АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Прочитайте:
  1. F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста.
  2. I. Нейрогенные механизмы (нейротонический и нейропаралитический) развития ишемии.
  3. I. Особенности кровообращения плода
  4. II. Анатомо-функциональные особенности органа зрения.
  5. II. Выступление школьного психолога на тему «Адаптация ребенка к школе».
  6. II. Изменения, претерпеваемые личностью по мере развития процесса
  7. II. Понятие развития имеет ограниченное применение для науки истории и часто служит причиной помех и препятствий
  8. IV.1 Анамнез жизни ребёнка раннего возраста (до 3-х лет)
  9. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  10. V стадия полового развития

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм но­ворожденного характеризуется широко варьированными физио­логическими особенностями. Физиологический принцип класси­фикации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по при­знакам физиологической зрелости или незрелости обоснован про­фессором И.А.Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответ­ствуют его календарному возрасту и тем специфическим услови­ям, с которыми он должен взаимодействовать [19, с. 7].

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослабле­нием их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холо-довому воздействию со значительным перепадом температур. Лю­бопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется рас­ширением сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым увеличе­нием кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорож­денный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобретает специфическую позу. Она выражается согнутым положением го­ловки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутыми


в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая способствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь разви­тия, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человечес­кая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже су­ществует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности опре­деляются особенностями нервной системы, врожденными и уна­следованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной систе­мы. Возрастная эволюция мозга ребенка — сложный и многосто­ронний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка — еди­ный, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Понимание механизмов созревающей нервной системы дает воз­можность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляну, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; пере­даче импульсов в центры головного мозга, где они анализируют­ся; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.

В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мыш­цы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери [20, с. 34].

Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно просле­дить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.

Особенности нервной системы отражаются на процессе разви­тия. Совокупность индивидуальных особенностей ребенка состав­ляет «биологический каркас личности», который не только обра­стает в процессе воспитания социальными навыками, но и под­вергается изменениям [20, с. 34].

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влия­ние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие Происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характери­зуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенству-


ющиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие спо­собы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволю­ционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчи­вости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных тра­диций.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зре­лых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ух­ватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка спо­собна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вы­зывается штриховым раздражением поверхности кожи внутренне­го края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как реф­лекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной актив­ности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлек­сы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воз­действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочно­го, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слу­ховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию цело­стной системы ответных реакций — динамическому стерео­типу.

Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы дли­тельной эволюции животного мира. Так, регуляция работы серд­ца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции


на болевые, температурные раздражители осуществляются при­мерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрез­вычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы.

В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-но более древние, исполняют относительно примитивные функ­ции. Эволюционно более новые центры объединяют различные си­стемы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в от­вет на зрительные и слуховые раздражители. В области промежу­точного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физио­логи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздра­жение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функ­ционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сиг­налы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга — это способ­ность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реак­ции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непо­стоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

При правильном воспитании у ребенка можно выработать мно­жество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирова­ние на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, органи­зация самостоятельной двигательной деятельности формируют сте­реотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, осо­бенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца


необходимо осуществлять с учетом выработанных стереотипов, раз­вивая у него потребность сознательно реагировать на окружающее.

По мере развития нервной системы у ребенка появляются ста­тические и динамические функции равновесия. Возникновение и упрочение этих функций зависит и определяется как внешними, так и внутренними факторами. По утверждению И.М.Сеченова, все произвольные движения у ребенка формируются под влияни­ем социальных условий. Как дитя природы ребенок не нуждается даже в прямохождении. Лишь как социальное существо он начина­ет выполнять жизненно важные движения, которые совершенству­ются в процессе воспитания и обучения.

На становление навыков движения огромное влияние оказыва­ет состояние органов чувств, с помощью которых воспринимается окружающая среда. Следует отметить, что к моменту рождения орга­ны чувств ребенка развиты больше, чем движения.

В исследованиях М.Ю.Кистяковской выявилась определенная последовательность образования связей между двигательным и дру­гими анализаторами. Длительное развитие двигательного анализа­тора у ребенка влияет на становление двигательных функций, ко­торые развиваются на базе дистантных рецепторов, способных вос­принимать раздражители на расстоянии. Это прежде всего системы зрения, слуха и другие анализаторные системы.

Уже на втором месяце жизни устанавливается связь между ки­нетическим и вестибулярным аппаратом. Это проявляется в под­нимании и удерживании головы при разных положениях ребенка: на животе, на спине, в вертикальном положении. В этом же возра­сте возможно образование связи между кинестетическим анализа­тором и слизистой оболочкой губ, ротовой полостью, кожей рук. Это проявляется в сосании пальцев, направлении рук ко рту. Поз­же устанавливаются связи между двигательным анализатором, что выражается у младенца в поднимании руки над лицом и ее рас­сматривании. В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша появляются бо­лее сложные зрительно-кинетические связи: он направляет руки к подвешенному над кроваткой предмету (погремушке) и захваты­вает ее.

Образование межрецепторных связей способствует образованию сложных функциональных систем, формированию своеобразной иерархии нервных центров с очень сложными отношениями Co-подчиненности. Многие двигательные акты дублируются на раз­ных уровнях. Это создает высокую надежность осуществления на­выков движения и в то же время способность видоизменять способ действия при внезапно меняющихся условиях.

Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию двигательного акта, установили, что самым низким уровнем регуляции движе-


ний обладает сегментный аппарат спинного мозга. Клетки каждого сегмента связаны со строго определенной группой мышц и регу­лируют их деятельность. Двигательные нервные клетки постоянно получают информацию от мышечных клеток рецепторов и сухо­жилий. Сегментные аппараты находятся под контролем целой си­стемы двигательных центров головного мозга. Собирая информа­цию от органов чувств всего тела, они решают сложные двига­тельные задачи, требующие участия многих мышечных групп. Од­ной из таких систем является экстрапирамидная система. В ней хранится набор сложнейших двигательных реакций, обеспе­чивающих регуляцию позы, осуществление важных двигательных актов. Хотя у человека экстрапирамидная система редко проявляет себя в «чистом виде», однако она играет существенную роль в об­щей организации моторики. Такие характеристики движений, как плавность, грациозность, ловкость, эмоциональная выразитель­ность во многом зависят от особенностей экстрапирамидной си­стемы. Функции ее отчетливо выражаются в детском возрасте, когда высшие корковые моторные центры еще не окончательно сфор­мированы. По мнению Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно лю­бовь большинства детей к шумным подвижным играм объясняется особенностью развития экстрапирамидной системы. Дети любят убегать, догонять, прятаться, увертываться; выполнять ритмичес­кие движения, подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться, кру­житься.

К старшему дошкольному возрасту начинает доминировать пирамидная система регуляции моторики. Центры пира­мидной системы формируются в передней центральной извилине головного мозга.

Каждое его полушарие при помощи пирамидной системы свя­зано с противоположной половиной тела. Любопытно утвержде­ние физиологов о том, что если образно представить проекцию тела в передней центральной извилине головного мозга, то полу­чается человек, перевернутый вверх ногами. Примечательна не­пропорциональность этого человека. Кисть и лицо занимают боль-Шее место, чем все остальное тело. Основная функция пирамид­ной системы — регуляция произвольных движений, которые усва­иваются в процессе воспитания и обучения. Благодаря пирамид­ной системе ребенок способен к обучению сложным и точным Движениям; по утверждению Л.О.Бадаляна, эти возможности без­граничны.

Пирамидная система доминирует в той или иной степени в мо­торике каждого ребенка. Ее ведущая роль формируется постепенно. Чем меньше ребенок, тем слабее у него организована произволь­ная моторика. Мысль и ее двигательное воплощение недостаточно


связаны В процессе моторного развития ребенка многие двигатель­ные навыки настолько автоматизируются, что нет необходимости вспоминать каждый раз о способах того или иного действия. Спо­собность к автоматизму движений дает множество преимуществ: сознание разгружается от излишней работы, целенаправленная де­ятельность становится более рациональной и имеет большие воз­можности для скорейшего достижения результатов. Готовые фор­мулы движения, запас их фиксируются в основном в теменных долях коры больших полушарий головного мозга. Способность за­поминать движение в целом и использовать его в случае необходи­мости получила название праксиса. Центр праксиса в теменной доле тесно связан с корковым отделом пирамидной системы, а также с ядрами пирамидной системы.

Важнейшим участком двигательной регуляции является моз­жечок Он как и вестибулярный аппарат, тесно связан с экстра­пирамидной и пирамидной системами и обеспечивает координа­цию движений и поддержание равновесия тела. От мозжечка за­висят такие характеристики движения, как точность, соразмер­ность мышечного усилия двигательной задаче, твердость поход­ки способность быстро перераспределять напряженность отдель­ных мышц. Мозжечок обеспечивает координацию как автомати­ческих так и произвольных движений. Его развитие накладывает отпечаток на целый ряд индивидуальных различий человеческой

МОТ3°аРпериод детства происходит сложнейший процесс формиро­вания нервной системы. Он многогранен и характеризуется преоб­ладанием процесса возбуждения над торможением.

Для формирования двигательного стереотипа требуется опре­деленная повторяемость и последовательность применения раздра­жителей Таковыми являются физические упражнения, которые под­бираются соответственно возрасту и проводятся в определенной

СИСНачиная с первого года жизни ребенка необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движении, дви­гательных функций как при организации занятий, так и в свобод­ной двигательной деятельности. Под воздействием физических уп­ражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие пебенка Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как след­ствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6-/ ме­сяцам ребенок начинает ползать.

На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к кониу его начинает бегать.


На втором и третьем году под воздействием воспитания и обу­чения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания.

На третьем году жизни появляются подготовительные к прыж­кам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыж­ками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными движениями, но и начинает применять их в повседневной жизни.


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 555 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)