АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ

Прочитайте:
  1. A.отравление угарным газом, кислородотерапия, гипербарическая оксигенация в стационаре
  2. I. Кинезотерапия.
  3. I. Лечение положением (физиологические укладки) и кинезотерапия.
  4. I. Регидратационная терапия и лечение гиповолемического шока.
  5. II. ИММУНОТЕРАПИЯ
  6. II. ИММУНОТЕРАПИЯ
  7. II. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
  8. II. Психотерапия.
  9. III. ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
  10. III. ПРОВОСПАЛИТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

Психическая и телесная природа человека едины, и все, что происходит в психическом мире, отражается в состояниях тела человека. Работая с телом человека, точнее, с накопившимися в нем психическими напряжениями, можно привести его к расслаблению, освобождению связанной энергии и тем самым решить психологические проблемы индивидуума не занимаясь глубинным анализом. Даже простое расширение сферы осознания своего тела и ощущений, связанных с телом, может привести к снятию весьма серьезных психологических проблем.

 

Психотерапия Вильгельма Райха (1897-1957)

Вильгельм Райх справедливо считается родоначальником телесной психотерапии, если не говорить о хатха-йоге и других восточных методах. Свою работу он начинал как психоаналитик «третьей» волны.

 

Основные идеи

Райх постулировал существование так называемой оргонной энергии, свободно циркулирующей по телу, что является основой функционирования здорового организма и психики. Оргонная энергия пронизывает весь космос и накапливается в живых организмах прежде всего посредством вдыхания воздуха. Дыхание (как писал его ученик А.Лоуэн [1])имеет непосредственную связь с состоянием возбуждения тела. Когда мы расслаблены и спокойны, наше дыхание свободное и спокойное. В состоянии сильного эмоционального возбуждения дыхание становится быстрым и интенсивным. В состоянии страха мы дышим резко и задерживаем дыхание. В состоянии напряжения наше дыхание становится поверхностным. Справедливо также и обратное утверждение: глубокое дыхание успокаивает тело. Глубоко дышать - означает глубоко чувствовать.

Райхом были созданы так называемые оргонные аккумуляторы для накопления этой энергии и последующего оздоровления людей. Оргонные аккумуляторы представляют собой ящики, сделанные из нескольких слоев дерева и металла и специальных полых трубок, они изготовляются и в настоящее время в США и Германии.

По Райху, оргонная энергия естественно течет вверх и вниз вдоль позвоночника и от центра тела к периферии и обратно. Хроническое мышечное напряжение, служащее защитой от неприятных переживаний, блокирует свободное протекание оргонной энергии по телу (кольца мышечной брони формируются перпендикулярно потокам энергии в теле), что соответству­ет тем или иным невротическим изменениям личности. Эти хронические мышечные блокировки в своей совокупности составляют "мышечную броню" или "броню характера". Характер человека соответствует тем мышечным напряжениям, которые существуют в его теле и определяют характерные, то есть стереотипные реакции на внешний мир.

Когда человек скован защитным мышечным панцирем, он теряет спонтанность и естественность, его реакции на окружающую действительность становятся шаблонны и механистичны, он теряет способность глубоко и искренне чувствовать, открыто выражать свои чувства, испытывать подлинное чувство близости к кому-либо, получать удовольствие от жизни и сексуального общения. Он сам становится узником своего мышечного панцыря и его жизнь наполнена разнообразными страхами.

Райх делит мышечную броню на семь сегментов, которые расположены соответственно в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Каждый сегмент может сдерживать или подавлять определенные чувства или действия. Например, в области глаз сдерживается страх, гнев, слезы и т.д., при очень сильных напряжениях в этой области, лоб выглядит неподвижным, как у мраморной статуи, глаза, лишенные выражения глядят как бы из-за неподвижной маски.

Расслабление мышечной брони возвращает человека к его первичной природе, когда он испытывает состояние искреннего удовольствия, наполненности жизненной силой, становится более свободным и открытым, спо­собным к более полному сексуальному удовлетворению. Можно сказать, что человек, лишенный мышечного панцыря не имеет характера, он реагирует на ситуации спонтанно и творчески, а не стереотипно. Это не означает, что он становится бесхарактерным, а скорее внехарактерным (Н.Л.)., поскольку характер представляет прежде всего наши недостатки и ограничения на адекватное самочувствие и поведение.

С точки зрения Райха панцирь характера служит основой одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов. Его ученик А.Лоуэн дал описание пяти типов характера с этой точки зрения (цит. по К.Рудестам Групповая психотерапия. -М. 1991):

«Шизоидный» тип характера имеют индивидуумы, чьи мысли неясно связаны с чувствами, стремящиеся уйти в себя и теряющие контакт с реальностью. По существу, их энергия находится в центре тела и не поступает на периферию, ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мышечным напряжением. «Шизоидные» индивидуумы испытывают явные трудности в спонтанных действиях, их движения негибки и отрывисты. Они не чувствуют связи со своим телом, их самооценка занижена. Тело шизоидов часто узкое, сжатое. Может сложиться представление, что верхняя и нижняя половины тела или его правая и левая стороны действуют как бы по отдельности. Отсутствие мимики делает лицо человека похожим на маску, руки могут вяло висеть по бокам.

«Оральным» характером обладают индивидуумы, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и привязанности в межличностных отношениях. Их энергия не заморожена в центре организма, однако, она слабо течет к периферии тела. Тело и конечности обычно удлиненные, мускулатура недоразвита, налицо признаки физической незрелости. «Оральным» людям психологически сложно стоять на собственных ногах и буквально, и фигурально. Имея низкий уровень энергии, они постоянно нуждаются в поддержке и ждут помощи от других. Когда основные потребности не удовлетворяются, у них может возникать склонность к депрессии.

«Психопатический» тип характера отличает индивидуумов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным имиджем. Потребность доминировать над окружающими может проявляться в чрезмерном развитии верхней половины тела при соответствующем недоразвитии нижней части. Энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным напряжением. Взгляд может казаться пристальным и подозрительным вследствие постоянного стремления контролировать все, что происходит вокруг.

К «мазохистскому» типу характера принадлежат индивидуумы, проявляющие беспомощность при активном решении проблем. «Мазохистский» тип характера полностью заряжен энергией, но старается сдерживать чувства. Такой человек контролирует мышечное напряжение как будто для того, чтобы избежать взрыва. Тело обычно короткое, плотное, мускулистое. Самоутверждение очень ограничено.

 

Пример.

Одна из моих клиенток явно относилась к этому типу. Однажды она призналась, что начиная с 10 лет постоянно давила свои чувства, поскольку боялась, что они могут ее подвести. Я предложил ей сказать о том, как в настоящее время выглядят ее чувства.

Она ответила: «Это кучка маленьких зеленых человечков, которых железный ошейник держит за горло, так что они и пикнуть не могут. Этот ошейник железной цепью прикован к моему солнечному сплетению.»

- Может быть позволим им что-то сказать, ослабим ошейник.

- Нет, ни за что!

- А что может случиться?

- Не знаю, что точно, но какая-то катастрофа, что-то рухнет...

В данном сеансе она так и не пошла на эксперимент. В дальнейшем мы решили эту проблему, но на это ушло много времени...

 

Ригидный (то есть не гибкий) тип характера имеют честолюбивые, ориентированные на реальность индивидуумы, хорошо функционирующие, но осуществляющие высокого уровня контроль над своим поведением. Они держатся чопорно, сохраняют дистанцию в отношениях с другими, боятся полностью отдаться удовольствиям. Биоэнергетически их тело заряжено как на периферии, для контакта с окружающей средой, так и в центре. Чувства текут свободно, но их выражение ограничено. Обычно люди такого типа подвижны, отличаются пропорциональным телосложением.

Следующие три типа цит по [4].

Истерический тип. Средняя часть лица - нос и скулы будто омертвелые. Кожа, довольно туго натянутая и сухая, выглядит неживой. Рот узкий, губы выпячены. Плечи высоко подняты, прямые и одеревенелые. Тонкие руки придают плечам «костлявый» вид. Верхняя часть тела (выше таза) узкая и сильно зажатая. Грудь - мягкая. Спина - очень ригидная. Нижняя часть (ниже таза) - мягкая и полная. Цвет кожи верхней части - белый, нижней - со смуглым оттенком. Ноги - сильно волосатые. Хотя диафрагма относительно свободна, ригидность всей структуры ограничивает вдох и выдох. Таз более или менее мягки и сексуально активный. Шея зажата, голова зафиксирована в вертикальном положении. Прямая осанка нуждается в развитии панциря для защиты. Гордость проявляется в ригидной шее. Решительность выражена в застывшей челюсти.

Это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственны суггестивность, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализированное поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы - истерических фантазий. Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть «Я» в истерической вспышке, или же эта энергия может перетечь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя истерическую телесную симптоматику (паралич, непроизвольные движения - клонусы, тики и т. д.) Агрессия становится антагонистичной нежности, чувствительности и духовной стороне личности.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 514 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)