АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СВОБОДНАЯ ВОЛЯ

Прочитайте:
  1. СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ
  2. Свободная верхняя конечность
  3. СВОБОДНАЯ ГРУДНАЯ КОНЕЧНОСТЬ

Одним из атрибутов нашей индивидуальности является чувство «ответственности» за свои действия и, как следствие, убежденность в том, что при желании мы могли бы поступить иначе. Это может по­казаться абстрактным философствованием, но на самом деле играет важную роль в системе уголовного судопроизводства. Человека мож­но объявить виновным, только если он 1) мог полностью предвидеть другие доступные образы действия, 2) всецело осознавал возможные последствия своих действий, как ближайшие, так и отдаленные, 3) мог принять решение воздержаться от действий и 4) он хотел того результата, который последовал.

Верхняя извилина, ответвляющаяся от левой нижней теменной дольки, которую я раньше называл надкраевой извилиной, в силь­ной степени участвует в этой способности создавать динамический внутренний образ предвосхищаемых событий. Эта структура сильно развита в мозге человека, ее повреждение приводит к своеобразно­му расстройству под названием апраксия, определяемому как неспо­собность выполнять действия, требующие навыка. Например, если вы попросите пациентку с апраксией помахать кому-нибудь рукой на прощание, она просто уставится на свою руку и начнет шевелить пальцами. Но если вы спросите ее, что значит «до свидания», она от­ветит: «Ну, это когда вы машете рукой, покидая компанию». Более того, мышцы ее руки в порядке, она может развязать узел. Ее мыш­ление и языковые способности не задеты, как и ее моторная коор­динация, но она не может перевести мысль в действие. Я часто заду­мывался, не развилась ли эта извилина, которая есть только у людей, первоначально для изготовления и оснащения многокомпонентных инструментов, например, насаживание топора на соответствующим образом вырезанное топорище? то, что она выражена анатомически только у людей вовсе не означает, что у других животных нет способности реализовать новые варианты поведения, причем, формируя их творчески. Вообще неправдоподобно выглядит утверждение, что у человека появилась извилина, "первоначально для изготовления и оснащения многокомпонентных инструментов".

Все это лишь часть истории. Мы обычно думаем о свободе воли как о двигателе, связанном с нашим ощущением того, что мы созна­тельные личности, у которых есть множество выборов. У нас есть только несколько догадок о том, откуда появляется это чувство ак­тивности — желание действовать и вера в свои возможности см. Целенаправленное поведение.. Очень помогает исследование пациентов с поврежденной передней частью поясной извилины в лобных долях, которая, в свою очередь, полу­чает основной сигнал от верхних теменных долек, включая супрамаргинальную извилину. Такое повреждение может привести к акинети­ческому мутизму, или бодрствующей коме, которую мы наблюдали у Джейсона в начале этой главы. Некоторые пациенты через несколько недель восстанавливаются и говорят что-то вроде: «Я был полно­стью в сознании и знал, что происходит, доктор. Я понимал все ваши вопросы, но просто не хотел на них отвечать или вообще что-либо делать». Оказывается, желание критически зависит от передней ча­сти поясной извилины.

Другим следствием повреждения этой извилины является син­дром «чужой руки», при котором рука пациента выполняет дей­ствия, которых пациент не желает. Я осматривал женщину с таким расстройством в Оксфорде (вместе с Питером Халлиганом). Левая рука пациентки вытягивалась и хватала предметы без ее намерения, ей приходилось пользоваться правой рукой, чтобы разжать паль­цы левой и заставить ее отпустить предмет. (Некоторые аспиранты-мужчины в моей лаборатории называли это расстройство «синдро­мом третьего свидания».) Синдром «чужой руки» подчеркивает важную роль передней части поясной извилины в проявлении сво­бодной воли, трансформируя философскую проблему в неврологи­ческую про свободу воли см. Мотивация или про свободу воли.

Философы утвердили способ рассмотрения проблем сознания как абстрактных вопросов, таких как переживание первичных ощу­щений (квалиа) и их взаимоотношения с «я». Психоанализ, хотя и смог выразить проблему в терминах сознательных и бессознательных мозговых процессов, не сформулировал проверяемых на практике теорий и не дал никаких инструментов для их проверки. Моей за­дачей в этой главе было продемонстрировать, что нейробиология и неврология дают нам новую уникальную возможность разобраться в структуре и функциях «я», не только извне, наблюдая поведение, но также изучая внутреннюю работу мозга17. Наблюдая пациентов, подобных тем, что мы встретили в этой главе, с дефицитом и нару­шениями целостности «я», мы можем заглянуть глубоко в понятие «человек»18.

Если мы в этом преуспеем, то впервые в эволюции представитель вида сможет оглянуться на себя и не только понять, откуда в нем взя­лось все то, что в нем есть, но также выяснить, что или кто является агентом сознания и понимания. Мы не знаем, куда приведет нас это путешествие, но уверен, что это будет величайшее приключение, в которое когда-либо пускалось человечество.

Кстати, - о самосознании которого будто бы нет у других животных.
Если разобраться каким образом организована система личной адаптивности "высших животных", которая проявляется в виде (само)сознания, то будет ясно, что критерии обладания такой системой вовсе не Джоконда и полеты к звездам, а именно - наличие механизмов, обеспечивающих такую личностную адаптивность, см. Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия и Интеллект: определение, развитие и деградация.




 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 419 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)