АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии.
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ ПО ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.
Санкт-Петербург.
2013 год.
Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии.
Как известно (Макаров В.В., 2006; Эйдемиллер Э.Г.,2012), основной тенденцией развития современной психотерапии является создание интегративных моделей, техник и методов, стремление различных исторически сложившихся школ и направлений психотерапии к интеграции, то есть к «восполнению» и «целостности». По мнению некоторых зарубежных авторов, «психотерапевтический дух времени в XXI веке будет выражен одним или несколькими вариантами психотерапевтической интеграции» (J. Prochaska, J. Norcross, 2003).
Важнейшим, на наш взгляд, стимулом к интеграции в современной психотерапии может быть стремление к институционализации, то есть к превращению психотерапии, не зависимо от моделей и модальностей в единую профессию, имеющую конечное количество специальностей. Именно этот закономерный этап развития проходит в настоящее время наша молодая профессия - «психотерапия». Психотерапия обладает признаками и науки, и искусства, то есть для неё характерно и открытие причинно-следственных связей через анализ и синтез, и образное осмысление действительности через опыт. Практическая направленность психотерапии, опора на опыт, эмпирический и индивидуальный подход, проявляющееся с годами у большинства психотерапевтов мастерство, - все это роднит нашу профессию с «ремеслом» (без переносного, негативного и обесценивающего значения этого термина). Цеховой способ подготовки психотерапевтов подразумевает прямую передачу знаний, навыков и умений от мастера непосредственно ученику, от обучающего к обучаемому, по всем существующим каналам восприятия одновременно и целостно. Передача навыков, как правило, подразумевает раскрытие основных алгоритмов организации психотерапевтического процесса. На семинарах, тренингах, на более продолжительных курсах обучения почти всегда звучит методический запрос на освоение алгоритмов методик и техник по теме занятий. В этой связи встаёт вопрос о стандартизации обучения психотерапии, выработке общих стандартов и единой сертификации, что в свою очередь возвращает нас к необходимости осмысления происходящих в современной психотерапии интегративных процессов.
Оставим в стороне такие способы псевдоинтеграции в психотерапии, как «комбинация» и «эклектика», которые по образному выражению профессора В.А. Винокура, являются «лишь нарезкой различных продуктов, но не новым блюдом», и рассмотрим возможные пути реальной интеграции. Некоторые зарубежные авторы (Gurman A., S., Messer, S., B. 2003) предлагают 4 основные способа интеграции: 1) технический эклектизм (The technical eclecticism), 2) общий фактор (The common-factor approach), 3) теоретическая интеграция (The theoretical integration), 4) ассимилятивная интеграция (The assimilative integration). По этому поводу высказываются также и отечественные специалисты. В частности, профессор В.А. Тышлыков (2012) предлагает использовать 4 сходные модели интеграции в психотерапии, которые, по его мнению, помогут избежать «бессистемной эклектики» и предоставят «творческую свободу» психотерапевту: гуманистическая, интеракционная, технологическая и основанная на общих лечебных факторах. Другой отечественный исследователь, профессор Винокур В.А.(2012) указывает, что «за последние 20-25 лет она (идея интеграции различных психотерапевтических методов - комментарий автора) стала областью активного практического применения. За это время отмечается существенный рост публикаций по проблемам интегративной психотерапии в профессиональных научно-практических изданиях, включая руководства (K.R. Evans, M.C. Gilbert, 2005; R.G. Erskine, J.P. Moursund, 2010). В последние годы предложены и методы оценки эффективности интегративной психотерапии, в частности, IPSATA (Integrative Psychotherapy Scale for Assessment of Therapist’s Activity, Žvelc G., 2010)».
В настоящее время существует множество интегративных моделей и методов психотерапии, количество которых ежегодно увеличивается. Вот только некоторые из них: российская мультимодальная психотерапия (В.В.Макаров, 2007), мультимодальная поведенческая терапия (А.А.Лазарус, 1976), дианализ (В.Ю.Завьялов, 2004), интегративная самоактуализирующаяся психотерапия (В. Н. Ядринкин, 2008), интегративный транзактный анализ Ричарда Эрскина (Moursund J., Erskine R.G., 2003), интегративная интеракционно- ролевая психотерапия (Э.Г. Эйдемиллер, 2008), аналитико- катартическая терапия Александрова-АКТА (Александров А.А.,2010) и др.
Интегративные процессы затрудняет, или даже делает невозможными, по мнению некоторых авторов (Исурина Г.Л.,2012), отсутствие общей (единой) психологической теории личности и различие в теоретических взглядах различных школ на терапевтические механизмы (факторы) психотерапии. То есть, с одной стороны, в настоящее время теоретические предпосылки для интеграции психотерапии в единое направление не сложились. Но, с другой стороны, по словам Г.Л. Исуриной (2012), «психотерапия - не наука, а практика применения психотерапевтических методов», с чем мы также согласны. Возможно, из этого следует, что пути интеграции следует искать не в теоретических спорах и дискуссиях, а в самой практике психотерапии.
Обращаясь к практической деятельности психотерапевтов, мы обнаруживаем востребованные в настоящее время интеграционные тенденции. Предлагаемая нами модель холистической психотерапии представляет собой не что иное, как описание эмпирически открытых на практике интеграционных векторов развития современной психотерапии.
Любой психотерапевтический процесс мы можем разделить на три составные части:
1.Неспецифические факторы психотерапии,
2. Специфические факторы психотерапии,
3. Конкретные психотерапевтические методики и техники.
Неспецифические факторы, которые мы выделяем, знакомы каждому практикующему психологу и психотерапевту. Вот некоторые, основные, по нашему мнению, из них:
1. Контакт - установление доверительного взаимодействия, внушение возможности изменений, «универсализация» клиентской проблематики,
2. Контракт - создание эффективного терапевтического альянса, распределение ответственности, определение «рамки» терапевтических отношений,
3. Запрос - интенция клиента, его мотивация на собственные изменения и устойчивый «маршрут» этих изменений в ходе психотерапевтического взаимодействия,
4. Эмпатическая нейтральность терапевта - способность осознавать эмоции, переживания клиента при сохранении собственной осознанности в отношении своих эмоций,
5. Помогающая активность терапевта.
Эти факторы терапии (контакт, контракт, эмпатическая нейтральность и другие) признаются и часто одинаково используются представителями различных психотерапевтических школ и направлений. Они являются с одной стороны, «интеграционным потенциалом» нашей профессии, а с другой, без них никакой психотерапии быть не может.
Отличия психотерапевтических систем обнаруживаются в специфических факторах, так как они являются теоретическими представлениями специалистов различных школ и направлений. Но так ли эти факторы отличаются в практике их применения?
Основным действующим фактором в холистической психотерапии нами признаётся Осознавание.
Термины «осознание» и «осознавание» часто используются в психотерапии, но понимаются они по-разному. Например, фраза «я осознаю свою проблему, но ничего не меняется с ней» говорит о том, что осознавание может истолковываться как некая «информированность», «осведомлённость», что говорит о непонимании сущности процесса Осознавания. Вероятно, целесообразно в психологическом языке отличать термины «Осознавание» и «осознание». Если «осознание» - это синоним понимания и знания о предмете, в том числе и открытое в ходе психотерапии, инсайта, например, то «Осознавание»- это целостный процесс, который включает кроме инсайта, также эмоциональные, катарсические переживания, позитивную динамику образов и телесную релаксацию.
Осознавание означает прямое и непосредственное восприятие окружающей внешней и внутренней действительности, в котором присутствуют ясность, доброжелательная заинтересованность и открытость новому опыту.
Осознавание действует прямо на субъективном уровне и достаточно быстро меняет внутреннее состояние клиента. Во внешнем мире приобретаемая в результате Осознавания ясность позволяет осознанно менять своё поведение и принимать необходимые решения.
Осознавание от нашего обычного сознания отличают большая глубина, широта, свобода и непредвзятость. Применяемые в холистической психотерапии методики Осознавания можно сравнить с освобождением от «иллюзий» и предубеждений в нашем восприятии и восстановлении целостности индивида.
Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта Осознавания одновременно, что делает его мостом между внешним и внутренним миром, сознательным и «бессознательным».
В своей практической деятельности, по аналогии с топической диагностикой неврологических расстройств, мы используем предложенный нами термин, неологизм - «топическая соматопсихологии», то есть представления о теле как о «контурной карте» души.
Ещё Аристотель, который, как известно, происходил из семьи потомственных лекарей, а также ассимилировал некоторые холистические идеи Гиппократа в своём трактате «О Душе» ввел термин энтелехия, систематизировал существовавшие тогда взгляды на природу психического, описал «части души», указал на единство, неделимость души и тела, неразрывную связь психического и физического начала в человеке. Энтелехия - это полная «действительность» тела, делающая его живым. («Душа есть суть тела, причина и цель всех его действий…»).
По прошествии почти двух с половиной тысяч лет, труды великого философа во многом определяют холистические взгляды современных специалистов по «исцелению души» на природу и структуру психического. Важность работы с телом неотделимого от души, с телесными феноменами в психотерапии проявляется в растущем интересе психотерапевтов, особенно тех, кто не имеет медицинского образования, к телесно-ориентированной терапии. На страничке Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров имени профессора В.А. Ананьева в соцсетях на вопрос - «какая тематика семинаров вас больше всего интересует?» большинство посетителей сайта отдали свои голоса за телесно-ориентированную психотерапию - более 20 % проголосовавших. Гениальный петербуржский психотерапевт Виктор Алексеевич Ананьев, чьим именем названа наша Гильдия, напутствуя своих начинающих коллег, говорил: «Не знаешь, что делать - работай с телом!». Практические разработки профессора Ананьева в области психологии здоровья, предложенный им «Цветок Потенциалов» личности, включающий интеллектуальный, эмоциональный, физический, духовный и другие аспекты, позволяют рассматривать человека как целостность и развивают идеи холизма, высказанные древними философами. В русском языке слова «исцеление» и «целостность» - однокоренные и в этом, на наш взгляд, кроется глубокий смысл: только обретя свою целостность, человек может исцелиться! По нашему мнению, это возможно только тогда, когда психотерапевт уделяет, в том числе, достаточное внимание телесным проявлениям клиента. По-настоящему целостной психотерапия может быть только тогда, когда она является, по - крайней мере, на четверть, телесно-ориентированной!
Действительно, «любая психотерапевтическая система уделяет внимание … … трем факторам: когнитивным, эмоциональным и поведенческим…. Вопрос только в удельном весе и в том, с чем мы работаем» (Исурина Г.Л., 2012). Все психотерапевтические методы на интрапсихическом уровне работают с когнитивным и эмоциональными факторами. Мы считаем целесообразным из практических соображений во время психотерапии разделять когнитивный фактор на «образы», считая их в основном «правополушарными» феноменами и «мысли» - «левополушарные» по своему происхождению, а также уделять равное внимание всем этим трём компонентам и «сигналам тела» клиента, его телесным ощущениям.
Мы предполагаем, что все многообразие психических процессов, относящихся как к внешнему, так и к внутреннему миру, с которыми мы встречаемся в психотерапии на практике можно описать в виде «Круга, или Сферы Осознавания», состоящего из четырех частей-квадрантов, или квадросфер: образы, эмоции, ощущения и мысли. Осознавание же, образно говоря, является «пятым элементом». Оно не относится не к одному из квадрантов в отдельности и поэтому является, можно сказать, «мета-фактором». Соприкосновение с этими четырьмя сферами психического в ходе холистической психотерапии позволяет включить саногенетические механизмы исцеления (обратиться к «Внутреннему Целителю») и проявить эмерджентные, присущие только целому (аристотельское «целое больше, чем сумма его частей») свойства-осознанности и гармонии.
Представления о четверичной структуре души встречаются с древних времён и у самых разных народов. Культуролог и психотерапевт Карл Юнг предложил свою четверицу-4 основные психические функции: ощущения, интуиция, чувства и мысли. Эти же элементы психического этнографы и культурологи (Хайке Овузу, 2006) обнаружили в, так называемых, Лечебных Колёсах североамериканских индейцев племени Навахо, которые они используют до сих пор в своих Хилинг (исцеляющих) церемониях. Холистические лечебные практики примитивных народов для нас интересны целостностью своего процесса. Они обращают «в удельном весе» исцеления равное внимание всем четырём компонентам: физическому (телу), эмоциональному (чувствам и эмоциям), духовному (образам) и когнитивному (мыслям). Проецируя лечебные практики индейцев через призму теорий о множественном интеллекте на современную психотерапевтическую практику, можно сказать, что целостная психотерапия включает в себя взаимодействие с четырьмя относительно самостоятельными интеллектами клиента: телесным, эмоциональным, образным и вербально - логическим.
Но не только обращение ко всем четырём интеллектам, Квадросферам психического делает психотерапию, по-нашему мнению, целостной. Важны также конкретные психотерапевтические техники. Отсутствие специфических методик и техник у какой-либо психотерапевтической системы приводит к неизбежному заимствованию техник у другой, часто теоретически отличной от первой психотерапевтической системы. Важную роль в развитие холистической психотерапии сыграли техники работы с образами телесных ощущений, предложенные в конце прошлого века известным отечественным целителем, признанным лучшим целителем 1998 года в России, специалистом в области массажа и мануальной терапии Евгением Иосифовичем Зуевым. Эти техники позволяют клиенту в обход своего сопротивления в сопровождении терапевта проникать в глубинные пласты «бессознательного» по его запросу. Данные техники формируют в процессе психотерапии очень важную, по-нашему мнению, ось: телесные «сигналы» – образы телесных ощущений. Часто работа с телом, с телесными ощущениями не дооценивается психотерапевтами, хотя психотерапевтическое взаимодействие по этой оси, наряду с осью: эмоции - мысли, делает психотерапию по-настоящему целостной. Обращение к образам телесных ощущений в психотерапии позволяет в гармонично короткие для каждого клиента сроки восстановить естественный процесс восприятия, от ощущений к целостному образу. Образы телесных ощущений являют собой «две первые ступени» «четырёхступенчатой ракеты познания» Артура Янга (1976): ощущения при встрече с объектом и проецируемый в сознание образ. Третьей и четвёртой ступенью этой «ракеты» будут являться личностный, эмоциональный ответ и «научное», вербально - логическое обоснование факта, соответственно. Предложенный этим современным норвежским учёным алгоритм познания полностью согласуется с психофизиологическими механизмами восприятия, развитием мышления и памяти в онтогенезе и находит своё воплощение в алгоритмах холистической психотерапии.
Четверичные представления о психическом, принятые в холистической психотерапии, позволяют отнести, по-нашему мнению, все существующие направления современной психотерапии по доле практического внимания к телесному, эмоциональному, когнитивному и образному, а также по отношению к «внутреннему» и «внешнему» к 7-ми основным психотерапевтическим системам: «когнитивно-ориентированные»-1) психодинамические, когнитивно - поведенческие и др., 2) поведенческие; «эмотивно-ориентированные»- гуманистические и др.; 3) «образно-ориентированные»- кататимно- имагативные, символдрама, расстановки в воображении; 4) «телесно-ориентированные» - классические телесно – ориентированные методы, танатотерапия и др.; 6) «холистические»- холистическая психотерапия, в значительной степени, гештальт-терапия, психодрама, системные расстановки, психокатализ и некоторые другие интегративные модели и методы;7) «конвергентные»- стремящиеся к интеграции методы и подходы.
Цель холистической психотерапии состоит в восстановлении естественного процесса восприятия. Осознавание сомато - психических процессов индивида позволяет достичь состояния гармонии и целостности, чему соответствует: на уровне тела – расслабление мышц с сохранением их здорового тонуса; на уровне души и ума – освобождение от негативных эмоциональных состояний и ограничивающих убеждений, присутствие свободных, легких и приятных образов тела с внутренним ощущением целостности, осознанности и доброжелательного принятия себя и окружающего мира.
В заключении хочется отметить, что каждый новый метод психотерапии возникает не на пустом месте, но на основе всего уже существующего на этот момент психотерапевтического опыта предшественников и через опыт психотерапевта-создателя метода. Это - эволюционный процесс и каждое направление вносит свой вклад в развитие современной психотерапии. Возникающие психотерапевтические методы, как бы наслаиваются, на предшествующие, «впитывая» всё самое «работающее» и «похожее на правду», образуя тем самым некий общий «психотерапевтический пирог». Для того, чтобы он стал по-настоящему «целостным и вкусным блюдом», а не представлял собой отдельные изолированные «слои с разной начинкой» психотерапия должна осознать саму себя как профессию!
Библиография:
1. Александров А.А. Аналитико- катартическая терапия: от теории к практике// Методическое пособие. -СПб: СЗМУ им. И.И. Мечникова, 2012.,
2. Аристотель, сочинение в 4-х томах, под ред. В.А. Асмуса, т.1, М., Мысль, 1976,
3. Винокур В.А. Интегративная психотерапия и «эффект бабочки» // Российский психотерапевтический журнал.-2012.-№1-2.-С.36,
4. Завьялов В.Ю., Макаров В.В., Макарова Г.А., Катков А.Л. Система полимодальности//Профессиональная психотерапевтическая газета. – 2006. – № 12. – С.4,
5. Завьялов В. Ю. Элементарный учебник дианализа. – Новосибирск: СО РАМН, 2004. – 416 с.,
6. Макаров В.В. Формирование профессионального сообщества в психотерапии и психологическом консультировании//Психотерапия. – 2008. – № 1 (61). – С.10-14,
7. Макаров В.В. Путь консолидации психотерапии в Российской Федерации// Психотерапия. – 2008. – № 9 (69). – С.9-15,
8. Мастерство психологического консультирования // Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2010. — 229 с.,
9. Ташлыков В.А. Модели интеграции в психотерапии// Российский психотерапевтический журнал.-2012.-№1-2.-С.25,
10. Хайке Овузу Символы индейцев Северной Америки.- Москва-Санкт-Петербург: «ДИЛЯ», 2006,
11. Эйдемиллер Э.Г. Проблемы интеграции в современной психотерапии: за и против // Российский психотерапевтический журнал.-2012.-№1-2.-С.2,
12. Gurman A., S., Messer, S., B. Essential psychotherapies: theory and practice. Guilford Press, 2003. – p. 580
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 495 | Нарушение авторских прав
|