АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Использование онтологических метафор-образов телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений и психосоматических расстройств.

Прочитайте:
  1. I. По этиологии и характеру функциональных нарушений
  2. IV. Типы наследственных нарушений зубов
  3. L коррекцию КЩС и электролитных нарушений,
  4. V3: Нарушение ощущений и восприятия
  5. Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)
  6. АРИТМИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМОСТИ
  7. Аритмии в результате нарушений проводимости
  8. АРТ-МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
  9. Б) Использование средств биологического происхождения.
  10. Биологическое значение ощущений голода и насыщения

Очевидно, что без использования метафор не только не возможен сколько-нибудь эффективный психотерапевтический процесс, но и сам процесс мышления в целом. Одним из видов образных метафор, с которыми мы встречаемся в целостной, холистической психотерапии, являются образы телесных ощущений.

Образы телесных ощущений - целостное, метафорическое, «вещное» описание телесных ощущений в виде образов, чаще всего, визуальных, как наиболее диссоциированных, полимодальных и целостных. Образы телесных ощущений - «телесные сновидения наяву», которые возникают у клиента чаще всего в состоянии лёгкого кинестетического транса, наведённого психотерапевтом. Образы телесных ощущений могут быть также аудиальными, например мы встречали такие у музыкантов, двигательные и другие. Ещё мы выделяем так называемые «метафорические истории», или «истории Осознавания», которые открываются в ходе психотерапевтической сессии. Границы и структура образов телесных ощущений могут быть разными: они могут передаваться одним словом, или целым рассказом о предмете и событии с ним связанным. Часто исследования ассоциаций, возникающих у клиента из образов телесных ощущений, открывают какую-то субъективно значимую и забытую до этого момента историю клиента. Важно отметить, что в осознание попадают как проблемные, так и ресурсные образы, которые очень часто взаимосвязаны между собой.

Образы телесных ощущений проявляются в тех зонах, областях, частях тела, где обнаруживаются болезненные ощущения, мышечное напряжение, как мы их называем - «мышечные блоки». На эти зоны клиент может указывать неосознанными жестами, например, прикладывая ладонь к груди.

Характерными признаками напряжения - «мышечных блоков» также являются: болезненность и утолщение кожной складки, уплотнение подлежащих мышц. Значе­ние может иметь измененный местный дермо­графизм, что может быть оценено как проявление повышенной возбудимости парасимпатической, или симпатической иннервации, и изменения кожной температуры. Наличие асимметрий вегетативной иннервации, которая проявляется в различиях кожной температуры на симметричных участках тела, помогает на очень тонком уровне распознать кортикальные или диэнцефальные изменения, происходящие в ходе терапии, в том числе и в течение одной сессии. Это помогает в объективной оценке динамики психотерапевтического процесса.

Достаточно привлечь внимание клиента к зоне «мышечного блока», предложить ему сосредоточиться на этих ощущениях, как вскоре, буквально, через несколько секунд в сознании клиента могут возникнуть образы телесных ощущений. В нашей терапии мы можем использовать контактные и бесконтактные техники взаимодействия с клиентом, то есть с прямым телесным контактом, или без него, в зависимости от конкретной ситуации.

Образы телесных ощущений, которые осознаются в напряжённых зонах тела, как правило, представлены «тяжёлыми», «тёмными» и «неприятными» для клиента «предметами». В этом случае «камень на душе» или «стрела в сердце» могут быть поняты не просто как устойчивые фразеологические обороты, а как действительное отражение внутренней реальности клиента.

Мы выделяем два вида образов телесных ощущений: «символические» и «ассоциативные».

Первые указывают на переживание, которое может быть понято из символики этого образа, из того, что этот образ телесного ощущения символизирует сам по себе.

Вторые ведут клиента к воспоминанию какой-либо истории из его жизни, которая поможет раскрыть опыт или переживание, нуждающееся в осознании.

По аналогии с топической диагностикой неврологических расстройств, мы говорим о топической соматопсихологии.

Например, на наш взгляд, обиды обычно переживаются в области больших грудных мышц под ключицей, причём имеет значение, находятся ли они справа или слева. Традиционные взгляды, которые находят в нашей работе эмпирическое подтверждение, говорят о том, что левая половина тела связана большей степени с переживанием прошлого, женского, материнского и внутреннего, а правая соответственно будущего, мужского, отцовского и внешнего. Таким образом, напряжения, обнаруженные слева в области большой грудной мышцы, под ключицей может указывать, с большей вероятностью, на наличие неосознанной, не проявленной и не отреагированной обиды на женщину, возможно, на мать. Причём и у мужчин, и у женщин одинаково, не зависимо от пола клиента.

Итак, у больного может быть ощущение в груди, напряжения, обнаруженные слева, в области верхнего пучка большой грудной мышцы под ключицей. Если исследовать образ этого телесного ощущения подробнее, например, спросить: «На что это похоже?», то это может образ какого- то предмета, например, «камня». Метафора - «камень на сердце». Обычно он тёмного цвета, определенного веса и размера, как правило «тяжёлый». Метафора - «тяжесть на сердце». В этот момент, после некоторого сосредоточения клиента, концентрации его внимания, клиент попадает в глубокий пласт своего неосознанного. Здесь присутствуют, во-первых, образы ощущений тела – их метафоры, точно описывающие нюансы качества этих ощущений. Во-вторых, на это проецируется само содержание неосознанного потому, что образ ощущений в теле является неопределенным стимулом. В-третьих, в этих образах представлены фрагменты «истории болезни» и психологических проблем клиента, их «этиология» и «патогенез». После некоторого сосредоточения на образе телесных ощущений - «интендировании», клиент, как правило, начинает рассказывать и проживать «здесь-и –сейчас» историю своей жизни, в которой порой на уровне художественной метафоры, представляется ситуация в самом истоке и содержатся ответы на все вопросы, связанные с ней. Эта история вспоминается внезапно и неожиданно для самого клиента, часто они из раннего детства и абсолютно забытого опыта. В ходе рассказа и, особенно, в момент его окончания тело клиента реагирует мгновенным расслабление и ощущением тепла распространяющегося по всему телу.

Техника интендирования, которая уже упоминалась выше, позволяетсконцентрироваться на локальных телесных ощущениях, точно определить их местоположение, распространение, пульсацию, силу, все возможные характеристики.

Эта техника заимствована нами из герменевтики, и представляет собой в широком смысле, технику понимания и постижения смысла. Она основана на диалектике части и целого: как целое понимается из отдельного, так и отдельное может быть понято только из целого. Можно провести аналогию герменевтического Круга Понимания с высшим анализом и синтезом, происходящим в коре больших полушарий головного мозга в процессе осознания, которые дополняют друг друга, при этом каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. Метафоризация в данном случае является важнейшим средством планомерного самопробуждения осознанности, она позволяет удивительно точно отразить действительность. В этой связи, для нас важно то, как сам клиент истолковывает, интерпретирует содержание той, или иной метафоры.

Пример психотерапевтической сессии с ребёнком.

Мальчик Петя, 10 лет, 4 класс.

Жалобы на страх темноты (боится засыпать, включает свет, долго не может уснуть) и страх остаться одному дома (проверят дома ли мама, беспокоится, что родители уйдут, его не предупредив). Терапевт (Т.) спрашивает у Пети (П.), чего он боится. П. отвечает, что боится киллеров, которые могут прятаться у него в шкафу в спальне. П. говорит, что понимает абсурдность ситуации, но всё равно страшно, внутри всё ХОЛОДЕЕТ и показывает рукой на область грудины. Т. спрашивает у мамы и мальчика, обращаясь к ним обоим, давно ли появился этот страх. «Давно»-, говорит мама. «Всю жизнь», - поддерживает её П. Т. уточняет, становится ли с годами хуже и является ли это причиной обращения. Оказывается, «нет»: с каждым годом становится лучше, но «уже надоело это состояние».

Т.: что у тебя здесь? (эмпатически прикасаясь к грудине П., который лежит на кушетке. Т. Сравнивает как П. ощущает прикосновения в области грудины и в близлежащих участках тела)

П.: кусок льда…

Т.: кусок льда…Какой он? Какого цвета? Форма? Размер?

П.: большой такой, (рукой показывает во всю грудь), голубого цвета, неровные края.

Т.: давно он у тебя появился, он связан с твоим страхом?

П.: конечно связан, он и есть страх. Появился очень давно.

Т.: сколько тебе тогда было лет?

П.: года 3 наверное…

Т.: что важного произошло в твоей жизни в 3 года, что ты узнал тогда, как это было связано с ледышкой и твоим страхом?

П.: тогда я пошёл в садик и понял, что мир не так хорош, как я думал раньше. Ведь до этого было всё хорошо: рядом всегда были мама и папа, мне было спокойно.

Т.: а в садике?

П.: в садике у нас были занятия по безопасности, на которых нам рассказывали о том, что опасно ходить одним, что могут напасть…

Т.: кто?

П.: маньяки.

Т.: и что тогда с тобой случилось?

П. я испугался.

Т.: и кусок льда тогда тоже появился?

П.: да.

Т.: а сейчас боишься по улицам ходить один, боишься маньяков?

П.: нет, не боюсь, но что-то внутри осталось…

Т.: ледышка?

П.: да, она.

Т.: а что сейчас с ней происходит? (прикасаясь к грудине)

П.: с ней что-то происходит…(закрывает глаза) таит что ли, туда- сюда, изменяется…

Т.: она может меняться.

П.: она начала постепенно таить (улыбается)

Т.: нравится тебе это?

П.: да (улыбается).

Т.: скажешь, когда он растает полностью, хорошо?

П.: хорошо (продолжает лежать с закрытыми глазами).

Проходит что-то около минуты, или чуть больше.

П.: всё. Растаяла

Т.: полностью растаяла? Проверим?

П.: не надо, полностью (порывисто встаёт с кушетки). Всё.

Т.: ты понял, что с тобой сейчас произошло? (уже сидя на стульях друг напротив друга)

П.: да, конечно: я освободился от страха и стал спокойным.

Катамнез 1 месяц: мальчик стал спокойнее, страхов нет, засыпает нормально.

Терапевт, как правило, помогает клиенту актуализировать эти ощущения, эмпатически прикасается к тому участку тела, на который указывал клиент и задаёт актуализирующие вопросы. После того, как ощущения в теле были локально описаны, предлагалось описать в виде образов («На что это похоже?»). Часто «в лучах Осознавания» образ начинал спонтанно «растворяться», трансформироваться, изменяться (образы становились более лёгкими, светлыми, теплыми, уменьшались в размерах, или становились другими). Особенно отчётливая динамика образа возникала, когда терапевт предлагал клиенту вспомнить, где он встречал похожую вещь, как давно это было и какие важные события в жизни ребёнка происходили в то время, какие чувства он тогда испытывал. Удивительным образом клиенты легко погружались в подобные воспоминания, иногда это было их совсем раннее детство, и рассказывали истории, в которых с «вещью», описанной в виде образа, была связана (прямо, или косвенно) та, или иная психотравмирующая ситуация и то неприятное чувство, которое и было запросом, или частью их запроса. «Перепроживание» психотравмирующего опыта клиента при эмпатической поддержке терапевта приводило к окончательной, индивидуально гармоничной и быстрой (метафора - «эффект на кончиках пальцев», по аналогии с «эффектом на кончике иглы») трансформации и освобождению образа, полному его «растворению» и интеграции. Одновременно отреагировались негативные эмоции. Происходило более «взрослое» переосмысление до этого времени забытого события, освобождение от неприятных телесных ощущений.

Критериями проработанности запроса являлись, таким образом: отсутствие неприятных ощущений в теле, отсутствие участков мышечного напряжения - «блоков» (объективно отсутствующих при пальпации), отсутствие каких бы то ни было образов при тактильном контакте («что под рукой, тело?»- «тело»), освобождение от негативных эмоций, ощущение разливающегося тепла (чаще всего из той зоны, где находился «блок») по телу, легкость во всём теле, «прояснение» лица, потеря интереса к происходящему.

Практическим психологам и психотерапевтам хорошо известно, что именно с телесными ощущениями связан психофизиологический критерий проработанности подсознательного материала и динамики позитивных изменений в ходе психокоррекции. В его основе лежат психофизиологические особенности функционирования правого полушария, которые на личностном уровне проявляются как «детская» открытость и правдивость. Так, по известному выражению Хоффа, «человек может лгать, но его тело не лжет никогда».

Цель холистической психотерапии, таким образом, состоит в том, чтобы путем осознания сомато-психических процессов привести их к состоянию гармонии и целостности. Чему соответствует: на уровне тела – полное расслабление мышц с сохранением их здорового тонуса; на уровне души и ума – освобождение от негативных эмоциональных состояний и ограничивающих убеждений, присутствие свободных, легких и приятных образов тела с внутренним ощущением целостности, осознанности и доброжелательного принятия себя и окружающего мира. Обращение к образам телесных ощущений в психотерапии позволяет в гармонично короткие для каждого клиента сроки восстановить естественный процесс восприятия, от ощущений к целостному образу, от пассивной перцепции к активной апперцепции. Образы телесных ощущений являют собой «две первые ступени» «четырёхступенчатой ракеты познания» Артура Янга: ощущения при встрече с объектом и проецируемый в сознании образ.

В этом процессе важное место занимают метафоры-образы телесных ощущений. Они, на наш взгляд, играют в холистической психотерапии онтологическую (по определению Лакофф и Джонсон), связывающую бытиё и мышление клиента, смыслообразующую роль. Они позволяют видеть события в едином пространственно- временном континууме, в виде некой единой субстанции, включающей одновременно и сами действия, и связанные с ними эмоции, мысли, и ощущения. Образы телесных ощущений выстраивают, образно говоря, неррациональную ось психотерапевтического процесса, они запускают, по нашему мнению, саногенетические механизмы самоисцеления.

Телесно - ориентированная песочная терапия - холистическая авторская методика в психотерапии и медико-психологической реабилитации лиц с невротическими нарушениями и психосоматическими расстройствами.

В настоящее время существует несколько методов, в которых инструментом психотерапевтического, или психокоррекционного взаимодействия терапевтической диаде «клиент-терапевт» выступает песок, или другой сыпучий материал. Нами (Старостин О.А., Нестеренко М.Ю.,.2011) был предложен новый метод семейной терапии - Песочная Семейная Терапии (ПСТ), который заметно отличается от существовавших до сих пор методов работы с песком и развивает холистический (целостный) подход в психотерапии. В отличие от других методов работы с песком, на пространстве песочного подноса создается не песочная картина, и ни рисунок, но некий песочный ландшафт. Мы отказались также от использования в ходе психотерапевтической сессии фигурок и каких-либо других дополнительных игрушек, или предметов. Мы сконцентрировали своё внимание на телесных ощущениях клиента, возникающих в связи с его переживаниями, то есть на «ощущаемых» переживаниях, которые, по-нашему мнению, и являются наиболее актуальными. Применяя эту методику в индивидуальной терапии, мы предложили телесно - ориентированную песочную терапию. Руки клиента, передают на песке образы своих телесных ощущений - онтологические метафоры, которые позволяют видеть события в едином пространственно- временном континууме. На песке возникает некая единая субстанция, включающая в себя одновременно и сами сыпуче-пластичные образы телесных ощущений, и связанные с ними эмоции и мысли. Вступая во взаимодействие с песком клиент, образно говоря, сам прокладывает «королевскую дорогу» (via regia) к своему неосознаваемому и соприкасается тем самым со своим опытом самоисцеления.

В нашей методике индивидуальной психотерапии мы придаем центральное значение полной телесной вовлеченности клиента в терапевтический процесс во время сессии. Телесная вовлечённость достигается за счёт нескольких аспектов. Обычно, в начале сессии мы проводим телесную настройку клиентов, их телесное «самоцентрирование». Для этого клиенту предлагается сосредоточиться на трёх своих внутренних ощущениях: почувствовать опору под ногами, осознанное дыхание животом и направленное вверх от макушки движение с включением всего позвоночника. После этого мы предлагаем клиенту внимательно соприкоснуться со своими телесными ощущениями, которые у них возникают, когда они сосредоточены на своем запросе, «просканировать» своё тело от макушки до самых кончиков пальцев на ногах, обращаю своё внимание на ощущения «по поводу» своего запроса. Затем клиенту предлагается передать эти телесные ощущения через взаимодействие с песком.

Первой фазой взаимодействия клиента с песком является фаза первичного контакта. Клиент сосредоточен на своих телесных ощущениях, погружен в них, часто у него закрыты глаза. Клиент внутренне «переводит» свои ощущаемые переживания на язык движений своих рук, в первую очередь кистей, запястий и предплечий. Активность клиентов и их вовлеченность в психотерапевтический процесс достигается за счет непосредственного, физического контакта кистей рук клиента, а часто и его предплечий с песком. Даже если клиент просто касается ладонями песка и внешне кажется пассивным, то, как правило, последующая обратная связь показывает, что в этот момент может происходить очень активный внутренний саногенетический процесс. Взаимодействуя с песком руками, клиенты акцентируют свое внимание на тактильных ощущениях, вовлекают во внутренний исцеляющий процесс все свое тело, весь свой «телесный», наиболее «мудрый» и архаичный интеллект.

Полная телесная вовлеченность клиентов в нашей методике может быть объяснена с позиций «западных» взглядов - проекция руки на значительные чувствительные и двигательные области в коре больших полушарий головного мозга (гомункулус Пенфилда) и «восточных» представлений о проекции на руку всего человеческого тела, правого - мужского и левого - женского начала в человеке. По традиционным восточным представлениям, рука - это символ «божественной» активности и самое совершенное орудие человека. Она символизирует контакты с миров, социальную активность. Рука – самая «говорящая», «эмоциональная» часть человеческого тела. Так, например, в итальянской энциклопедии жестов приводится более 60 фотографий основных жестов. Руки олицетворяют силу, поэтому образы индийских многоруких богов - символ их всесилия. Рука выражает способность сохранять жизненный опыт, а кисти рук способность захватывать, держать, удерживать и управлять. Поэтому одной из черт характера, «связанного» с руками является жадность, тогда как скупость «находится» в сердце. Рука символизирует способность сжимать, отпускать, ласкать, гладить, щипать, а также связь и всевозможные виды обращений с прошлым. Разным уровням сознания, иерархии психического, спроецированном на тело, и имеющем связь с системой чакр соответствуют различные положения руки и кисти. Кисть сама является, как уже было сказано выше, проекцией всего тела, а значит и всего мира. По некоторым восточным представлениям верхняя фаланга большого пальца соответствует лицу человека, большой палец и часть ладони до «линии жизни» представляют верхнюю часть тела (до груди), нижняя часть отражена на оставшейся части, при этом средний и безымянный пальцы-ноги. Пальцы кистей рук также могут символизировать «мелочи жизни». Большой палец-символ интеллекта и беспокойства. Он является символом триединого Божества: первая фаланга - творческий аспект, вторая - охранительный, а основание – производственный и разрушительный аспект Бога. На нем располагается основная, «корневая», первая чакра (муладхара), образно говоря, здесь «спит кундалини». Указательный палец – это символ «Эго» и страха одновременно. Здесь находится вторая чакра (свадхиштхана): желание, удовольствие. Средний палец - символ гнева и сексуальности, здесь располагается третья, следующая чакра силы, воли, управления (манипура). Безымянный палец-символ дружеских и любовных союзов и связанной с ними печали. Здесь находится «сердечная» чакра (анахата). Мизинец символизирует семью и может выражать связанное с ней притворство. Здесь находится «чистая» чакра, (вишуддха), связанная с логикой, статусом, долгом. Ногти пальцев рук - это символ защиты. Считается, что такой распространённый у детей симптом, как обгрызание ногтей, может быть связан с чувством безысходности ребёнка, «самоедством», со скрытой агрессией на одного из родителей. Суставы рук символизируют смену направлений в жизни, лёгкость этих движений: локоть - восприятие нового опыта, запястье - движение и лёгкость. Запястный болевой синдром может на психологическом уровне символизировать гнев и разочарование, мнимую несправедливость жизни, в свою очередь артрит пальцев руки может символизировать желание наказания, порицание себя, ощущение себя жертвой, чувство отверженности и обиды.

Вторую фазу взаимодействия клиента с песком мы называем фазой неопределённости, или хаоса. На этом этапе психотерапевтического процесса руки клиента «хаотично» перемещают песок, меняя направление, силу воздействия на сыпучий материал, часто «вспахивая» его, без создания каких-либо завершенных по форме объектов. Вторая фаза психотерапевтической сессии характеризуется тем, что терапевт своими актуализирующими вопросами побуждает клиента по - возможности точно и полно передать свои телесные ощущения на пространстве песочного подноса. В какой-то момент у клиента появляется ощущение завершенности, как правило, в это время он уже открывает глаза и внимательно рассматривает песочный «рельеф», на который спроецированы, экстериоризированы его внутренние, ощущаемые переживания, связанные с запросом.

В третьей фазе клиент определяет своё эмоциональное отношение к созданным объёмным песочным конфигурациям. Как правило, они не нравятся клиенту, на них проецируются негативные, неосознанные до этого моменты эмоции, связанные с заявленной проблемной зоной. Клиенту предлагается «сделать так, чтобы ему нравилось», «гармонизировать» песочное пространство.

Четвёртая фаза психотерапевтического процесса в телесно - ориентированной песочной терапии так и называется - фаза «гармонизации». Клиент, понятным только ему образом, «приводит в порядок», «гармонизирует» пространство песочного подноса, достигая, таким образом, согласия с самим собой и отрабатывая свой запрос. Завершается сессия выходом из контакта, когда клиент больше ничего не хочет менять и часто даже теряет интерес к процессу - это пятая, завершающая фаза сессии.

В нашем методе песочница является для клиента продолжением его индивидуальности, его «неорганической телесностью», «проекцией его души». На песочный «ландшафт» клиент проецирует все составляющие своей психической целостности: телесные ощущения; эмоции и чувства; ментальные образы и мысли. В конкретной сессии эти проекции будут отражать актуальные переживания клиента в рамках заявленного запроса и наглядно демонстрировать, например, проявленную на песке систему его отношений в актуальной проблемной зоне. Наличие границ-сторон песочницы символизирует наличие собственных физических границ. Подобно коже, они создают ощущение безопасности в рамках терапевтического процесса и позволяют клиенту принять проявленные на песочном подносе свои психические сущности, разрешить себе быть: «Я есть!», и активно включиться в терапевтический процесс. Это позволяет клиенту безопасно и «экологично» перенести вовне, на пространство песочного подноса, внутреннее содержание своих психических переживаний. За счет этого повышается его осознанность до уровня принятия ситуации, раскрывается, присущий каждому индивиду, внутренний потенциал психического здоровья.

Таким образом, телесно-ориентированная песочная терапия через взаимодействия клиента с песком позволяет мягко, но гармонично глубоко достичь частичного, или полного телесно-образного и эмоционально-логического интеллектуального прояснения, Осознавания, по поводу своего запроса, что, в свою очередь, приводит к интеграции личности через включение внутренних, саногенетических механизмов самоисцеления.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 464 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)