АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Групповая арт-терапевтическая работа со взрослыми

Прочитайте:
  1. II. Самостоятельная работа студентов
  2. II. Самостоятельная работа студентов
  3. IV. Самостоятельная работа
  4. VIII. Самостоятельная работа студентов
  5. А: То, что вас вылечит, это высказывание ваших воспоминаний, мыслей и чувств так, как они приходят к вам здесь. Моя работа заключается в том, чтобы помогать вам делать это.
  6. Аудиторная практическая работа
  7. Аудиторная работа
  8. Аудиторная работа
  9. Аудиторная работа
  10. Аудиторная работа

Применительно к групповой арт-терапевтической работе со взрослыми очень сложно давать какие-либо рекомендации общего характера, прежде всего потому, что такая работа может проводиться в самых разных условиях, предполагать решение разных задач и разные по составу и продолжительности варианты работы. Учитывая постоянное расширение во второй половине XX века социальной, институциональной и культурной базы групповой арт-терапии, было бы практически невозможно в одном руководстве охватить все многообразие вариантов групповой арт-терапевтической работы со взрослыми. К счастью, в изданной ранее литературе (Копытин, 2000, 2002а, 20026) содержатся описания разных вариантов групповой арт-терапевтической работы со взрослыми. В этих книгах, в частности, представлены следующие области практического применения групповой арт-терапии:

• работа с психиатрическими пациентами, проводимая как в стационарах, так и в амбулаторных условиях;

• работа с лицами преклонного возраста;

• групповая арт-терапия с правонарушителями и осужденными, бездомными, мигрантами и беженцами, и некоторые другие.

С учетом этого мы рекомендуем заинтересованным в знакомстве с этими сферами практического применения арт-терапии читателям обратиться к вышеуказанным источникам. В данном же разделе мы собираемся привести несколько примеров использования разных моделей групповой арт-терапии во внеклинической сфере. Данные примеры отражают некоторые тенденции развития групповой арт-терапии (в частности, ее направленность на поддержку самых разных в социальном

и культурном отношениях групп населения) и позволяют увидеть ряд характерных для тех или иных моделей групповой арт-терапии отличий.

В первом случае приводится краткое описание хода групповой арт-терапевтической сессии с участием женщин, ведущей психологической проблематикой которых являются неудовлетворительные, сопряженные с насилием отношения с мужчинами. Используется аналитическая модель групповой арт-терапии, предполагающая в данном случае анализ как индивидуальных, так и групповых процессов, что позволяет выявить не только характерные для разных участниц группы типы реакций и переживания, но и то, что-характерно для данной женской группы в целом.

Во втором случае описывается работа смешанной в профессиональном, половом и возрастном отношениях тематической группы, при ведении которой применяются элементы интерперсонального подхода.

Пример 1

Работа с индивидуальными и групповыми процессами

Данный вид работы связан с анализом каждого этапа группового процесса. В начале сессии психотерапевт расставляет стулья по кругу, и каждому члену группы предлагается занять определенное место. Очень важно соблюдать временные границы сессий, независимо оттого, сколько человек из группы присутствуют на момент начала работы. Занятие следует заканчивать даже в том случае, если придется прервать оживленно протекающую беседу участников. Благодаря поддержанию четких пространственно-временных границ сессий и правил поведения в группе, участники группы начинают испытывать чувство безопасности и более свободно выражать свои чувства и формировать друг с другом определенные отношения.

Ниже приводится описание шестой сессии.

Характеристика участников и ход работы

Данная группа являлась закрытой и собиралась один раз в неделю. Занятия проводились на базе социального центра. Сессии продолжались по одному часу, а время, отводимое на обсуждения в начале работы, могло варьироваться от десяти минут до часа. Группа состояла из восьми человек, включая психотерапевта. Участницами группы являлись женщины, перенесшие те или иные психические травмы на почве отношений с мужчинами, многие из них были разведены. Данный размер группы был оптимален, поскольку каждая участница могла установить с другими зрительный контакт. Это также давало возможность расположить в центре круга изобразительную продукцию каждой участницы и ее обсудить. Психотерапевт, как правило, занимала в ходе сессии определенное место и его не меняла.

Первой на сессию пришла миссис Б., и когда сессия началась, она сказала психотерапевту, что она испытывает тревогу по поводу того, что может произойти в этот день в группе. Не дослушав миссис Б., мисс К. спросила психотерапевта: «Мы будем сегодня рисовать поодиночке или все вместе?» Она добавила, что в прошлый раз она чувствовала себя достаточно комфортно (тогда она смогла признаться группе, что ей трудно говорить в присутствии всех).

Психотерапевт ответила мисс К., что она чувствовала себя хорошо, потому что смогла откровенно говорить о своем страхе выступать перед людьми.

Мисс Д. при этом заметила, что она испытывает те же трудности, что и мисс К., но, в отличие от нее, никогда не осмелилась бы говорить в присутствии всех членов группы.

Миссис А. спросила миссис Б., как та чувствовала себя после последней сессий.

В ответ миссис Б. расплакалась (в прошлый раз она рассказала об одном драматичном случае в своей семье, когда член ее семьи покончил жизнь самоубийством).

Сидящие рядом с ней миссис А. и мисс К. протянули к ней руки и в знак поддержки стали ее поглаживать.

Продолжая плакать, миссис Б. произнесла: «Если бы я могла чем-то помочь своей подруге, которая сейчас тоже подумывает о самоубийстве! Она потеряла работу и близкого человека. Но жизнь продолжается».

Участницы группы обсудили тему помощи друзьям и родственникам, и как сделать так, чтобы они успешно справились с трудной жизненной ситуацией.

Психотерапевт заметила, что в группе порой бывает трудно определить, что сохранить от окружающих в тайне, а что сделать предметом всеобщего обсуждения.

Участницы группы начинают говорить о том, как окружающие узнают о сложном состоянии человека, когда он плачет.

Миссис Д. признается, что она крайне редко плачет в одиночестве и не могла себе представить, что расплачется в присутствии других. Ее знакомые мужчины терпеть не могли, когда кто-то в их присутствии плакал, и в ее семье тоже считалось зазорным давать волю слезам в присутствии окружающих. Поэтому она привыкла справляться со своими чувствами в одиночестве.

Миссис Е. сказала, что на нее в прошлый раз произвели очень сильное впечатление слова миссис Б. и что она тоже предпочитает плакать в одиночестве. Чаще всего она плачет, когда смотрит художественные фильмы, однако очень редко позволяет себе это делать на людях. Она старается прятать от окружающих свои чувства.

Психотерапевт сказала на это, что в группе тем не менее можно дать волю слезам в присутствии других людей. И это хорошо, потому что очень много душевных сил уходит на то, чтобы сдерживать свои чувства.

Миссис К. призналась, что она никогда себе этого не позволяет делать дома.

Мисс Ф. впервые за эту сессию открыла рот и заявила, что обычно также сама справляется со своими чувствами.

Миссис Г., однако, сказала, что ей проще поплакать, чем сказать, что она переживает.

Миссис А. призналась: «Я всегда говорю слишком много, я испытываю сильное волнение, если у меня нет возможности выговориться».

При этом психотерапевт отметила, что каждый человек может лишь до определенного момента в одиночестве справляться со сложными чувствами, и для того, чтобы участницы группы могли дистанцироваться от сильных чувств и с ними «поработать», предложила всем порисовать. Комментарий психотерапевта

Первая часть сессии, таким образом, представляет собой свободное обсуждение того материала, которым делятся участницы. Сделанное миссис Б. на прошлой сессии признание помогло группе выйти на новый уровень искренности, однако, как видно из данного описания, это сопровождается сильными переживаниями участниц. Миссис Б. испытывает вину из-за того, что «отнимает» у группы слишком много времени и высказывает предположение, что люди на нее за это обиделись. Мисс К., с одной стороны, признается, что испытывает облегчение из-за того, что осмелилась

говорить при всей группе, и в то же время спешит «спрятать» свои чувства, предлагая группе заняться коллективным рисованием.

В ходе обсуждения того, как помочь близким справиться со сложными ситуациями, проявился переживаемый участницами группы страх «потеряться» в жизни, а также принять слишком близко к сердцу проблемы друг друга. Этот момент обсуждения можно связать с проявлением защитных реакций. Кроме того, во время обсуждения того, кто и когда дает волю слезам, проявляется свойственный некоторым участницам группы страх «обнажить» свои переживания и в то же время переживаемое многими чувство одиночества.

При этом ярко проявляется контраст между той «семейной культурой», в которой выросли и живут многие участницы и для которой характерно сдерживание членами семьи своих чувств, и той формирующейся групповой культурой, в которой вполне допустимо проявлять свои чувства и сопереживать другим. Процесс работы

В ходе индивидуальной изобразительной работы две участницы группы расположились на полу. Одна из них – совсем рядом у ног психотерапевта. Ранее она несколько раз говорила о том, что ее мать малоразговорчива, но имеет сильный характер. В ходе изобразительной работы участниц, когда в кабинете воцарилась тишина, психотерапевт лишь наблюдала за действиями окружающих, обеспечивая им молчаливую поддержку.

Когда участницы группы закончили рисовать, лишь две из них решились обсудить с группой свои работы, в чем проявилось сохраняющееся стремление участниц «держать чувства в себе» и справляться с ними самостоятельно. В то же время все работы касались таких тем, как «нахождение душевного равновесия» и «укрепление личных границ». Три работы непосредственно касались темы формирования определенного «барьера» между «я» и ощущением внутреннего хаоса или «я» и внешним миром. Стремление и способность решать свои проблемы самостоятельно делали участниц группы подчеркнуто независимыми.

Среди созданных участницами группы рисунков были два связанных с вращением образа. Один из них как раз стал предметом группового обсуждения, в процессе которого группа вновь вернулась к тому, как помочь близким, когда те испытывают сложные переживания. Вновь стали проявляться чувства вины, связанные с тем, что человек оказывается неспособным помочь окружающим и сам нуждается в поддержке. Сделанное миссис Б. на прошлой неделе признание заставило группу в ходе обсуждения рисунков вернуться к теме помощи друг другу, к тому, как, сохраняя свои личные границы, в то же время друг друга поддерживать.

Во время этого обсуждения многие то и дело смотрели на психотерапевта. Казалось, Что их заявления о том, что они готовы «решать свои проблемы самостоятельно», являются не чем иным, как отражением их попыток уклониться от личных отношений. Участницы группы должны были опираться друг на друга, а не на психотерапевта, для того чтобы находить решение своих проблем.

Это отразилось в рисунке одной из участниц. Она изобразила росток и в процессе рисования приклеила еще один лист, для того чтобы создать для растения больше пространства.

Пример 2

Данная группа была организована на базе социального центра и рассчитана на представителей местного сообщества. Поскольку группа была смешанной, она не была привязана к какой-либо определенной психотерапевтической ситуации. Первоначально группу вел один лицензированный арт-терапевт, назвавший ее группой «психологии и изобразительного искусства». Сессии проводились по утрам в пятницу с 10.00 до В.ЗОварен-дуемом у церкви помещении. В течение некоторого времени я выступала в качестве котерапевта, но затем взяла на себя функции ведущего группы.

На первую сессию явились самые разные люди. Некоторые хотели поучаствовать в работе группы в качестве замены ранее не состоявшегося разового мероприятия. Другие увидели объявления в журнале либо пришли по рекомендации своих знакомых. Ядро группы составляла одна супружеская пара, практиковавшая альтернативные психотерапевтические подходы, две женщины предпенсионного возраста, две молодые женщины (преподававшие ранее изобразительное искусство), я и еще один арт-терапевт. В течение первых нескольких недель работы группы из нее ушли супружеская пара и одна пожилая женщина. В дальнейшем в группе в разное время работали также ушедший на пенсию врач, ведущая игровой группы, двое безработных мужчин, остеопат, женщина с достаточно взрослыми детьми и один безработный, недавно приехавший в этот город арт-терапевт. Разные участники посетили разное количество сессий (от двух до восьми). Причиной пропусков сессий являлись: болезнь детей, визиты родственников, а также погодные условия (во время работы группы часто шли дожди).

Поскольку нами использовалось одно из помещений церкви, где наряду с нами работали и другие группы, арт-терапевт всякий раз привозила изобразительные материалы на своей машине. Она также готовила помещение к работе: убирала ковер, приносила из вестибюля столики и, сдвигая их вместе, создавала обширную поверхность для работы группы и размещала в комнате изобразительные материалы. Хотя помещение к работе готовила именно она, в уборке комнаты нам часто помогали участники группы.

Первые восемь сессий имели схожую структуру: занятия начинались с чашки чая и вступительного слова. Затем арт-терапевт предлагала выполнить одно из упражнений с использованием цвета, основанных на представлениях Рудольфа Штайнера. Она просила участников группы воспользоваться влажной бумагой, на которую они наносили в определенной последовательности разные цвета. Затем мы кратко обсуждали результаты этой работы и расходились на обед. После обеда арт-терапевт знакомила участников группы с некоторыми представлениями теории личных конструктов Джорджа Келли. В группе царила атмосфера, несколько напоминавшая ту, которая характерна для групп обучения взрослых, однако, с учетом предмета обсуждения, здесь было несколько больше личностной включенности. Кроме того, от групп обучения взрослых эту группу отличали ее небольшие размеры. По мере того как люди включались в работу, они начинали проявлять более активный интерес к обсуждаемым темам и задавать нам вопросы. В процессе дальнейшей работы мы предлагали группе разные темы для их воплощения в изобразительной форме. Большинство этих тем приводится ниже.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 980 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)