АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
Гештальттерапия в настоящее время - одно из самых динамично развивающихся и эффективных направлений психотерапии. Она может быть представлена как синтез идей экзистенциализма, гештальтпсихологии, психоанализа и телесной терапии, но по сути она представляет собой совершенно самостоятельную и целостную систему идей и практических методов, завоевавшую в мире много сторонников. Она имеет тесные связи с системой социальной работы.
Основные идеи
Считается, что основатель гештальттерапии Фредерик Перлз (1893-1970) внес больше нового в психотерапевтическую практику, чем в теорию личности, он называл всякое теоретизирование "слоновьим дерьмом" превыше всего ставя непосредственное чувствование и переживание актуального опыта. Однако это уже является определенной теоретической позицией (экзистенциальной), как и ряд других принципов, выдвинутых им относительно целей и процесса психотерапии. Выделяются 4 главных принципа гештальттерапии:
1. принцип целостности и фигуративности;
2. принцип расширения осознания;
3. принцип сосредоточенности на настоящем (или «здесь и теперь»);
4. принцип работы с противоположностями.
1. Принцип целостности и фигуративности (или гештальта) был взят из традиции немецкой гештальтпсихологии. Он имеет ряд важных аспектов. Во-первых, гештальт (или образ) не сводится к сумме своих частей, это некоторая целостность и фигура существующая на определенном фоне или внутри некоторого контекста. Если, например, нарисовать несколько отдельных точек на листе бумаги определенным образом, то практически каждый наблюдатель скажет, что мы нарисовали круг, хотя круга как такового на рисунке нет. «Круг» в данном случае будет дополнительным свойством, проистекшим из объединения элементов в целое психикой индивида.
Пояснить принцип гештальта можно с помощью картинки, представленной на рис. 3. Если перевернуть книжку на 180° - гештальт, возникающий в восприятии наблюдателя будет совершенно другим, чем при ее обычном положении (то есть наблюдаемый гештальт может зависеть от исходной точки зрения!). В каждом случае детали картинки обретают разный смысл в зависимости от того, в какой гештальт они включены, то есть целое диктует смысл частей, а не наоборот! Этот пример содержит в себе и другой урок: терапевт очень часто «переворачивает» восприятие клиентом некоторой ситуации и показывает ему новые гештальты, которые тот ранее не воспринимал.
Рис.3
Проблемная ситуация клиента представляет собой целостность и поэтому бессмысленно работать с одним каким-то качеством или одной его частью, исключив все прочие и не учитывая контекст, внутри которого это качество проявляется. То, что мы считаем дефектом или недостатком, может играть чрезвычайно важную приспособительную роль в контексте жизни клиента. Фактически только сам клиент может выстроить новый более позитивный с его точки зрения гештальт своей жизни. Поэтому гештальттерапевт стремится к тому, чтобы воспроизвести или смоделировать проблемный гештальт в «лабораторных» условиях и менять целое, а не какой-либо его отдельный элемент. Например, если бороться с симптомом (например с алкоголизмом) вне того проблемного гештальта элементом которого он является, то симптом будет вновь и вновь восстанавливаться, что и происходит при стандартном лечении.
Второе следствие этого же принципа состоит в том, что всякая человеческая проблема с позиций гештальттеории является незаконченным гештальтом, который, в силу закона организации гештальта, стремится к завершенности, но в силу того, что по тем или иным причинам завершения не происходит, данный болезненный гештальт воспроизводится в жизни субъекта вновь и вновь. Задача психотерапии - воспроизвести этот гештальт здесь и теперь и завершить его, что и будет решением проблемы.
Другое следствие - закон фигуры и фона. Любой гештальт существует на определенном фоне и для того, чтобы быть заметным, должен выделиться из фона. Каждая потребность проходит цикл зарождения из фона, развития до максимума и ухода в фон (рис.4).
Сначала возникает некоторое недостаточно определенное ощущение, по мере нарастания его интенсивности происходит осознание потребности, после чего индивид совершает поиск объекта, который мог бы удовлетворить его потребность, далее осуществляются действия по достижению этого объекта, после чего индивид вступает в контакт с объектом. При достижении полного контакта исчезает граница между субъектом и объектом (субъект и объект сливаются в одно целое), потребность удовлетворяется, постепенно контакт прекращается, организм ассимилирует полученное из окружающей среды, потребность постепенно уменьшается, остается некоторое постощущение удовлетворенности (послевкусие), и наконец, потребность полностью уходит в фон, освобождая место для проявления следующей.
Полный
контакт
Контакт Завершение
контакта
Осознание Усвоение
Ощущение Постощущение
Фон
Рис.4.
Мы можем, если необходимо прервать развитие этого гештальта, но проблема имеет место в том случае, если тот или иной гештальт постоянно не может завершиться.
Другой важнейший принцип гештальттерапии - принцип расширения сознавания. Обычно клиент способен видеть проблемную ситуацию только с одной точки зрения, важнейшая задача терапевта состоит в том, чтобы расширять спектр точек зрения клиента, дать ему возможность увидеть свою проблему в ином свете, чтобы он обрел новый взгляд на вещи. Этого нельзя достичь путем навязывания своей точки зрения, но можно способствовать этому, например, изменив позицию клиента, с которой он рассматривает свою проблемную ситуацию.
Поэтому клиенту часто предлагают исполнить чью-то чужую роль, поговорить от имени других людей, участвующих в проблемной ситуации. Иногда для этого пользуются приемом обращения фигуры и фона. Например, клиент может не осознавать выражение лица (фон), которое может противоречить смыслу им же произносимых слов (фигура), тогда терапевт обратит его внимание на эту сторону диалога: "Вы замечаете, что вы улыбаетесь?" В этом случае выражение лица станет фигурой, а слова фоном, что может прояснить для клиента неосознаваемое им отношение к обсуждаемой теме.
Пример.
Однажды на семинаре для педагогов, проходивших повышение квалификации, одна женщина средних лет заявила, что у нее проблема - она хочет развестись с мужем, но что-то ее удерживает. Для прояснения ее позиции пришлось использовать несколько пустых стульев. Она садилась по очереди на каждый из них и говорила о своем предполагаемом разводе с точки зрения себя, мужа, детей, родственников, социального окружения и т.д. Со всех точек зрения получалось, что ей просто необходимо развестись и это хорошо. Она окончательно убедилась в правильности своего намерения и я предложил ей снова сесть на свой стул и окончательно заявить мужу, что она с ним разводится. Она начала свою речь и вдруг осеклась...
«Что-то случилось?» - спросил я.
- Я увидела добрые глаза моего мужа, почувствовала его теплые руки и поняла, что я без этого жить не могу... Я ни за что не разведусь!
Она закончила сеанс с этим твердым намерением и отказалась как-то еще изучать эту ситуацию.
Третий (пожалуй центральный) принцип гештальттерапии - сосредоточенность на настоящем (или «здесь и теперь»). Терапевт должен все время приводить сознание клиента к тому, что происходит с ним "здесь и теперь", препятствуя попыткам последнего уйти в воспоминания, объяснения или мечты о будущем. Проблема воссоздается здесь и теперь, чувства клиент испытывает здесь и теперь. Здесь и теперь он должен найти решение проблемы, только тогда оно будет эффективно и потом. Это не означает, что человек не должен анализировать прошлое и заботится о будущем, но для достижения терапевтического результата он должен переживать проблему прямо сейчас, даже если она касается событий прошлого или планирования будущего.
Этот принцип может быть противопоставлен принципам психоанализа. Ведь сколько не анализируй прошлое клиента, ничего не изменится, пока гештальт не будет завершен, а завершиться он может только прямо теперь с помощью какого-либо действия или переживания. Гештальт может быть завершен даже без всякого анализа и осознания, поэтому гештальттерапия в противоположность психоанализу принципиально не использует интерпретации.
Этот принцип был распространен и на весь стиль жизни личности. «Гештальтистский» образ жизни может быть выражен тремя утверждениями:
1. жить здесь и теперь;
2. жить с максимальным осознанием;
3. быть самим собой.
Пример (цзен-буддийстская притча).
За человеком погнался тигр. Он побежал от него и свалился в пропасть, зацепился за какой-то корень, торчащий из склона горы, и повис на нем. Взглянув вниз он увидел, что внизу его поджидает другой тигр. Тут из норки, рядом с корнем, выбежала маленькая мышка и стала подгрызать корень. Когда осталось совсем немного, чтобы корень оборвался, человек вдруг увидел, растущую на склоне прямо перед его лицом, маленькую земляничку. Он сорвал ее и съел.
На этом притча кончается и обычно не дается никакой ее интерпретации. Однако ее символика имеет очень важный смысл. Легко понять, что первый тигр - это прошлое, от которого человек в ужасе убегает, второй тигр - это будущее, которого человек всегда страшится. Корень - это корень жизни, а маленькая мышка - неумолимое время. А вот маленькая земляничка - это мгновение настоящего, и когда человек съел ее он попал в настоящий момент времени и обрел просветление. Потому что в настоящем нет ни прошлого, ни будущего, а значит нет никаких страхов и страданий, есть только прекрасное настоящее, которое может длиться вечно. Только в настоящем мы подлинно свободны и можем проявлять свое истинное Я.
Следующий принцип - работа с противоположностями. Мы обычно организуем свое восприятие мира через противоположности: "плохо-хорошо", "добро-зло", "нападающий-защищающийся", "мы-они" и т. д. Гештальттерапия использует противоположности, чтобы показать относительность этих оценок и преодолеть амбивалентность наших чувств. Проблема всегда связана с амбивалентностью: человек одновременно кого-то любит и его же ненавидит, счастлив и одновременно расстроен, когда заканчивает значительное дело, благодарен за помощь и одновременно унижен этой помощью и т. п. В том, что не нравится всегда есть и положительные стороны, отталкиваясь от плохого можно найти то, что на самом деле нужно. Клиенту помогают выбрать из двух тянущих в разные стороны противоположностей или найти что-то третье, лежащее "по ту сторону", что позволяет решить проблему и выйти из амбивалентного состояния.
Во многих случаях эти противоположности обуславливают существование друг друга, но индивидуум обычно осознает только один полюс, на котором он психологически находится. Так человек, испытывающий унижение не осознает своей гордости, которая может быть невероятно раздута. Человек ощущающий себя беспомощным не осознает своей ярости, которая может вдруг прорваться из глубины души и захлестнуть его полностью. Ф.Перлз говорил, например, что все убийства происходят от беспомощности.
Одна из постоянно встречаемых в практике пар противоположностей, с которой проводится такая работа, это так называемые «собака-сверху» и «собака-снизу» (термины Ф.Перлза). «Собака-сверху» требует, критикует, стыдит, обвиняет и т.д. «собаку-снизу», та же оправдывается, жалуется, находит причины, чтобы не делать, то что необходимо и в конечном итоге всегда побеждает. Для того, чтобы нейтрализовать эти противоположности человеку предлагается познакомить их друг с другом, говоря по очереди с позиций каждой из них. В результате их позиции сближаются и индивидуум переходит в нормальное нейтральное состояние.
Противоположности не только обуславливают существование друг друга, но и сменяют друг друга во времени. То, что представлялось плохим вдруг оказывается хорошим и полезным.
Пример.
В одной китайской древне жил счастливый крестьянин - у него была лошадь, а у других крестьян ее не было. Но однажды лошадь убежала..., и он стал самым несчастным крестьянином в деревне. Но потом лошадь вернулась и привела с собой дикую лошадь. Крестьянин снова стал счастливым. Но его единственный сын стал объезжать дикую лошадь, упал и сломал себе ногу. Крестьянин снова стал несчастен: зачем ему две лошади, если единственный сын - калека! Но потом в Поднебесной (так назывался Китай) объявили набор солдат на войну и всех парней из деревни забрали, а его сын остался с ним. Крестьянин снова стал счастливым. И так далее...
Иногда работа с противоположностями приводит к проблеме выбора между несовместимыми, но равно желательными решениями. Клиент должен пойти на риск, поскольку каждый выбор является рискованным и принять ответственность за выбор на себя. Отказ от выбора на самом деле также является выбором, но в пользу тупика.
Пример.
Перлз рассказывал о том, что во времена фашизма в Германии, четырем психоаналитикам, в том числе ему, предложили место в Южной Африке. Трое спросили о гарантиях и остались, а он рискнул. Эти трое погибли в концлагерях, а он выжил.
Выбор всегда делается экзистенциально, человек участвует в нем как целостное существо, выбор не поддается простому «вычислению».
Пример.
Чарльз Дарвин выбирал: поехать ли ему на корабле Бигль в кругосветное путешествие или женится. Он сложил все плюсы и минусы за тот и другой вариант на двух листках. Оказалось, что гораздо больше плюсов и меньше минусов за то, чтобы женится. И он поехал на корабле Бигль...
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 586 | Нарушение авторских прав
|