АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ы Вёрстка Вставить портрет д’Эрелля, файл: д’Эрелль
Феликс д’Эрелль
С первых шагов вирусологии многие исследователи придерживались мнения, что вирусы — мелкие, фильтрующиеся (то есть проходящие через бактериальные фильтры) формы микроорганизмов, утерявшие способность расти на обычных субстратах. Первые наблюдения над фильтрующимися формами сделал Н.Ф. ГамалЌя (1898), обнаруживший просветление взвеси палочек сибирской язвы в дистиллированной воде, вызванное разрушением бактерий, и способность этой жидкости в течение 6–12 ч вызывать разрушение свежих культур сибиреязвенной палочки. В этом же плане интересные попытки вырастить вирусы на различных питательных средах делал директор Лондонского Брауновского общества Ф. Тђорт. В ходе экспериментов он также обратил внимание на необычное «стекловидное перерождение» колоний стафилококков, загрязнявших его посевы. Тђорт отметил, что подобные колонии теряли способность к пересевам, а внесение их содержимого в здоровые колонии вызывало перерождение последних. В своей статье (The Lancet, 1913) он заключил, что причиной перерождения может быть фермент, разрушающий сами клетки-продуценты, или агент, поражающий бактерии. Это открытие подтвердил Ф. д’ЭрЌлль, выделивший из кишечника больного шигеллы, содержащие некий агент, растворяющий их, и назвал его «невидимый бактериальный антагонист», или бактериофаг (фаг). В настоящее время сам термин «бактериофаг» [от бактерия + греч. phagein, поедать] явно исчерпал своё значение и употребляется больше как дань традиции, нежели по существу. Более полно отражает его природу и наши представления о бактериофагах термин «бактериальный вирус».
Особый интерес развивающейся области придало открытие онкогенных вирусов (П. РЊус, 1901). Однако длительное время развитию вирусологии препятствовало отсутствие адекватных моделей и методов изучения возбудителей. Исследования ограничивались моделированием вирусных инфекций на лабораторных животных. Исследования П. РуЊ (1911), Э. ГудпЊсчера и Э. ВудрЊфф (1931), Ф. БернЌта (1933) и других учёных заложили основы культивирования вирусов в эмбрионах кур, что позволило позднее перейти к использованию и других ткЊневых моделей. Совершенствование электронной микроскопии позволило детально изучить морфологию и организацию вирусных частиц. После того, как были открыты микоплазмы, также проходящие через фильтры, к вирусам перестали применять прилагательное «фильтрующиеся». В 1956 г. было сделано ещё одно краеугольное открытие в вирусологии — было установлено, что нуклеиновые кислоты вирусов могут проявлять инфекционные свойства. Этот факт лёг в основу открытия механизма размножения вирусов.
Благодаря успехам в разработке вакцин против многих вирусов — оспы, бешенства, полиомиелита, кори, жёлтой лихорадки и многих других — стала возможна эффективная борьба с вирусными инфекциями человека. В настоящее время эта ещё недавно довольно узкая дисциплина — одна из наиболее интенсивно развивающихся медико-биологических наук. Интерес к вирусологии объясняет, во-первых, ведущая роль вирусов в инфекционной патологии человека, их удельный вес (особенно на фоне практически полного отсутствия средств специфической химиотерапии) возрастает по мере снижения заболеваемости бактериальными, грибковыми и протозойными инфекциями. Во-вторых, на моделях вирусов (как относительно просто организованных формах) разрешают многие фундаментальные вопросы биологии. Одним из крупнейших вкладов вирусологии в современную науку считают открытие фермента обратной транскриптазы, использование которой лежит в основе генной инженерии.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 574 | Нарушение авторских прав
|