АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ранние воспоминания

Прочитайте:
  1. А) ранние
  2. Ранние аналоги групповой арт-терапии
  3. Ранние годы
  4. Ранние послеоперационные осложнения
  5. Травмированность детскими воспоминаниями

Эта тема была связана с изображением имевших место в прошлом ситуаций разлуки и прощаний и поиском участниками группы связи между прошлыми и настоящими утратами. Результаты работы были интересными. Дженни нарисовала, как она вместе со своей сестрой отправляется в школу-интернат. При этом она исполбзовала черный цвет, подчеркивавший тягостные, связанные с расставанием с родственниками чувства. Одри изобразила, как она отправляется на прогулку, но ее почему-то никто не стал ждать. Увидев удаляющихся родственников, она громко закричала: «Подождите!» Ее отцу эта сцена показалась занятной, и он сфотографировал рассерженную Одри, однако в этот момент она действительно была очень расстроена и разозлена.

Большинство участников группы нашли эту тему весьма болезненной для себя, поскольку эмоциональные травмы детства оставили свой глубокий след во многих из нас. Несмотря на то, что в своей повседневной жизни мы редко ощущаем отголоски этих травм, они, по-видимому, продолжают на нас влиять. Скульптура семьи

Арт-терапевт попросила участников группы создать из глины «скульптуры» своей семьи. Это была единственная сессия, когда мы использовали глину (главным образом, по причине трудности ее транспортировки), и для некоторых участников группы работа с глиной оказалась настоящим испытанием. Все очень глубоко ушли в работу, а когда скульптуры были созданы, состоялся обмен мыслями и чувствами.

Одри изобразила себя, мужа и двух своих маленьких дочерей, а также стоящую рядом свою мать.

Руфь вылепила три человеческих фигуры, стоящие на одном основании. Их руки сплетались; создавалось впечатление, будто они кружатся в каком-то танце. В то же время из-за того, что Руфь убрала вылепленную ею вначале четвертую фигуру, вся композиция оказалась неустойчивой (ее муж недавно покинул семью, ос га-' вив Руфь с двумя маленькими детьми).

Тэмсин изобразила четыре фигуры, символизирующие «идеальную семью», которой она, однако, никогда не имела.

Дженни вылепила большое количество изображающих многочисленных братьев и сестер мелких фигурок.

Я также создала композицию из глины, изображающую мою небольшую семью. Вокруг же я поместила наших друзей, символизирующих ту большую семью, которой у нас не было.

Большинство участников группы, за исключением Тэмсин, сказавшей, что глина холодная и «липкая», получили удовольствие от работы с глиной. Нам было важно увидеть, насколько отличными от нашего собственного представления о семье могут быть созданные другими образы. Кроме того, глина позволила нам выразить то, что не позволили бы нам выразить ни слова, ни рисунки.

Две следующих сессии, по причине отсутствия ведущего ранее группу арт-терапевта, пришлось проводить мне. Поскольку в группу в это время пришли новые люди, я решила использовать такую тему, которая помогла бы мне узнать новичков и в то же время была бы интересна для тех, кто уже был хорошо друг с другом знаком. Поэтому после традиционной для наших занятий чашки чая и приветствий, мы уселись за круглый стол, и я предложила группе одну тему и еще две дополнительных, чтобы дать участникам возможность выбора.

Предложенной мною темой явилось изображение «линии жизни». Участникам группы предлагалось нарисовать свою жизнь в виде линии, обозначив на ней, при желании, определенные события. Линия могла быть любой формы и предполагать использование листа любого размера. Если требовалось, участники могли прикрепить с помощью скотча дополнительные листы бумаги. Поскольку в группе в этот день было восемь человек, пространства было явно недостаточно. Четверо расположились за общим столом, а двое – за детскими столиками в разных концах комнаты. Руфь прикрепила скотчем лист бумаги на металлическую дверь шкафа, а Дженни села на пол, потому что ее лист бумаги не помещался на столе.

В течение часа все были погружены в работу. Тишину нарушило лишь вторжение Грэама, который пришел посередине занятия. Я угостила его на кухне чаем и объяснила, что делают остальные. Я также решила рисовать, так как все были заняты своим делом и в моей помощи не нуждались. Я обычно рисую вместе с остальными членами группы, если, конечно же, нет необходимости в том, чтобы заниматься чем-то еще. По мере продолжения работы участники группы добавляли к своим рисункам все новые листы бумаги. Когда я увидела, что некоторые уже закончили работать, в то время как другие еще продолжали рисовать, я предложила пойти на обед, для того чтобы дать возможность тем, кто еще работал, использовать часть времени обеденного перерыва.

После перерыва мы собрались снова. Поскольку рисунки были разной формы и размеров, мы обходили комнату по кругу для того, чтобы рассмотреть работы участников.

Групповой рисунок

В следующий раз, когда Хитер также отсутствовала в группе, на сессию пришли всего четыре человека, и настроение у всех, казалось, было подавленным. Когда я предложила несколько тем для работы, группа не поддержала ни одну из них. В конце концов, на предложение создать коллективный рисунок группа откликнулась положительно. Для начала мы закрыли глаза и каждый провел мелком по листу бумаги «дорожку». Затем мы открыли глаза и посмотрели, что получилось. После этого, используя «каракули» в качестве основы для создания коллективной композиции, мы молча начали рисовать, стараясь распознать в «каракулях» какие-либо образы. Каждый продолжал рисовать до тех пор, пока не достиг границ рисунков других участников и все пространство листа не заполнилось изображениями. На это ушло около часа. Два участника группы рисовали быстрее, чем остальные, и, казалось, что первые могут «захватить» «жизненное пространство» вторых. На получившемся рисунке все еще достаточно явно выделялись «территории» четырех участников (включая и меня).

Я (нижний левый фрагмент).

Эта часть изображения включала волны желтого, оранжевого, красного, синего и зеленого цветов. В центре этого фрагмента выделяется интенсивный синий участок.

Пиппа (нижний правый фрагмент).

В правом нижнем углу Пиппа нарисовала ностальгический пейзаж с изображением домика и сада. Около года назад ее семья выехала из этого столь любимого ею дома. Она подрисовала солнце, как это часто делают на своих рисунках дети, сказав, что нередко ощущает себя ребенком. Затем, сама того не сознавая, она добавила к своему рисунку изображения двух умерших младенцев и идущую сверху мускулистую руку, которая пытается их вытащить. Как оказалось, Пиппа действительно дважды делала аборт: один – несколько лет назад, второй – на предыдущей неделе – и до сих пор об этом вспоминала. До этого она никому в группе не собиралась рассказывать о том, что сделала аборт, но изображения Мертвых младенцев «всплыли» сами по себе. Врач не рекомендовал Пиппе делать аборт, но поскольку в ее семье уже было трое детей, она решила, что должна пойти на это. Мы уделили некоторое время обсуждению этой темы, и в процессе разговора я выразила надежду на то, что совместное рисование помогло ей освободиться от тягостных переживаний.

Одри (верхний правый фрагмент).

Одри начала рисовать мелками извилистые линии красного, синего и фиолетового цветов, добавив к ним затем для «равновесия» прямые линии и серую сетку, объяснив, что это – тюремная решетка, ассоциирующаяся с мужем и ее браком. В нижней части ее рисунка были изображены красные языки пламени, символизирующие тот огонь, который она хотела бы иметь внутри себя. В то же время она сказала, что этот рисунок ее пугает, потому что возгорание может превратиться во взрыв. Она также добавила, что не хотела бы, чтобы ее брак распался. Когда один из членов группы спросил ее про изображение синей птицы в верхней части ее рисунка, Одри расплакалась и сказала, что это она и что она хотела бы взлететь, но чувствует, что не может.

Грэам (верхний левый фрагмент).

Грэам начал рисовать коричневым и зеленым цветами внизу своего фрагмента. Рисуя дальше, он начал повторять мои извилистые линии и добавил «вспышки» красного цвета в центре своей части общей композиции. В конце он пририсовал в центре забор, являющийся «эхом» тюремной решетки Одри, а также несколько деревьев, ассоциирующихся у него со «швейцарским пейзажем» (хотя он никогда не был в Швейцарии).

Для большинства участников группы это был первый опыт коллективного рисования, и, по-видимому, с этим связано то, что рисунки достаточно четко отделены друг от друга. Являясь представителями такой культуры, в которой подчеркивается индивидуализм, участники группы испытали бы, наверное, растерянность, если бы, создавая коллективный рисунок, они стали бы вторгаться в «жизненное пространство» друг друга.

Это утро было наполнено весьма глубокими переживаниями, которые участники группы разделили друг с другом. Нам стоило определенных усилий закончить работу и разойтись по домам. «Расплавляющиеся зеркала»

В начале следующей сессии Хитер провела направленную визуализацию, в ходе которой мы представляли себя стоящими у зеркала. Смотрясь в зеркало, мы увидели себя детьми, находящимися в знакомом, любимом нами месте. Мы пытались представить, что говорит нам этот ребенок и как мы ему отвечаем. Взяв краски, для того чтобы изобразить то, что мы увидели, мы почувствовали, что нам требуется дополнительное время для «настройки», и попросили Хитер повторить визуализацию. На созданных затем рисунках мы изобразили себя в разном возрасте и в разных местах.

Руфь

На своем рисунке она изобразила себя в момент фотографирования в возрасте трех или четырех лет и одетую, как королева. Она стояла в саду своего дома,

где любила играть в одиночку. Рассказывая о своем рисунке, Руфь призналась, что ее детство было не очень счастливым и, играя в саду, она забывала о неприятностях. На следующей сессии Руфь сказала, что созданный ею образ «преследовал» ее все эти дни, из-за чего она испытывала беспокойство. Дженни

Дженни увидела себя стоящей в комнате с розовыми обоями и коричневым линолеумом. Это заставило других членов группы вспомнить о том, что полы в их доме в детстве также были покрыты коричневым линолеумом. Пиппа

Пиппа увидела себя стоящей в своей любимой комнате – это была ванная комната в доме ее дедушки и бабушки в Дании. Рассказывая о рисунке, она отметила, что ощущает себя «банкротом», поскольку ее детские надежды не сбылись. Я

Я увидела себя в возрасте восьми лет, обращающейся ко мне взрослой со словами: «Пойдем поиграем вместе». Похоже, этот образ отражал мои попытки убежать от имеющихся у меня в настоящий момент трудностей. Венетта /

Венетта увидела себя в возрасте 12 лет, высокой и стройной, одетой в белый теннисный костюм, стоящей в новой квартире и мечтающей о том, как бы поскорее стать взрослой.

Благодаря этому рисунку, мы еще раз убедились в том, в какой степени наше детское «я» продолжает в нас жить. Это упражнение позволило нам провести внутренний диалог между своим взрослым и детским «я» и задуматься над теми мечтами и потребностями, которые у нас были раньше, но которые мы в себе подавили.

Приближалась Пасха, и мы решили обсудить, хотела бы группа продолжать работать летом или нет. Хитер и я сказали, что хотели бы сделать перерыв в работе на шесть недель, и увидели, что несколько участников группы с сожалением восприняли это предложение.

Во время последней перед перерывом в работе группы сессии мы рисовали групповую «фреску», отражающую некоторые характерные для этого момента переживания участников. Групповая фреска

В создании фрески принимали участие все члены группы, рисуя кто что хочет. Слева располагался созданный Грэамом фрагмент, включающий разные эзотерические символы. Он нарисовал границу, отделяющую его часть общей композиции от рисунков остальных.

Справа от его рисунка располагались изображенные мной солнце, костер и цветы. Хитер нарисовала цветок на длинном стебле, напоминающий парящую в небе птицу. Дженни изобразила синюю фигуру, окруженную черной и красной линиями. Одри заняла место на границе листа и нарисовала зеленый домик. Руфь же разместила свое изображение наверху справа. Оно словно парило в воздухе и напоминало облако. Между этими облаками персикового цвета Руфь нарисовала треугольники, преобразовав их затем в бумеранги. Она хотела «взлететь» и проникнуть в пространство Одри, но край домика остановил ее, поскольку она испугалась, что помешает Одри. Интересно, что сама Одри позднее дорисовала извилистые линии Руфи. Руфь также пыталась соединить рисунок Грэама с общим рисунком, но тот обозначил границу своей территории,

отделив свой рисунок от рисунков остальных участников. Справа внизу Хитер добавила изображения насекомых и «банку с червяками», напоминавшими ей о внешней реальности.

В ходе последующего обсуждения оказалось, что используемые Дженни синий, черный и красный цвета отражают переживаемые ею грусть и раздражение по поводу предстоящего длительного перерыва в работе группы. Другие участники заявили, что переживают схожие чувства и что групповая работа была для них очень важной. Они также отметили, что воспринимали группу как «безопасное место». В то же время они отметили, что временами ощущение безопасности исчезало. Некоторые участники договорились о встрече во время перерыва в работе группы, чтобы не так остро ощущать разлуку.

Благодаря работе над групповой фреской, мы смогли ощутить себя одним целым и в то же время обозначить свою индивидуальность. Разное расположение рисунков отдельных участников на групповой композиции свидетельствует об их разных ощущениях себя в группе, а взаимодействие участников в ходе создания фрески можно рассматривать как отражение группового процесса. Создание фрески также явилось своеобразным ритуалом, обозначающим временную остановку в работе группы.

Описанная в этом примере групповая работа показывает происходящие в группе изменения. Группа первоначально создавалась как в основном обучающая, но по общему согласию участников превратилась затем в терапевтическую. Хотя участников группы нельзя рассматривать как пациентов, большинство из них во время работы имели те или иные проблемы (развод, длительная безработица, депрессия, одиночество, конфликты на работе и т. д.), которые они смогли так или иначе выявить и решить в ходе сессий.

Характерные для участников группы проблемы можно считать типичными для населения в целом, и полученные в результате работы эффекты показывают, насколько широко применимой может являться групповая арт-терапия. Открытость используемого ведущим подхода и возможность включения в группу новых членов и ухода из нее в любой момент была важной особенностью групповой арт-терапевтической работы.

(Источник: Liebmann, 1986)


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 504 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)