ своего личного «пространства».

• Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения.

• Большое значение имеет возможность использования подростками в арт-терапевтической группе невербальной коммуникации. Вербальная же коммуникация, тем более при ведущей роли психотерапевта, может представляться подросткам слишком интрузивной (то есть связанной с вторжением в их личное пространство). Невербальная коммуникация, в том числе с опорой на визуальные образы, обеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность. Это, однако, не означает, что при проведении групповой арт-терапии вообще не следует использовать вербальную коммуникацию, в том числе проводить обсуждения и пользоваться интерпретациями. В то же время обсуждения и интерпретации должны применяться в такой форме, которая учитывала бы психологические особенности подростков. Лучше, если при ведении подростковой группы психотерапевт будет использовать непрямые вопросы и интерпретации. Последние, например, могут предполагать использование преимущественно языка метафор и ссылок на третьих лиц. Целесообразно избегать однозначных трактовок поведения и изобразительной продукции участников группы и тем самым навешивания на них тех или иных ярлыков. Любая попытка со стороны психотерапевта патологизировать переживания и поведение подростков сразу же вызовет у них крайне негативную реакцию.

Что касается конкретных форм групповой арт-терапевтической работы.с подростками, то, в зависимости от условий и задач проведения такой работы, могут быть использованы как студийный, так и тематический и динамический подходы. В большинстве случаев, однако, работа поначалу имеет ограниченный во времени характер, поскольку подростки весьма неохотно идут на заключение такого соглашения, которое предусматривает длительную или неограниченную во времени психотерапию. Это значит, что даже если применяется динамический подход, то он сочетается с элементами тематической группы.

Некоторые авторы (Riley, 1999) указывают на необходимость сохранения в работе с подростками гибких пространственно-временных границ сессий. При этом, однако, должны соблюдаться базовые условия и правила групповой арт-терапии. Ш. Рили также обращает внимание на более длительный, чем при работе с большинством детских и взрослых групп, период формирования атмосферы безопасности и взаимного доверия и групповой сплоченности при работе с подростками, что может быть связано с такими особенностями подростков, как повышенная «хрупкость» «я» и потребность в автономии.

Для подростковых групп также характерно обостренное реагирование на приход новых членов. Поэтому группа должна по возможности иметь закрытый или полузакрытый характер, а в случае планируемого включения в группу нового члена, целесообразно проводить длительную подготовительную работу.

С учетом большой значимости для подростков вопросов тендерной и культурной (субкультурной) идентификации, некоторые авторы предпочитают делать подростковые группы по возможности гомогенными в половом, возрастном и иных отношениях.

Даже если работа группы имеет краткосрочный характер и требует фокусировки на определенных проблемах, структурирование работы должно быть мягким и ненавязчивым. Лучше всего, если ведущий группы займет позицию заинтересованного наблюдателя и равноправного с другими участниками группы партнера по общению. Некоторые специалисты даже считают, что психотерапевт должен разрабатывать план групповой арт-терапии совместно с участниками группы. Несмотря на то что работа группы может иметь тематический характер, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана сессий и высокую степень спонтанности участников группы.

Что касается лежащих в основе групповой арт-терапии подростков теоретических подходов, то можно говорить о повышении в последние годы роли нарративного подхода и элементов теории социального канструкционизма. Данные теории подчеркивают необходимость изучения психотерапевтом того, как клиент воспринимает окружающий мир и какова его система взглядов, ценностей и верований. Для данных теоретических подходов также характерно стремление специалиста понять, как социальный и культурный опыт и используемые в обществе и семье клиента дискурсивные практики влияют на особенности концептуализации им своего опыта.

Поэтому, проводя групповую арт-терапевтическую работу с подростками, психотерапевт должен учитывать особенности их лексики, используемую ими символику и знаковую атрибутику, пытаясь при этом «присоединиться» к их дискурсивной системе. Использование в работе с подростками нарративного подхода и элементов теории социального конструкционизма также предполагает отказ психотерапевта от самостоятельной и несогласуемой с ними постановки задач работы и направления подростков в ходе сессий. Кроме того, основной акцент зачастую делается на фасилитации психотерапевтом визуальной экспрессии, когда участники группы сами выбирают фокус и предмет своей изобразительной деятельности и, при определенной неинтрузивной поддержке со стороны психотерапевта, самостоятельно постигают значение своей изобразительной продукции.

Мягко структурируя ход групповых арт-терапевтических сессий, психотерапевт может, в частности, предлагать подросткам различные задания на свободное рисование и так называемые «открытые проекты» (Waller, 1993), когда одна и-та же тема допускает возможность выбора того или иного материала, техник и предмета изображения.

В то же время он должен учитывать то, что многие подростки предпочитают пользоваться ограниченным набором изобразительных материалов, в связи с чем их не следует подталкивать к использованию новых изобразительных средств. Наблюдения за работой подростковых арт-терапевтических групп также показывают, что кинестетическая активность подростков способствует вербализации ими своих чувств. Поэтому допустимо проводить импровизированные обсуждения и вступать.^ диалог с участниками группы в ходе выполнения ими изобразительной работы или двигательных упражнений.

Для того чтобы помочь подросткам почувствовать в группе безопасность, психотерапевт может предлагать такие задания, которые связаны с обозначением личных границ. Одним из таких заданий может, например, являться изображение или моделирование подростками с помощью различных объектов и объемных материалов своего «жизненного пространства».

С целью сплочения группы и фасилитации групповой динамики ведущий может предлагать участникам различные формы парной (парное рисование и обсуждение) и коллективной работы, следя при этом, однако, за тем, в какой степени участники группы уважают личные границы друг друга.

Учитывая большую значимость для подростков вопросов психологической, тендерной и культурной идентификации, ведущий может в мягкой форме предлагать связанные с предъявлением в визуальной форме своего психологического, тендерного и культурного «я» задания –различные варианты создания автопортретов, личных гербов, флага своей культурной идентичности и т. д.

В достаточно зрелых группах можно, соблюдая деликатность, обращаться к таким сложным для исследования в подростковой среде темам, как физическое созревание, нарушения внутрисемейных отношений, насилие среди подростков, прием алкоголя и наркотиков, ранний сексуальный опыт и другим.

В качестве примера групповой арт-терапевтической работы с подростками приводим следующее описание. Особенностью данной группы являлось то, что она состояла из подростков с излишним весом. Для таких подростков характерно болезненное переживание своей тучности, еще больше усугубляемое насмешками со стороны сверстников.

Пример

Арт-терапевтическая группа была сформирована для того, чтобы обеспечить склонным к полноте подросткам дополнительную психологическую поддержку, предоставить им возможность для выражения своих чувств и научить их основам рационального питания и здорового образа жизни. В условиях группы подростки могли общаться друг с другом по поводу веса, состояния своего здоровья и имеющихся у них социальных проблем, а также оказать друг другу эмоциональную поддержку. Немаловажное значение для них имело проявление творческого начала в безопасной обстановке арт-терапевтической группы и использование невербального канала коммуникации, что давало им возможность для самовыражения и взаимодействия.

По мере «созревания» группы подростки начали говорить о том, как избыточный вес влияет на их жизнь. Одна 13-летняя девочка рассказала группе, что она является единственной полной ученицей в классе. Другой член группы сказал: «Я знаю, что-это значит. Я знаю, что ты чувствуешь» и рассказал, как к нему относятся в школе. Члены группы обсудили, что значит, когда над тобой смеются из-за того, что ты не такой, как все, и что они переживают из-за того, что окружающие не хотят узнать, какие они внутри. Многие подростки отмечали, что ощущают себя объектом постоянных издевательств и насмешек со стороны сверстников. Они также обсудили, как лучше всего себя вести в ответ на такое отношение окружающих. Одна девушка сказала: «Я представляю, что ты чувствуешь, но советую тебе не опускать голову, потому что, если они не узнали, какая ты на самом деле, – это их проблема, но я знаю, что ты чувствуешь».

Та поддержка, которую подростки оказывали таким образом друг другу, была для них очень важна, особенно с учетом того, что в группе были подростки разной расы и социального положения, обучающиеся в частных и государственных школах и живущих в разных районах города.

Деятельность группы также включала элементы образовательной работы: подростков знакомили с основами рационального питания. Их учили, как подсчитывать количество калорий и как ставить и решать вполне реальные в плане снижения веса задачи. Подросткам объяснили, как можно сбрасывать каждую неделю по 1-2 фунта, но не более. Им также рассказывали, какую пищу лучше всего употреблять дома, в школе и в ресторанах быстрого питания. У тех родственников подростков, которые обычно готовили в семье еду (как правило, это были матери и бабушки), была возможность участвовать в сессиях, во время которых проводились беседы по вопросам рационального питания. Им также давались указания, где они могут больше узнать об этом.

Другой важной темой была тема физических упражнений, которые многие участники группы выполняли с большим энтузиазмом.

Все три ведущих группы были белыми, в то время как большинство подростков – афроамериканцами.

Другим существенным отличием ведущих от большинства участников группы являлся их вес. Все три веду-»1 щих имели средний или пониженный вес. Это бросалось в глаза, и поскольку различия в конституции и цвете кожи могли препятствовать психотерапии, ведущие решили обсудить их в начале работы. Ведущие с пониманием относились к имеющимся между участниками группы расовым различиям и часто спрашивали, как разные члены группы воспринимают одну и ту же ситуацию. Участникам группы было предложено сравнивать опыт, связанный с разной расовой и тендерной принадлежностью. Благодаря откровенному обсуждению различий, участники группы приходили к мысли о естественности этих различий и правомерности обсуждения любых сложных тем, избегая при этом оценочных суждений.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 824 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)