АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Ы Вёрстка Вставить портрет Самойловича, файл: Самойлович
Д.С. Самойлович
Морфология и систематика микроорганизмов. Долгое время изучение микробов носило описательный характер, следствием чего естественно встал вопрос об их систематике. Великий шведский натуралист Карл ЛЋнней не делал серьёзных попыток систематизирования микроорганизмов и в XII издании своей Systema naturae (систематика природы) поместил известных тогда «анималькулей» в класс Chaos infusorium (инфузорный хаос), объединяющий живые организмы, недоступные в то время систематизации. Тем не менее, он поддерживал идею прямой связи «зверушек» с инфекционными болезнями, о чём свидетельствуют данные им различным видам названия; например, Febrium exanthematicarum contagium («заразительная сыпная лихорадка») или Siphilitidis virus humidium («жидкий сифилитический яд»). Первой научной классификацией явилась Animalcula infusoria («зверушки» распространённые» [от лат. infusus, влитый, распространённый]) К. Мњллера, выделявшая роды Monas и Vibrio, но относящая бактерии к инфузориям. Лишь после усовершенствования микроскопов (1820–1870) были предприняты попытки более точных классификаций микробов (ЭренбЌрг, ДюжардЌн, Кон, Нљгели), окончательно установившими принадлежность бактерий к царству растений. Во многом этому способствовали исследования Л.С. ЦенкЏвского, доказавшего близость бактерий к растительным клеткам. В 1857 г. Карл Нљгели объединил микроорганизмы в особую группу грибов-дробянок (Schizomycetes), и это название сохранилось за бактериями до настоящего времени. Изучение морфологии бактерий привело к появлению двух направлений в микробиологии: мономорфизм и полиморфизм. Мономорфисты, возглавляемые Фердинандом Коном, считали, что бактерии (как и другие организмы) сохраняют постоянство формы и специфические признаки. Полиморфисты во главе с Карлом Нљгели указывали, что форма бактерий и их свойства могут меняться в зависимости от условий окружающей среды. Некоторые из полиморфистов вообще отвергали существование возбудителей инфекционных болезней, объясняя появление последних изменениями условий окружающей среды. К концу XIX в. микробиологи стали понимать, что достоверную информацию о морфологии и физиологии микроорганизмов можно получить, лишь оперируя их чистыми культурами. К тому времени уже были разработаны методы стерилизацииинструментов сухим жаром и проведением через пламя (фламбирование). Для защиты от обсеменения сред в сосудах стали использовать ватные пробки, а также признали необходимость стерилизации всех предметов, контактировавших с исследуемым материалом. Пионером в разработке методов получения чистых культурсчитают А. БрЌфельда, предложившего метод выделения отдельных грибковых клеток и культивирования грибов в желатине. Метод, однако, оказался непригодным для работы с бактериальными клетками, имеющими значительно меньшие размеры.
Становление научного изучения роли микроорганизмов. Уже Афанасий КЋрхер полагал, что гниение органических веществ связано с жизнедеятельностью мельчайших «червячков». Двести лет спустя Теодор Шванн и Каньяр Латђр (1837) доказали, что существующие в пиве «шарики» ЛЌвенгука — живые клетки растительного происхождения, вызывающие брожение. Большинство врачей того времени также рассматривали болезни как «брожение соков организма», а великий Роберт Бойль ещё в XVII в. заметил, что «природу заразных болезней поймёт тот, кто познает природу брожения». Соответственно возник вопрос: если брожение пива вызывает микроб, не могут ли ему подобные вызывать брожение в организме человека? В том же году Альфред ДоннЌ обнаружил во влагалищном отделяемом Trichomonas vaginalis, а в 1839 г. Иоханн Шёнляйн выделил возбудителя фавуса. Определённо и ясно связь между инфекциями и возбудителями доказал Якоб ХЌнле, сформулировавший обобщённые критерии, подтверждающие причинную связь между микроорганизмом и болезнью: «Материя контагия не только органической, но и организованной природы, а именно, она представляет собой индивидуальное существо, которое по отношению к больному играет роль паразитического организма. Отношения к этому следующие:
способность ассимилировать другие вещества и размножаться, что является особенностью живых существ;
действие в минимальных количествах, как и у возбудителей брожений, вследствие их способности к размножению;
точное, типичное протекание миазматически - контагиозных болезней.
Эту обладающую индивидуальной жизнью материю, этот contagium animatum можно представить себе в виде микроскопических животных».
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 541 | Нарушение авторских прав
|