АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Концепция Абрахама Маслоу.

Прочитайте:
  1. I. Синдромологическая концепция Крепелина
  2. II. КОНЦЕПЦИЯ И ВЫРАЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИГРЫ В ЯЗЫКЕ
  3. II. Синдромологическая концепция Гохе
  4. III. Синдромологическая концепция Джексона
  5. IX. Проблема основного расстройства. Концепция облигатных и факультативных синдромов
  6. Близнецовый метод. Биология близнецовости. Концепция близнецового метода. Разновидности близнецового метода.
  7. Глава 5. Концепция нарциссизма
  8. Го пересмотра (эклектическая, прагматическая концепция шизофрении).
  9. Гомеопатическая концепция в медицине.
  10. Классическая концепция.

Маслоу (1908 - 1970) - один из основателей гуманистической психологии, всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм другие великие ценности человечества.

 

Основные идеи

Маслоу считал, что психоанализ Фрейда представляет нам больную часть человеческой психологии, которую необходимо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для описания здоровой части психологии является самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетворяющую индивида реализацию своего творческого потенциала в жизни, с другой стороны, как процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей.

Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн. Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др. Изучив психологические черты этих личностей, Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Мистичность и опыт высших состояний.

9. Чувство сопричастности, единение о другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различие средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

15. Сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (проще это означает признание безусловной ценности любой культуры, отказ от усреднения культур - Н.Л.).

Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они могут испытывать досаду, раздражение, быть порой вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию, но их уровень реализации в жизни и психического здоровья выше, чем у обычных людей. Самоактуализация - это не идеальное состояние, это не отсутствие проблем, наоборот, это движение к проблемам, проблемам реальным и сложным, но отказ от проблем мелких и иллюзорных. С другой стороны, именно отказ личности от самоактуализации в силу тех или иных причин приводят индивидуума к невротическим расстройствам. Быть здоровым - значит самоактуализироваться.

Маслоу описывает восемь принципов, которые характеризуют процесс самоактуализации:

1. Самоактуализация - это полное, живое и беззаветное переживание с повышенным сознанием и интересом.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек увлечен и искренен, он отдается своему делу, а не только рационально рассчитывает.

2. Самоактуализация - значит, в каждом жизненном выборе решать в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек предпочитает те сферы деятельности, где он мог бы воплотить свои мечты, он готов идти в неизведанные области и рисковать. Так Ван Гог предпочитал быть бедным художником, а не преуспевающим купцом как его родственники.

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек не говорит: «я гениален, но пусть об этом никто не узнает...» Он предпочитает воплотить свои таланты в реальных делах.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Ответы надо искать внутри себя.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек сам принимает решения, не опираясь на авторитеты, формирует собственное мнение и не избегает ответственности за это.

5. Развитие способности "лучшего жизненного выбора". Мы научаемся верить своим суждениям, интуиции и действовать в соответствии с ними.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек выбирает свой жизненный путь доверяя себе, порой вопреки сложившемуся мнению.

6. Самоактуализация - процесс развития своих потенциальных возможностей.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек развивает свои таланты.

7. Для самоактуализации характерны "пик-переживания", когда, например, от моих действий зависит судьба, исход важнейшего дела. Тогда мы наиболее интегрированы, больше сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек способен к вдохновению, мистическим переживаниям в критической ситуации Порой он принимает решения мгновенно и при этом безошибочно.

8. Самоактуализация - это обнаружение своих защит и работа по отказу от них.

Поясним (Н.Л.): самоактуализирущийся человек работает над собой, признается себе в своих недостатках и невольных уловках, позволяющих избежать столкновения с трудностями.

Однако, далеко не все люди испытывают потребность в самоактуализации. Самоактуализация - это высшая потребность, и до нее надо дорасти. Маслоу выдвигает концепцию иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим (пирамида потребностей Маслоу). На низшей ступени находятся физиологические потребности (пища, вода, сон и т. д.), далее потребность в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности (к группе), потом потребность в уважении (или социальном престиже), потребность в знаниях, эстетические потребности и наконец потребность в самоактуализации. Здесь мы привели семиступенчатую модель, более известна пятиступенчатая - без потребностей в знаниях и эстетических потребностей, введенных Маслоу позднее. Более того, в поздних работах Маслоу указывал на так называемые трансцедентальные потребности (потребности в познании высшего смысла бытия, бога и т.д.), которые находятся выше, чем потребность в самоактуализации.

Потребности, лежащие ниже уровня самоактуализации, А.Маслоу называл дефицитарными, то есть основанными на ощущении нехватки чего-либо и стремлении получить это из окружающей среды. Эти потребности недостаточны для объяснения человеческой жизни и психологии, хотя традиционная точка зрения рассматривает именно их как основной двигатель человеческого поведения. В отличие от них самоактуализация является творческой потребностью (я бы сказал, созвездием творческих потребностей - Н.Л.), человек стремится что-то созидать, как-то воплотить себя в мире и усовершенствовать себя самого.

Гуманистический смысл этой концепции состоит в том, что удовлетворение низших потребностей обуславливает переход к высшим потребностям, и наоборот неудовлетворение (фрустрация) низших потребностей приводят к застреванию на той или иной ступени развития. Грубо говоря: нельзя требовать от голодного самоактуализации. Человек уже «добравшийся» в своем развитии до высших потребностей обычно от них не отказывается, даже способен пожертвовать низшими потребностями ради самоактуализации (как Джордано Бруно или Ван Гог), но может произойти и откат, если низшие потребности фрустрируются, а самоактуализация не приводит к успеху и не находит поддержки в обществе или близких.

А также гуманистический смысл ее в том, что люди, живущие на уровне высших потребностей более счастливы, более эффективны в работе, обладают более высоким здоровьем и долголетием. Однако, высшие потребности воспринимаются людьми как менее насущные и безотлагательные, по сравнению с низшими, развиваются позднее.

 

Пример.

Лев Толстой ответил как-то на вопрос молодого писателя о том, как стимулировать свое творчество: «Писать надо тогда, когда не можешь (выделено мной -Н.Л.) не писать». Это высказывание характерно для самоактуализирующейся личности.

В своих воспоминаниях Симонов пишет о том, как Сталин удивлялся, что советские писатели, получив премию, строили себе дачи и больше не писали. На самом деле это понятно - их цель была не в том, чтобы писать, а в том, чтобы построить дачу. Лев Толстой имел «дачу» гораздо больше них, но не только не мог не писать, но хотел отдать свое поместье крестьянам.

 

Терапия

Хотя Маслоу не был психотерапевтом-практиком и не создал своих специфических методов психотерапии, он оказал на психотерапию огромное влияние благодаря своим теоретическим построениям.

По Маслоу психотерапия эффективна прежде всего потому, что она предполагает интимные и доверительные отношения между людьми. В этом смысле он рассматривает психотерапию как способ удовлетворения фундаментальных потребностей в любви и уважении, которые фрустрированы практически у всех, кто обращается за психологической помощью. Удовлетворение этих потребностей раскрывает перед человеком возможность перехода к потребности в самоактуализации. Пробуждение сил самоактуализации у человека ведет к его выздоровлению, снятию неврозов. Наоборот, лишенная возможности самоактуализироваться личность, всегда невротична.

Акцентируя момент человеческих отношений в терапии, Маслоу тем не менее предлагает модель "помощи даоса", то есть помощи без прямого вмешательства.

 

Вопросы для контроля

1. Изложите идеи, лежащие в основе гуманистической психологии.

2. Какова роль процесса принятия себя в терапии К. Роджерса?

3. Что такое Я-концепция?

4. Опишите работу в группах встреч.

5. Что такое самоактуализация?

6. Перечислите фундаментальные потребности по Маслоу?

7. Каковы основные задачи психотерапии по Маслоу?

 

 

Литературные источники:

1. Маслоу А. Психология бытия. -М., 1997.

2. Мей Р. Любовь и воля. -М., 1997.

3. Пек М.С. Нехоженые тропы. - М., 1996.

4. Роджерс К. О групповой психотерапии. -М., 1993.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. -М., 1994.

6. Роджерс К. Клиенто-центрическая терапия. -М., 1997.

7. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

8. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 661 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)