Награждение очень селективно, оно ведет прямо к цели, показывает как надо.
Пример.
В свое время, пользуясь этим методом я быстро обучил своего сына 2,5 лет собирать мозаику (пазлы) по заданной картинке. Он конечно не знал как за это взяться и боялся неудачи. Я посадил его к себе на колени, собрал при нем половину картинки, затем взял кусочек, подвел его к правильному месту и сделал вид, что не знаю, куда его положить: «Куда же его деть? Куда же?» «Вот сюда». - подсказал он. «Молодец! А я то не знал.» Следующий кусочек так же и т.д. Каждый раз - щедрая похвала. Так продолжалось несколько дней, затем посредине работы я говорю: «Извини, у меня дела, я скоро приду». Смотрю - сидит собирает целый час самостоятельно, раньше столько и не заставишь высидеть ни за каким занятием. Все собрал сам. Тогда еще более щедрая похвала. С тех пор с этим делом не было никаких проблем: новые картинки собирались моментально и это стало увлечением на несколько лет. Другие ребята не знали как подступиться к этой задаче и в 5 и даже в 7 лет.
Известен опыт применения так называемых жетонов Скиннера в тюрьмах и в психиатрических лечебницах. Эти жетоны выдавались заключенным или больным за одобряемое поведение. Потом они обменивались на желательные для субъекта ценности (сигареты, билеты в кино, краткий отпуск и т.д.). Эксперименты показали весьма существенное изменение поведения и у тех и других в лучшую сторону.
На принципах выработки необходимых навыков и награждении построено и программированное обучение по Б.Ф. Скиннеру. Суть этого метода состоит в том, что весь объем учебного материала, который должен быть усвоен, делится на мелкие порции, каждую из которых легко понять, после «порции» знаний идут проверочные упражнения, включающие систему подсказок (предлагается выбор из нескольких вариантов ответов). После решения задач можно переходить к следующей порции знаний. Обучаемый всегда получает положительное подкрепление, поскольку легко усваивает порцию знаний и справляется с заданиями, нет возможности, что он будет решать задачу, не соответствующую его уровню знаний. Каждый может идти в своем темпе, если необходимо, можно легко вернуться к непонятому материалу. Особенно эффективно такое обучение благодаря использованию компьютера, скорость обучения возрастает порой в 10 раз.
Традиционная система обучения во многих школах также сейчас основывается только на системе наград и поощрений, что приводит к повышению успеваемости и к удивительному рвению учеников.
Кроме награждения и наказания существуют и другие формы управления поведением (см. Прайор К. Не рычите на собаку! -М., 1995), например, отрицательное подкрепление. Это неприятное воздействие на индивидуума, но в отличие от наказания, оно не наносит ему серьезного ущерба, происходит в момент совершения нежелательного действия, субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а главное, этого воздействия можно избежать, изменив свое поведение. Например, если студенты шумят во время семинара, можно громко звонить в колокольчик до тех пор, пока они не замолчат, но как только их поведение изменится, воздействие тоже должно прекратиться.
Терапия
Бихевиоральный психотерапевтне занимается внутренними состояниями или историей клиента, онзанимается актуальным поведением. Для него симптом и есть болезнь, а не проявление лежащей за ним болезни. Он предлагает клиенту не угрожающую, безопасную аудиторию, клиент может выразить ранее невыраженное поведение - плач, враждебность, сексуальные фантазии и т. д., не испытывая давления или осуждения. Однако, терапевт не заинтересован в поощрении этого выражения. Он занимается обучением, то есть наработкой и поощрением способов поведения, которые эффективно противостоят тем способам, которые необходимо исключить -неудобным или неправильным. Например, он может учить прогрессивной релаксации, чтобы справиться со специфическими реакциями тревожности, или воспитывает в клиенте уверенное поведение, чтобы противостоять застенчивости. Можно сказать так; бихевиоральная терапия стремится помочь людям стать способными реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.
Групповая поведенческая терапия
Кроме Скиннера есть множество выдающихся ученых бихевиористов. внесших свой вклад как в научную теорию, так и в практику психотерапии, дать достаточно полный обзор их идей, слишком объемная задача. Но для современного психолога важно иметь представление о весьма распространенной модели групповой бихевиоральной терапии. Эта модель получила название групп тренинга умений. Это скорее запрограммированные курсы обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются как учащиеся, желающие приобрестиумения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.
К видам жизненных умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решении, родительские функции, коммуникативныеумения (тренинг общения), тренинг уверенности в себе и т.д.
В группах клиентов с тяжелыми нарушениями тренинг умений может касаться развития элементарных навыков, таких, например, как есть суп не проливая. В группах здоровых людей ставятся более сложные цели.
Акцент всегда делается на обучении. Например, в группе, занимающейся терапией взаимоотношений, члены группы обучаются выражать свои эмоции не возбуждая защитных или враждебных чувств в других. Показываются и отрабатываются четыре вида поведенческих умений: выражение межличностных чувств (то есть осознание своих чувств и их адекватная передача), умение правильно воспринимать партнера и его желания; умение давать эмпатический ответ (полное понимание и передача этого понимания партнеру), умение переключаться с одного вида действий на другой (адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу и обратно),умение эффективно обучать своих партнеров вышеупомянутым умениям (сотрудничество) [2 ].
Другой вид тренинга умений называется структурированно обучающей терапией и применяется для развития социальных умений, умения планировать иумения предупреждать причины возникновения стресса. Он включает использование таких базовых средств, как. например, моделирование и прогнозирование ролей, осуществление обратной связи и перенос приобретенных умений в реальную группу.
Однимизсамых распространенных тренингов умений является тренинг уверенности в себе. Следуя бихевиористской концепции, уверенность не рассматривается как некоторое психологическое состояние, но как характерный набор умений, которые свойственны уверенному человеку. В этот набор входят следующие поведенческие умения:
- умение определить и выразить свои чувства;
- умение говорить о себе;
-умение начать разговор при встрече;
- умение давать и принимать искренние комплименты;
-умение адекватно использовать мимику лица в разговоре;
- умение корректно выражать несогласие;
- умение просить разъяснений;
- умение обратиться с просьбой;
- умение сказать "нет", не чувствуясебя виноватым;
- умениебытьнастойчивым;
- умение говорить о своих разумных правах и настаивать наих реализации.
Это основные умения уверенного человека, но в принципе список может быть продолжен. Так же составляются списки основных (или разумных) прав, которые поддерживают уверенное поведение индивида:
- право быть одному;
- право бытьнезависимым;
- право на успех;
- право быть выслушанным и принятым всерьез;
- право получать то, за что платишь;
- право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
- право просить то, чего хочешь;
- право делать ошибки и быть ответственнымзаних;
- право быть настойчивым.
Прежде всего клиентам объясняется разница между неуверенным, агрессивным и уверенным поведением, также выделяется поведение называемое косвенной агрессией (или манипуляция). Например, неуверенное поведение выражается прежде всего в том, что внешнее (то, что говорится) не совпадает с внутренним (тем, что человек чувствует), то есть человек говорит «да», когда чувствует «нет». Агрессор всегда начинает фразу со слов: «А ты..., А Вы...». Например: «Что Вы себе позволяете!?», «Где Вы были с 8 до 11?..» Уверенный человек начинает фразу с «Я» («Я думаю...», «Мне не нравится...»), то что говорится совпадает с тем, что человек чувствует. Косвенный агрессор говорит так, что создается впечатление, что он думает не совсем то, что говорит, а говорит не совсем то, что думает.
Неуверенный человек позволяет другим принимать решения за себя, агрессор, напротив, принимает решения за других и они об этом знают, уверенный человек принимает решения за себя и позволяет другим принимать свои решения, косвенный агрессор принимает решения за других, но они об этом не знают.
Неуверенный человек считает, что он «не о-кей», а другие в порядке. Агрессор считает, что он «о-кей», а вот другие нет, уверенный человек считает, что он «о-кей» и другие «о-кей», не то что все люди без недостатков, но мы нормальные и как-нибудь притремся. Косвенный агрессор говорит другому, что тот «о-кей», но в душе так не думает и своими действиями так или иначе унижает его.
Неуверенный человек действует в ответ, не проявляя самостоятельности, агрессор действует необдуманно и безответственно, взваливая ответственность на других, так же действует и косвенный агрессор, но прежде всего избегая ответственности, уверенный человек действует самостоятельно, исходя из чувства ответственности.
После дискуссии по этим вопросам сучастниками проводится ряд поведенческих упражнений, развивающих умения, соответствующие уверенному поведению: активное наблюдение, умение делать комплементы, выражать свои чувства, инициировать разговор, останавливать самокритику и т.д. Клиенты обучаются реализовывать и отстаивать свои права. Их учат, как формировать позитивный образ своего "Я", как написать для себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации и как следовать ему и т.д. С ними проигрываются конкретные жизненные ситуации, в которых клиенты ведут себя неуверенно, и им помогают найти конкретные формы уверенного поведения и закрепить их. Следуя принципам бихевиоризма, ведущий группы никогда не наказывает и не критикует обучаемых, но щедро подкрепляет похвалами каждое правильное действие, каждый, даже маленький, успех.
Пример.
На семинаре, проводившемся в России одним американским психологом, молодая женщина выдвинула на обсуждение проблему: она не могла вести себя уверенно с начальником, который постоянно заставлял ее выполнять внеурочную работу. Психолог предложила разыграть в группе ситуацию их разговора.
Как и в реальной ситуации (члены группы по очереди исполняли ту и другую роль) разговор между «начальником» и «сотрудницей» приводил либо к конфликту, либо к покорному согласию «сотрудницы» выполнять лишнюю работу. Ситуация стала казаться тупиковой, пока один из участников семинара, исполняя роль «сотрудницы» не предложил неожиданный вариант: Во-первых, он выразил уважение к просьбе начальника и подчеркнул свою готовность помочь «родному отделу» в трудный момент, но при этом вежливо попросил дать ему за это день отгула на следующей неделе, мотивируя это важными семейными делами.
«Начальник» просто не нашелся, что сказать он вынужден был пойти навстречу «сотруднице». Руководитель семинара, не дожидаясь развития событий тут же захлопала в ладоши и искренне наградила автора идеи похвалами (как и положено в бихевиористской терапии): «отличное решение: «фифти-фифти - никто не выиграл и никто не проиграл». Надо добавить, что я много раз убеждался в практике жизни, что данная стратегия решения конфликта отлично срабатывает.
Для решения конфликтных ситуаций, клиентов обучают формированию сценария уверенного поведения, который включает в себя (в самом простом случае) четыре пункта (или линии):
1. Факты;
2. Чувства;
3. Пожелание;
4. Награда.
То есть в конфликтной ситуации, чтобы разрешить ее уверенным образом, необходимо изложить конкретные факты, не искажая их, рассказать о своих чувствах, испытываемых по этому поводу, высказать свое конкретное пожелание к партнеру, о том какого поведения вы от него ждете, предусмотреть награду для него, если он проявит желаемое вами поведение. Эта стратегия действительно ведет к решению большинства конфликтных ситуаций.
К сожалению, в большинстве случаев, вместо изложения фактов, люди выдвигают кучу обвинений, вместо рассказа о чувствах, обрушивают на партнера свой гнев, пожелание, если и высказывается, то в такой форме, что его невозможно выполнить, вместо награды применяется наказание. В результате всего этого конфликт не решается, а только обостряется.
Также может тренироваться способность противостоять манипулятивному поведению партнера (см. например «метод заезженной пластинки»[2 ].)
Обобщая, можно сказать, что через развитие способности действовать уверенно группы тренинга умений ведут к большей свободе и самостоятельности человека, умению справляться с трудными ситуациями.
Вопросы для контроля
1. Какие основные постулаты бихевиоризма Вам известны?
2. Что такое оперантное обуславливание?
3. Почему награждение обучает лучше,чем наказание?
4. В чем суть тренинга умений?
5. Какими умениями и правами должен обладать уверенный в себе человек?
6. Какие пункты включает в себя сценарий уверенного поведения в конфликтной ситуации?
Литературные источники:
1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - С.-Пб., 2000.
2. Прайор К. Не рычите на собаку. - М., 1995.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия, - М., 1990.
4. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С.- П., 1997.
ПСИХОДРАМА
Можно сказать, что психодрама выросла независимо от других направлений психотерапии, существенным образом повлияла на их развитие, многие техники созданные в рамках психодрамы используются самыми разными течениями терапии, в особенности так называемая «ролевая игра». Психодрама является первым методом групповой терапии. В ней драматическое искусство отражает актуальные проблемы клиента и они решаются через спонтанное и творческое поведение ее участников. Психодрама противопоставлялась пассивному психоанализу.
Создателем психодрамы был Якоб Леви Морено (1892 - 1974), являющийся также основателем социометрии и первым организатором социальных групп самопомощи.
Основные идеи.
Первичной идеей Морено было стремление к реализации творческого «Я» личности, для чего им был создан «спонтанный театр», в котором индивид не обязан следовать заученной роли, но имеет безграничные возможности самовыражения. Идея о том, что психодрама может быть лечебным методом возникла после того, как с помощью труппы театра Морено поставил на сцене историю конфликта одной из актрис со своим женихом. Этот опыт оказался очень успешным для этой пары и поучительным для остальных актеров.
Центральное место в психодраме занимает методика ролевой игры, которая состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении, но не как отрепетированное, искусственное и заранее подготовленное действие, а спонтанное и творческое, выражающее реальные отношения и эмоции исполнителя. Поэтому психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения, заданные жизненным сценарием личности.
Основа творчества по Морено это спонтанность, которая не тождественна хаосу, потому что предполагает адекватный ответ и новизну. Идеи возникают во время спонтанного действия, что может привести к творческому акту. Конечным продуктом творчества являются «культурные консервы», которые могут потреблять другие люди, но важнее всегда сохранять способность творчества, чем следовать закрепленным в «консервах» стереотипам.
Спонтанность соответствует гештальтпринципу «здесь и теперь» (см. гл. «Гештальттерапия»). На практике это означает, что проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. Психодрама дает возможность индивиду объективировать значительные события прошлого или фантазии о будущем и переработать их прямо сейчас.
Другое важнейшее понятие психодрамы обозначается словом «теле». Теле - это глубокий эмоциональный контакт, возникающий в группе, вчувствование людей друг в друга, когда они научаются как бы видеть мир глазами другого человека. Особенно этому способствует обмен ролями между членами группы, исполнение ролей двойников (см. ниже) и т.д.
В психодраме используется понятие катарсиса как эмоционального потрясения и очищения души (по Аристотелю), но катарсис испытывают не только зрители, а скорее даже сами актеры, поскольку они решают свою проблему и освобождаются от нее в ходе драматического действия. З. Фрейд счел катарсис вторичным по важности по сравнению с анализом и осознанием, но в психодраме катарсис более важен, чем анализ переживаний и действий. Психодраматическая ситуация способствует прежде всего полному эмоциональному освобождению.
Однако, конечным результатом психодраматического действия все-таки является инсайт, то есть переструктурирование восприятия проблемной ситуации, возникновение нового понимания, в результате которого проблема перестает быть проблемой, она мгновенно решается.
Терапия.
В психодраме руководитель группы (психотерапевт) называется режиссером, он управляет групповым занятием, организуя драматическое действие в соответствии с запросами членов группы, помогает членам группы изменить неудачные формы поведения, интерпретирует и комментирует поведение участников.
Тот член группы, с которым ведется работа на данном этапе занятия, называется протагонистом. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонист осуществляет сценическое действие, отражающее его жизненную проблему. Роль какого-либо значимого лица из жизни протагониста, называется «вспомогательным «Я»», ее может играть тот или иной участник группы. Задача вспомогательного «Я» не только сыграть ту роль, которую замышляет протагонист, чтобы осуществилось психодраматическое действие, но и сделать видимыми те аспекты взаимоотношений, которые тот не осознает, а также терапевтически направлять его к решению своих внутри- и межличностных конфликтов. Аудитория состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии.
Само психодраматическое занятие делится на три основные фазы: разминку, собственно психодраматическое действие и фазу последующего обсуждения или интеграции. Цель разминки - подготовить эмоциональную атмосферу в группе для искреннего вовлечения участников в психодраматическое действие, для пробуждения их творческой фантазии, преодоления тревожности и скованности. Для этого применяется то или иное разминочное упражнение, например, «волшебный магазин»: режиссер предлагает членам группы представить, что на сцене возник небольшой магазин, в котором можно приобрести какие-то прекрасные психологические качества (любовь, смелость, мудрость и т.д.), режиссер играет роль продавца. Например, «покупатель» может захотеть получить «уважение». «Продавец» спрашивает, сколько ему надо уважения, от кого и за что, что он будет с этим уважением делать и т.д. Потом он может попросить в качестве платы за уважение отдать свое стремление «быть маленьким». Постепенно тот или иной участник группы осознает необходимость решить некоторую проблему.
Участник, выбранный в качестве протагониста вместе с режиссером организуют конкретную сцену и определяют роли, «вспомогательных «Я»» протагонист обычно выбирает из группы сам. Например, протагонист может разыграть эпизод, в котором проявляются его конфликтные отношения с отцом. Вспомогательное «Я» может играть то «плохого» отца, то «хорошего», усиливая те или иные его качества, для лучшего понимания протагонистом своей проблемы. Представление может закончится, когда достигается катарсис и инсайт, или когда становится ясным, что в данной сессии успеха не будет.
Пример. (из книги К.Рудестам «Групповая психотерапия» - М., 1993, стр.195-196).
Следующий диалог между мужем и женой демонстрирует гордость мужа по поводу недавней высокой оценки его работы начальством и обиду жены, причиной которой является все большее отдаление мужа от нее и его уход в профессиональную деятельность. При этом жена играет роль мужа, что необходимо для ее лучшего понимания последнего, а он -роль жены.
Мэри (играя роль Джона): Это верно. На работе меня ценят довольно высоко.
Режиссер: Джон, а чем ты там занимаешься?
Мэри: Ну, я получаю самые большие комиссионные. Я знаю, как надо торговать. Мне удается продавать товар по самой высокой цене, и босс считает меня великим торговцем. (Мэри смеется.) Дома же все обстоит по -другому!
Режиссер: Что именно по-другому, Джон? Может ты хочешь что-то сказать Мэри по этому поводу прямо здесь?
Мэри: Ну, Мэри, создается впечатление, что ты даже не можешь подумать, что я могу поступать правильно. (Мэри все еще смущенно улыбается.)
Режиссер: А теперь, Мэри, что ты можешь сказать в ответ на это?
Джон (играя роль Мэри): Ну, ты только и думаешь, что о работе. Тебя нет дома почти все время. Мне надо устроиться работать твоей секретаршей, чтобы я смогла видеть тебя время от времени. (Джон тоже улыбается, выполняя за Мэри привычный «ритуал».)
Мэри (более серьезно): Ну...ты только и делаешь, что обвиняешь меня все время. Как я могу объяснить тебе хоть что-нибудь? Я схожу с ума в твоем присутствии.
В фазе обсуждения или интеграции члены группы высказывают свои переживания, возникшие в ходе представления. Например, член группы, составлявший аудиторию, может высказать, что он яснее увидел свои взаимоотношения с отцом, благодаря тому, что происходило на сцене. Анализ и интерпретации в основном делаются режиссером.
Существует множество психодраматических методик, которые предназначены для более эффективного развития действия, способствующего достижению катарсиса и инсайта. Наиболее известные из них: монолог, двойник, обмен ролями и отображение (зеркало),представление самого себя, исполнение роли, диалог, реплики в сторону, пустой стул.
Монолог - это выражение скрытых мыслей и чувств вслух по ходу психодраматического действия. Двойник - член группы, который подражает протагонисту в его телесном и вербальном поведении, но делает это по-своему, стараясь вскрыть истинные переживания протагониста, давая как бы подстрочную «расшифровку» его действий и реплик. Например, если протагонист не может выразить сильные чувства, то двойник делает это, может быть даже с преувеличением.
Диалог - заключается в изображениив психодраматическом действии взаимоотношений между реальными людьми. Партнеры протагониста - те самые люди, с которыми он взаимодействует в реальной жизни, они играют самих себя. Так может рассматриваться конфликт между мужем и женой, родителем и ребенком и т.д.
Исполнение роли - самая важная составная часть, ядро психодрамы. Это принятие роли кого-то другого, причем этим другим может быть не только некоторый человек, но и часть тела, неодушевленный предмет или понятие (как например, время, роды и даже смерть). Инструкция может быть такой: «Я бы хотел, чтобы ты был матерью (отцом, начальником и т.д.). Попробуй изобразить ее (его) как можно более точно. Говори как она (он), пользуйся ее (его) жестами, попробуй чувствовать себя так же».
Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет роль другого персонажа в поставленном им представлении, а «вспомогательное «Я»», которое исполняло эту роль, теперь играет роль протагониста.
Пример (из [1]).
Это фрагмент сеанса с протагонистом, иллюстрирующий технику обмена ролями. Восемнадцатилетняя Сьюзен жалуется на бесконечные ссоры со своей матерью. На вопрос о типичном поводе для ссоры она отвечает: «Ну, например, ее отношение к мальчикам, с которыми я встречаюсь». В сцене участвуют Сьюзен и ее мать в исполнении вспомогательного лица, сцена происходит на кухне у ее родителей после обеда.
Мать (вспомогательное лицо). Ты сегодня вечером собираешься уходить?
Сьюзен. Да.
Мать. Снова с Джоном?
Сьюзен. Да, снова. (Передразнивая последнее слово.)
Мать (неодобрительно). Как всегда, тебя, я дума, не интересует мое мнение?
Сьюзен. Совершенно верно.
Мать. Честно говоря, не понимаю, что ты в нем находишь. Ты заслушиваешь большего.
Сьюзне (взрывается). Я говорила тебе, что мне неинтересно твое мнение. Но ты обязательно его выскажешь. Это моя жизнь, и я буду жить, как хочу. Я буду встречаться, с кем захочу. Перестань вмешиваться. Я не твоя собственность! (Встает со стула, чтобы уйти из кухни в знак протеста.)
Ведущий. Подожди минуту. Возможно, так обычно заканчивается ваш разговор. Но я хочу, чтобы ты сейчас поменялась ролями со своей матерью. Ты в роли матери сядь здесь (указывает на стул матери), а ты (вспомогательному лицу) пересаживайся на стул протагониста и будь Сьюзен. (Вспомогательному лицу.) Кто ты? Как тебя зовут? Кто сидит напротив тебя?
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я Сьюзен, а это моя мама (указывает на протагониста.)
Ведущий (вспомогательному лицу). Сьюзен, будь добра повтори, пожалуйста, последнее предложение, сказанное протагонистом.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Я не твоя собственность!
Мать (в исполнении протагониста). Но ты же моя дочь!
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Это не дает тебе права распоряжаться моей жизнью.
Мать (Сьюзен). Послушай, я не распоряжаюсь твоей жизнью. Просто у меня есть опыт и я желаю тебе только добра.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Ха!!
Мать (Сьюзен). Ты делаешь мне больно! (Начинает плакать.)
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Послушай, мамочка (нежно берет ее за руку), я не хотела тебя обидеть. Но я, правда, не понимаю тебя. Ты боишься, что со мной что-нибудь случится, да?
Мать (Сьюзен). Возможно.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Что, например?
Мать (Сьюзен). Я не знаю. Может быть, я боюсь того, что не сбудутся мои надежды, связанные с тобой. Может быть, я боюсь того, что, если я не защищу тебя, с тобой случится что-нибудь ужасное. Ох, я так боюсь и так растеряна.
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Мама, я ведь взрослая, мне не нужна твоя защита.
Мать (Сьюзен). Я не хочу потерять тебя. (Всхлипывает.)
Вспомогательное лицо (в роли Сьюзен). Ты вовсе не должна потерять меня, мамочка, разве ты не счастлива тем, что счастлива я? Разве не это самое главное?
Мать (Сьюзен). Но ты же не делишься своей радостью со мной. Ты лишь ругаешься со мной.
Ведущий. Поменяйтесь ролями снова. Каждый путь исполняет свою первоначальную роль. (Вспомогательному лицу.) Повтори последнее предложение, сказанное протагонистом в роли ее матери.
Мать (в исполнении вспомогательного лица). Но ты не делишься своими радостями со мной.
Сьюзен (еще в слезах от предыдущей роли). Наверное, это так. Бог его знает, почему мне кажется, что с мамами можно только спорить и ругаться.
Ведущий. Спасибо. На этом давайте остановимся. Сьюзен, как ты отнесешься к тому, чтобы исследовать твой ответ на последний вопрос в следующей сцене?
Сьюзен. Хорошо.
Двойник (или дублирование) - вспомогательное лицо исполняет некоторую роль одновременно с протагонистом стараясь быть его «психологическим двойником» (alter ego), быть его внутренним голосом, выражать его чувства, вскрывать его тайные мысли максимально полно и открыто. Он может стоять сзади или сбоку от протагониста, но быть видимым аудитории. Он должен добиться ощущения психологического тождества с внутренним состоянием протагониста.
Отображение состоит в том, что протагонист отходит на задний план и наблюдает со стороны как «вспомогательное «Я»» играет его роль. Это помогает индивиду лучше понять как воспринимают его люди со стороны. Иногда следует преувеличить отдельные черты поведения протагониста.
Представление самого себя состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Морено [1] так описывает эту технику: «Самая простая психодраматическая техника состоит в том, чтобы дать пациенту начать с себя, то есть прожить в присутствии психиатра ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а главное - прожить основные конфликты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конкретно и тщательно представить каждого человека из своего окружения, своего отца, свою мать, свою жену, или любого другого человека из своего социального атома (социального образования, к которому он тяготеет). Для пациента это не роли просто отца, матери или сослуживца, это его отец, его жена, его сослуживец».
Реплики в сторону - имеет те же цели, что и техника двойника, то есть раскрытие внутренних чувств и мыслей протагониста. Здесь сам протагонист, по ходу исполнения роли, поворачивает голову в сторону от партнера (вспомогательного лица) и, прикрывая рукой рот от него, вслух говорит то, что он действительно чувствует и думает.
Также одним из распространенных приемов, перешедших, например в гештельттерапию, является методика пустого стула, когда протагонист разговаривает с воображаемым партнером, «находящимся» на пустом стуле, время от времени пересаживаясь на этот стул и отвечая самому себе от его имени.
Кроме того, выделяются так называемые общие техники. Если предыдущие техники, называемые специальными, касаются вопросов взаимодействия участников психодраматического действия, то общие техники позволяют вскрыть отношения личности с такими универсальными понятиями как время, действительность и т.д. Д.Киппер [1] выделяет 6 таких техник: «шаг в будущее», «возврат во времени», «тест на спонтанность», «технику сновидения», «психодраматический шок» и «ролевую игру под гипнозом» (в измененном состоянии сознания.
Шаг в будущее предполагает, что протагонист разыгрывает какую-то ситуацию, в которую, как он считает, он попадет в будущем. Это дает ему возможность проиграть в ролевой игре разные возможные сценарии взаимодействия с разными людьми и решать, какой из них лучше.
Возврат во времени требует от протагониста воссоздания значительных событий из его прошлой жизни, но все происходит «здесь и сейчас». Все участники употребляют настоящее время: «Я делаю, чувствую, говорю...», а не «Я сделал, чувствовал, говорил...»
Тест на спонтанность позволяет поставить протагониста в неожиданные для него, новые условия. Морено писал [1] - «тест на спонтанность способен вскрыть чувства в их изначальном, исходном виде. Посредством этой техники мы получаем большую информацию о возможном поведении человека и можем захватить действие в момент его зарождения». Терапевт и одно или несколько вспомогательных лиц подготавливают эпизоды ролевых игр так, чтобы протагонист этого не знал.
Пример (из [1]).
Вспоминаю пример теста на спонтанность с участием девушки-протагониста, студентки университета. Эпизод ролевой игры был задуман как беседа в кабинете декана ее факультета. Декана изображало вспомогательное лицо. Ему было велено сказать студентке, что она не может продолжать учиться на факультете. Пациентка производила впечатление очень энергичной, самоуверенной, решительной. Она не знала о содержании сцены до ее начала и удивила всех на сеансе. Вместо того, чтобы оспаривать решение, отстаивать свои права, она расплакалась, призналась в том, что несерьезно относилась к учебе, и в том, что она очень уязвима, о чем никто не знает, и просили дать ей возможность исправиться. Так внезапно раскрылась новая сторона ее поведения.
Техника «сновидение» - содержание сновидений представляется тем, кто его видел, через действие, а не вербально, видящего просят сыграть сон. Это дает возможность раскрыть смысл содержания сновидения посредством самореализации. Он также может изменить свое сновидение, заново разыграв его так, как он хотел бы его видеть.
Психодраматический шок - это специфическая техника ролевых игр, предназначенная для лечения психотических приступов (например, галлюцинаций и бреда). Протагонистов просят заново прожить свой психотический приступ (проводится только в ясном состоянии ума протагониста).
Ролевые игры под гипнозом (в измененном состоянии сознания). Протагонист описывает некоторую сцену, связанную с предъявляемой проблемой. После этого его вводят в гипнотическое состояние или транс, после чего проводят сеанс клинических ролевых игр, вспомогательные лица не гипнотизируются. Перед началом завершающей стадии протагониста следует разбудить от гипноза. Стадия сопереживания, выражения чувств и анализа проводится как обычная завершающая стадия.
Также выделяются ситуационные техники, предназначенные для решения некоторых специальных проблем.
Преодоление препятствий. Цель данной техники - облегчить выражение гнева. Протагониста просят ходить кругами, на пути его воздвигаются препятствия (например, опрокинутые стулья), его просят отбрасывать препятствия, издавая звук или крик.
Телефонный разговор. Цель этой техники - облегчить открытое выражение чувств в отношении другого человека. Его просят изобразить как он звонит человеку, с которым не решен некоторый вопрос, на другом конце «провода» может находится вспомогательное лицо.
Рождение заново. Имитация процесса рождения, вспомогательные лица имитируют сцепленными руками матку и родовые пути, протагонист изображает эмбрион, который развивается и рождается.
Также применяется техника волшебного магазина (см.выше), заседания суда, спасательной шлюпки и многие другие.
Обучение психодраме как терапевтическому методу весьма трудоемко и, по сложившимся на западе принципам обучения, требует минимум 500 часов практики.
Вопросы для контроля.
1. Какая «сверхидея» лежала в основе создания психодрамы?
2. Что такое ролевая игра?
3. Перечислите основные теоретические понятия психодрамы?
4. Какие психодраматические техники вам известны?
5. Разъясните понятия: «режиссер», «протагонист», «вспомогательное «Я», «аудитория».
Литературные источники:
1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М., 1993.
2. Психодрама: Вдохновение и техника. - М., 1997.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993, гл. 5.;
4. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 518 | Нарушение авторских прав
|