АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Открытие мира микробов
Первые микроскопы. Открытие невидимого мира стало возможным после изобретения увеличивающего оптического устройства (Г. ГалилЌй). Этот «Колумб неба», построивший также первый в мире микроскоп (1610), считал «микроскопическую трубу» всего лишь средством развлечения, что помешало ему стать первооткрывателем нового мира. Во многом это объясняется и тем, что микроскоп ГалилЌя был всего лишь зрительной трубой с силой увеличения обычной лупы, так как он не знал о роли фокусного расстояния для получения изображения. Первенство в изобретении настоящего устройства для изучения микроскопических объектов отдают голландским учёным (Ханс и Захариас Янсен), хотя впервые мир невидимых существ наблюдал учёный иезуит Афанасий КЋрхер, обнаруживший мельчайших «червячков» в гниющем мясе, молоке, уксусе и т.д. Он даже сообщил об их наличии в крови больных чумой. Разумеется, пользуясь микроскопом Янсенов с 32-кратным увеличением, КЋрхер не мог видеть бактерии, но его открытие укрепило ряды сторонников теории pathologiae animatae (развития болезней, вызываемых некими существами). Первым, кому бесспорно удалось проникнуть в мир микробов, был Антоний ван ЛЌвенгук, использовавший микроскопы с 160-кратным увеличением. Необычность микромира настолько потрясла этого преуспевающего торговца сукном из Дельфта, что всю оставшуюся жизнь он посвятил изучению этого мира. Именно ему человечество обязано открытием «анималькулей» [от лат. animalcula, зверушка], число которых существенно возросло после исследований Роберта Хука, Луи ЖаблЏ, Кристиана ЛЊнга и др. Впрочем, очень немногие из них считали, что эти «мельчайшие невинные создания Господни» могут быть причиной заболевания и смерти человека, так как в то время болезни рассматривали как следствие изменений «животной силы» или «брожения соков» организма. Более того, сам ЛЌвенгук не считал «анималькулей» возбудителями болезней у человека, и в XVI–XVIII вв. продолжала господствовать «миазматическая теория» самопроизвольного зарождения болезней. Во многом этому способствовало отсутствие методов выделения отдельных представителей микромира, что было так необходимо для установления связи с инфекциями и что так дискредитировало концепцию живого контагия.
Вопрос о самопроизвольном зарождении. Открытие микробов дало почву и для размышлений по поводу их происхождения. Некоторые исследователи считали, что микроорганизмы спонтанно зарождаются из неживой материи; другие (в том числе и ЛЌвенгук) полагали, что они образуются из «семян» или «зародышей», постоянно присутствующих в воздухе. И всё же большинство учёных, хотя и зная о происхождении животных от себе подобных, слепо верили, что черви самозарождаются в гниющем мясе, а глисты — в кишечнике. Доктрина о спонтанном зарождении (generatio spontanea), или абиогенезе, принималась безоговорочно с античных времён вплоть до эпохи Возрождения. Первые аргументы, противоречащие этим воззрениям, были получены Франческо РЌди, опровергнувшем мнение о самозарождении червей в гниющем мясе. Достойно упоминания имя российского естествоиспытателя середины XVIII в. Даниила Туптало, указывавшего и учившего, что самозарождение происходит без участия каких-либо высших сил, то есть в результате естественных причин. В 1769 г. университетский профессор из Павии, аббат СпалланцЊни доказал, что микробы также происходят от себе подобных, и установил их роль в порче различных продуктов. Это открытие о длительной сохранности различных скоропортящихся продуктов после удаления микроорганизмов нашло интересное практическое применение. В начале XIX в., задолго до окончательного решения вопроса о самозарождении, Франсуа АппЌр (1810) установил, что продукты можно сохранять, поместив их в герметичные сосуды с последующим прогревом, а метод «аппертизации»стал первым широко применяемым способом консервирования пищевых продуктов. Многие российские учёные поддержали теорию contagium vivum. Особо следует выделить исследование М.М. ТерехЏвского «Об анималькулях», показавшее роль различных физических и химических воздействий на микроорганизмы и подходы к термическому обеззараживанию различных объектов. Другим выдающимся сторонником этой теории был Д.С. СамойлЏвич, внёсший большой практический вклад в борьбу с чумой и даже предпринявший попытку создания противочумной вакцины. Он предположил возможность искусственного создания невосприимчивости к инфекционному агенту. В определённой степени Д.С. СамойлЏвича можно считать предтечей Эдварда ДжЌннера, осуществившего профилактику натуральной оспы вакцинацией — искусственной прививкой возбудителя коровьей оспы. Окончательную точку в дискуссиях защитников теорий «болезнетворных миазмов» и «живого возбудителя» поставили открытия, сделанные в первой половине XIX в. и убедительно доказавшие патогенную роль микроорганизмов в опытах по самозаражению и моделированию заболеваний у животных.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 651 | Нарушение авторских прав
|