АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Холистический подход в психотерапии соматоформных расстройств
Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется среди населения от 15 до 50%, а в общемедицинской практике — от 30 до 57% [11]. По объединенным данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе «психосоматиков» [5].
Существуют различные понятия, которые вкладываются в термин «психосоматические расстройства»[5]. Часто очень трудно доказать то, что психологические факторы могут быть причиной определенных соматических заболеваний. Вызывает также споры вопрос о том, какие конкретно соматические болезни имеют основания относиться к «психосоматическим». Противоречивость и разброс суждений исследователей объясняются, по-видимому, сложностью психосоматических и соматопсихических отношений, особенно в современный период [4,5].
В полной мере сложности классификации, диагностики и терапии относятся к соматоформным синдромам. Для них характерны псевдосоматические проявления, при отсутствии каких-либо очевидных взаимосвязей между психической и соматической сферами. В современных классификациях психические нарушения, проявляющиеся преимущественно псевдосоматическими симптомами выделены в специальную группу в разделе «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F 45 в МКБ-10)[5]. В настоящее время нет полного представления о механизмах, лежащих в основе соматизации психических нарушений[5].
Некоторые авторы развивают идеи Engel-основателя популярного 25 лет назад интегративного биопсихосоциального подхода[3] и, опираясь на более поздние исследования: BASIC — ID- Лазаруса [8], многоуровневая психосоциальная модель расстройств аффективного спектра-Холмогоровой [14], «Цветок Потенциалов» - В.А.Ананьева [1], предлагают свой синергетический подход, представленный четырьмя основными векторами предлагаемой биопсихосоциодуховной модели развития психосоматического заболевания: соматогенезом, психогенезом, социогенезом и ноогенезом[7].Принимая в целом данную интегративную модель, мы предлагаем уточнить сам термин («биопсихосоциодуховный»), который содержит в себе два греческих, один римский и один русский корень и ввести понятие - «соматоэтнотеопсихологический» подход, как модель целостного (холистического) взгляда на психосоматические расстройства.
Наша гипотеза «психосоматизации» заключается в следующем. На всех этапах пренатального и постнатального онтогенеза естественный, «данный природой», свободный процесс восприятия индивидуумом субъективной (внутренней) и окружающей (внешней) действительности может искажаться. Это происходит в ответ на действие различных соматоэтнотеопсихологических (СЭТП) факторов из-за того, что индивидуум в этот момент времени, по своим СЭТП причинам, не готов целостно и ясно воспринять и усвоить получаемый опыт. Сами по себе эти «вызовы», или, можно сказать, «уроки» в жизни человека не являются не плохими, ни хорошими, но связаны с потребностями и мотивами (желаниями, ценностями) конкретного индивидуума. Эти ситуации, образно говоря, являются некими «посланиями» и «задачами» для человека любого возраста. Часто такие «послания» мы получаем в детстве и от самых наших близких людей (родителей, или лиц их замещающих), поэтому они всегда заряжены энергией родительской любви. Называть подобные ситуации «детскими психотравмами» мы считаем не всегда обоснованным. Во-первых, они несут в себе очень важное родительское послание, требующее последующего «переваривания» и «присвоения» ребёнком, во-вторых, имеют кроме ограничивающих последствий ещё и эмоционально-энергетический потенциал для развития, и, в-третьих, подобная «стигмация» может приводить к вторичным заблуждениям и «покровным» эмоциям, к формированию чувства обиды на родителей, и/или вины перед ними. Неусвоенные «послания», нереализованные желания (потребности) непроизвольно запоминаются индивидуумом, искажая естественный психофизиологический процесс восприятия, который становится нецелостным (ахолистичным). Запоминание неусвоенных «посланий» происходит по тем же психофизиологическим механизмам, по тому же «маршруту», что и нормальный процесс восприятия: от ощущений к образу объекта, и далее, через эмоциональное отношение к пониманию объекта. На уровне телесных ощущений в ответ на «послание», которое оказалось «несвоевременным», посредством механизма мышечной памяти возникает локальное тоническое напряжения, формируются «мышечные блоки». Неосознанные и непроявленные эмоции по поводу этого события могут проецироваться на эти зоны мышечного напряжения, формируя на уровне подкорки и сегментарного аппарата ЦНС патологический круг возбуждения, удерживающий как сами «мышечные блоки», так и связанные с ними «негативные» эмоции. Одновременно возникают, но не осознаются, ограничивающие, патологические образы, связанные с «несвоевременным посланием» и соответствующие этой ситуации заблуждения, опасения, различные ограничивающие мысли. Надо сказать, что подобная реакция возможна лишь у взрослого человека, а у ребёнка она проявляется в редуцированном виде, вплоть до «телесного» уровня. В дальнейшем осознанное восприятие индивидуума по данному, или схожим поводам вызывает парциальное, или тотальное затруднение и актуализирует соматические и психические проявления, хранящиеся в различных видах памяти. Таким образом, у человека формируется локальная неосознанность («скотома неосознанности») по поводу конкретной жизненной ситуации («вызова»). «Скотома неосознанности» проявляется в четырёх психофизиологических «квадросферах»: в сфере вегетативно-висцеральных и двигательных реакций, в эмоционально - волевой сфере, в сферах образного и вербально - логического мышления. К аналогичным выводам приходят и другие исследователи. Так, Г. Каплан, Б. Сэдок [6] указывают, что повторные воспоминания психотравмирующих ситуаций включают образы, мысли, аффективные состояния и ощущения, которые воссоздают патологические телесные перцепции, пережитые пациентом в перенесенной им стрессовой ситуации. Сходные уровни психического отражения обнаруживаются в психике пациента с соматическим заболеванием[10]: 1-й уровень – ощущений (чувственный), отрицательные перцептивные переживания; 2-й уровень – эмоциональный, аффективные реакции на симптомы, заболевание в целом и его последствия; 3-й уровень – интеллектуальный, представления и знания больного о своем заболевании, его тяжести, причинах и возможных последствиях; 4-й уровень – мотивационный, изменения поведения и образа жизни в условиях болезни, деятельность по восстановлению здоровья. В дальнейшем, по нашему мнению, взаимодействие СЭТП качеств «почвы» индивидуума и внешних СЭТП факторов «среды» запускают механизмы патогенеза расстройств и заболеваний с различным преобладанием и разной очередностью проявлений неразрывно связанных между собой «соматического» и «психического» компонентов. Выраженность и направленность данных компонентов зависит от СЭТП качеств «почвы» индивидуума, от силы и продолжительности действия, или бездействия (депривации) СЭТП факторов «среды». Независимо от выраженности и последовательности проявлений расстройства, нарушается единство душевного и физического, блокируется гармоничное, целостное психосоматическое функционирование индивидуума, возникают психосоматические (ахолистические) расстройства.
В лечении психосоматических (ахолистических) расстройств, на наш взгляд, необходим целостный медико-психологический подход, учитывающий всё многообразие причин, приводящих к тем, или иным ахолистическим расстройствам. Среди существующего в настоящее время многообразия методов, позволяющих помогать пациенту целостно (интегративно) особое место занимают методики и техники холистической психотерапии [13]. Одной из таких техник холистической психотерапии, которую мы успешно применяем в терапии соматоформных расстройств, является техника «Четырёх стульев». Мы исходим из того, что соматизация психического расстройства, в данном случае соматоформного расстройства, происходит, как уже было указано выше, по механизму формирования «слепого пятна» - «скотомы неосознанности» в проблемной зоне. Целью холистической терапии будет повышение осознанности в зоне «слепого пятна», принятие пациентом ситуации, интеграция личного опыта и восстановление целостного восприятия пациентом «психотрамирующей» (проблемной) ситуации, на которую символически указывал симптом соматоформного расстройства.
Сама техника заключается в следующем: пациенту предлагается описать соматический симптом в виде образа телесного ощущения (ответить на вопрос - на что похоже ощущение?), определить к нему своё отношение, выразить эмоцию и, наконец, самостоятельно интерпретировать обнаруженный символ, заключённый в образе телесного ощущения. Возникающее в ходе терапии Осознавание [12] не только помогает пациенту освободиться от симптома, но и открывает неосознаваемые ранее причины возникновения соматоформного расстройства. В ходе психотерапевтической сессии пациент, по просьбе психотерапевта пересаживается поочередно на каждый из четырёх стоящих друг напротив стульев, в том момент, когда внимание его последовательно направлено, соответственно, на: ощущения (симптомы соматоформного расстройства), образы телесных ощущений, эмоции и мысли.
Пример из практики. Пациент А., 49 лет. Жалобы на боли при ходьбе и субъективное ощущение припухлости в области левого колена, возникшие без видимых внешних физических причин, на фоне конфликтной ситуации (развода) в семье. Данные объективного обследования - без патологии. При осмотре: видимых признаков отёка и воспаления нет. При пальпации области вокруг надколенника - лёгкая болезненность. Движения в коленном суставе не нарушены.
Пациент описал свои ощущения похожими на «старую грязную повязку». На вопрос психотерапевта: «когда появилась эта повязка?», пациент ответил, что «она появилась в пионерском лагере, когда ему было 13 лет, поранил колено (упал)». Пациент также вспомнил, в тот самый период у него впервые возникли отношения с девушкой, которые вскоре «себя исчерпали», но он не решался расстаться с ней, «боялся уйти», «разорвать возникшую связь». Пациент неожиданно для себя заметил схожесть ситуации, о которой он вспомнил в ходе сессии (до этого он её никогда ранее не вспоминал) и сегодняшнего его «ухода» из семьи и сделал вывод, что надо «уходить, когда отношения себя исчерпали». Образ «старой повязки» «растворился», боль и ощущения припухлости прошли, появилось «ощущение свободы и расслабленности» в коленном суставе, которая сохранялась несколько дней. Катамнез-2 года боли не беспокоят. В данном случае, боль в левом колене, с точки зрения топической соматопсихологии [12, 13] символизировала страх перемен в отношениях с женщинами (женой).
Холистический подход в психотерапии соматоформных расстройств помогает преодолеть существующую разобщенность «медицинских» и «психологических» парадигм в терапии психосоматических (ахолистических) расстройств, отказаться от анализа, как основного метода в медицине[5] и достичь целостного (холистического) научного взгляда на человека.
Литература
1. Ананьев В. А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006,
2. Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии (клинико-психологический аспект). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.03.2013),
3. Боре-Каррио Ф., Сачмен Л., Эпстайн Р. М. Биопсихосоциальная модель 25 лет спустя (электронный ресурс). URL:http://www.strana-oz.ru/?numid=29&article=1236 (дата обращения 15.03.2013),
4. Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. Об органическом и функциональном в клинике психосоматических расстройств. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова. Т. 27. 2010,
5. Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 2. С. 30-33,
6. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 602 с.,
7. Кулаков С. А. Биопсихосоциодуховная и синергетическая модель развития онкологического заболевания: системный подход // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100,
8. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001,
9. Международная классификация болезней. (10 –й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике. Россия. Санкт- Петербург. "Адис",1994,
10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. – 168 с.,
11. Основы психосоматической медицины / Пол ред. У.В. Лебедевой, Н.Г. Незнанова, Л.И. Вассермана. – СПб: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2008,
12. Старостин О.А. Осознавание с опорой на тело как основной действующий фактор в холистической психотерапии и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств // «Психологические, естественно - научные и философские проблемы современного общества» 27 декабря 2012 / Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: МИЭП, 2012. С.79-83,
13. Старостин О.А. Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии // Психотерапия.№2(122).2013.С.23-26,
14. Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 504 | Нарушение авторских прав
|