Аналитическая психотерапия К.Г.Юнга
Душа (аналогия «личности» по Юнгу) как объединение 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго– центр сознания. Благодаря ему мы знаем, кто мы и способны видеть результаты свой сознательной деятельности.
Личное бессознательное содержит в себе комплексы (скопления эмоциональных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных клиентом из личного или родового опыта). Этот материал уникален и, как правило, доступен для осознания.
Коллективное бессознательное – самый глубокий слой в структуре личности. Развитие всего человечества находит свое отражение в отдельном человеке. В нем находится все духовное наследие человеческой эволюции.
Архетип – составная часть коллективного бессознательного, первобытный образ, скелет поведения. Пять основных архетипов:
1. ЭГО как центр сознания. Ответственен за идентичность.
2. Персона (маска). Это множество ролей, которыми мы овладеваем в процессе социализации. В понимании Юнга, персона служит основной цели: производить впечатление на других и утаивать от людей свою настоящую сущность.
Негативная и позитивная функции персоны. Если персона приобретает в жизни человека большое значение, то человек много играет, превращается в фасад для публики, становится поверхностным и неглубоким.
Суперидентификация личности с персоной. В этом случае не развиваются другие потенциальные возможности личности.
3. Тень. Подавленная сторона личности, содержит социально неприемлемые мысли и страсти, которые человек тщательно скрывает от других и от себя.
Двойственная природа тени. Терапевтическое осознание и принятие тени – как возможность творческого роста. Способы обращения с тенью.
4. Анима – Анимус. Выражение врожденной андрогинной природы людей. Особенности проявления данных архетипов у мужчин и женщин. Анима – внутренний образ женщины в мужчине (бессознательное женское начало), Анимус – внутренний мужчина в женщине (бессознательное мужское начало). Эти архетипы ответственны за внешнее поведение человека с противоположным полом. Отвечают так же за внутренние процессы, происходящие в человеке. У женщин внутренний мужчина отвечает за принятие решений, практическую реализацию идей, отношения с духовностью. У мужчин внутренняя женщина отвечает за эмоциональный мир. Интеграция этих архетипов происходит постепенно и начинает формироваться в семье (из наблюдений за взаимодействиями родителей и в процессе взаимоотношений с ними).
5.Самость – центральный архетип. Сердцевина личности, объединяющая все другие элементы. Развитие самости как главная цель человеческой жизни. Процесс индивидуации и гармонизации. Юнг считал, что это достаточно сложный процесс, к нему люди приходят чаще во второй половине жизни (в первой половине жизни ориентация на Эго, во второй – на самость). Важность духовного роста личности, позволяющий жить более счастливо и качественно.
Язык символов. Особенности символа (бесконечность, доступность бесконечным истолкованиям, неисчерпаемость). Символ в широком смысле - знаки, метафоры или сравнения. Символ как носитель значений, имеющих ценность для данного индивида (символ как укорененная в биографии индивида «эрзац-структура») и символ как носитель объемлющего смысла трансцендентности.
Задачи, решаемые в результате исследования символов: помощь в понимании того, что доминирует в данном человеке; пробуждение к жизни скрытых символов, косвенное управление клиентом.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 500 | Нарушение авторских прав
|