АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Прочитайте:
  1. II. Психотерапия.
  2. VIII. Гипнотизм и психотерапия
  3. А.И.Захаров. Происхождение детских неврозов и психотерапия
  4. Альтернативная психотерапия
  5. Амбулаторная психотерапия
  6. АНАЛИТИКО-СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  7. Аналитическая психотерапия К.Г.Юнга
  8. БИХЕВИОРИСТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  9. Власть и психотерапия: кто устанавливает порядки?
  10. ВОПРОС: Психотерапия в клинике внутренних болезней.

Трансперсональную психотерапию, можно называть духовной психотерапией или психотерапией выходящей за пределы традиционного понимания личности, стремящейся найти ответы в сверхличном.

Трансперсональным идеям отдали дань многие психологи, это и Карл Юнг, и Абрахам Маслоу, и по сути дела Виктор Франкл, но все-таки, наиболее правильно было бы выделить три основные ветви этой психотерапии: психосинтез Роберто Ассаджиоли, холотропную терапию Станислава Грофа и медитативную психотерапию.

Психосинтез.

Основные идеи.

Психосинтез утверждает, что в каждом индивиде имеется духовный центр. Существуют способы, активизирующие энергию духовного центра, которая затем творчески и гармонично проявляется в нашей жизнедеятельности. Основная задача психосинтеза - развитие высших качеств личности.

Р. Ассаджиоли разработал модель человеческой психики, где центральными понятиями являются «Я» и «Трансперсональное Я» (см. рис. 7).

Низшее бессознательное практически тождественно тому, что все направления терапии понимают под бессознательным. Среднее бессознательное подобно предсознательному в понимании З.Фрейда. Высшее бессознательное или сверхсознательное содержит наши высшие стремления (альтруистическая любовь, поиск смысла жизни и т.д.). «Я» - это наша сущность, и представляет его врожденную способность к неограниченному развитию. Человек может отождествлять себя с содержанием своего сознания, растождествлять себя от данного содержания или же просто наблюдать его. По мере развития «Я» отождествляется со все более высокими устремлениями и идеями. Трансперсональное «Я» - идентичность, которая распространяется за пределы частного существования индивида. Коллективное бессознательное понимается по аналогии с идеями К.Юнга.

 

 

1. Низшее бессознательное

2. Среднее бессознательное

3. Высшее бессознательное

4. Сфера сознания

5. Персональное Я

6. Трансперсональное Я

7. Коллективное бессознательное (низшее, среднее, высшее).

 

 

Рис. 7.

Другой, чрезвычайно часто используемой и в других школах психотерапии, идеей была концепции о субличностях, составляющих целостную на первый взгляд личность. Субличность можно определить как полупостоянную и полуавтономную область личности, которая может действовать как отдельная личность, они являются энергетическими психодинамическими структурами. Не все качества субличностей хороши, часто между субличностями внутри данного индивида существует конфликт, некоторые из субличностей не осознаются. Развитие индивида происходит прежде всего через познание своих субличностей и гармонизацию их взаимоотношений, через более адекватное использование их энергии.

 

Терапия

Психосинтез является процессом гармонизации и интеграции порой противоположных элементов (субличностей). Эта гармонизация и интеграция возможна благодаря наличию центра сознания и воли (то, что называется «Я»).

Для осуществления этой работы прежде всего необходимо обнаружить различные субличности, которые соответствуют каким-то нашим важнейшим потребностям и моделям поведения. Далее представляется образ той или иной субличности и с ней ведется диалог для выяснения ее основных целей, функций и желаний. Выясняется также от чего эта часть личности защищает индивида, каковы ее искаженные качества и каковы ее скрытые (потенциальные) качества. Далее находится способ гармонизации этой субличности и интеграции с ней.

 

Пример (из книги М. Руффлер «Игры внутри нас» - М.,1998).

Чарльз.

Чарльзу 52 года. Он отец четверых детей и работает администратором в производственной компании. Чарльз начал консультироваться у терапевта с целью совершенствования навыков общения. Во время терапевтического сеанса при воспроизведении заседания ученого совета Чарльз вступает в контакт с субличностью по имени Сверхумный.

Выберите субличность.

Сверхумный.

В чем твоя цель?

Я не могу сообщить тебе свою цель, но при дыхании я моментально ощущаю явное напряжение в шее. И у меня перехватывает горло. Субличность выглядит слегка пристыженной (в воображении клиента - Н.Л.).

Почему ты здесь находишься?

(Ответа нет.)

Что ты от меня хочешь?

При этом вопросе гортань и шея опять напрягаются. «Я ищу структуру и поддержку»,- отвечает субличность.

Что тебе от меня нужно?

Признания и пространства. (Чарльз перебивает себя: «При этих словах, произнесенных Сверхумным у меня возникло чувство, что я расширился и ощутил пространство».)

Что ты мне предлагаешь?

Знание и опыт.

От чего ты меня защищаещь?

От того, чтобы на тебе ездили.

 

В этом упражнении Чарльз вступает в диалог со своей Сверхумной субличностью. При концентрации внимания на этой части он ощущает физические симптомы, такие как напряженность и затрудненное дыхание. Субличность считает, что ей нужны структура и поддержка, однако, в действительности, она нуждается в признании и пространстве, которые позволят ей занять больше места. Знание и опыт являются ее скрытыми качествами, которые при условии их осознания открывают Чарльзу доступ к его невероятной активности.

 

Также в рамках психосинтеза часто используются направленные медитации (см.ниже), то есть медитации на определенную тему, например на тему какого-то психологического качества: Радость, Воля, Мужество, Сострадание, Покой, Энергия и т.п. Или медитации на темы некоторых архетипических образов: Огонь, Солнце, Небо, Корабль и т.д. При этом приводятся инструкции, направляющие внимание индивида на тот или иной аспект этого образа и психологическое принятие этого аспекта как некоторого трансперсонального феномена (например, раствориться в небе...стать бескрайним небом).

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 460 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)