АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Пример из практики. Следующий пример служит иллюстрацией принципов структурной семейной психотерапии.

Прочитайте:
  1. I. Случаи из судебной практики.
  2. IV. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ВРАЧУ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
  3. IX. Примеры лечения внушением. - Обильные менструации
  4. VI. Указания для суггестивной или психотерапевтической врачебной практики.
  5. Адсорбция и адагуляция, сходства и отличия, привести примеры
  6. Альтернирующие синдромы – примеры, этиология, клиническая симптоматика.
  7. В небольших количествах (50-100 г перед едой или во время еды) полезны алкогольные напитки, особенно вино и аюрведические травяные вина, например Дракша.
  8. В соответствии с программой производственной практики
  9. В ходе прохождения практики студенты должны
  10. Вещества для общей анестезии. Классификация. Примеры.

 

Следующий пример служит иллюстрацией принципов структурной семейной психотерапии.

 

Этель, 10-летнюю пятиклассницу, привели на консультацию в местный центр психического здоровья родители, Лерой и Глория Родригес, озабоченные частыми жалобами дочери на боли в животе и ее нежеланием посещать школу. Предварительно девочка была осмотрена семейным доктором, который после тщательного обследования не выявил никакой патологии. При сборе социального анамнеза психотерапевт выяснил, что мистер Родригес был строителем, подолгу задерживался на работе, иногда отсутствовал дома в течение нескольких дней подряд. Миссис Родригес была домохозяйкой, причем главной ее помощницей была мать, жившая неподалеку. Ниже приводится фрагмент интервью:

Миссис Родригес: Психотерапевт: Мистер Родригес: Этель: Миссис Родригес: Мистер Родригес: Ну, больше всего меня беспокоят боли у Этель. Она иногда чувствует себя настолько плохо, что я ощущаю вину за то, что отправляю ее в школу. Так было и вчера, они с матерью ужасно рассердились на меня за это. Этель выглядела совершенно больной. Мистер Родригес, а вы как относитесь к этой проблеме? По правде говоря, я мало что об этом знаю. Жена с дочерью все время пререкаются из-за этого, но я стараюсь не вмешиваться, такой уж у меня характер. Мне не нравится, что Этель ходит в школу больная, но я хочу, чтобы было лучше для нее. Мне кажется, что иногда она притворяется. [Громко и чуть не плача] Они не понимают, как я страдаю и как тяжело сидеть в школе, когда так себя чувствуешь. Иногда у меня даже болит голова! Не понимаю, почему мне нельзя учиться дома! Никто меня не слушает! Дорогая, мы слушаем тебя внимательно. Я абсолютно уверена в том, что кто-то всегда должен быть недоволен. Учителя настаивают на посещении школы, моя мать считает, что нельзя отправлять Этель в школу, когда она больна, а Этель не идет ни на какие уступки. Когда время идти в школу, Лероя обычно уже нет дома. Да, я вынужден уходить на работу рано. Я не могу опаздывать каждый день из-за того, что ее надо оправлять в школу. Даже сегодня, беседуя здесь с вами, я теряю деньги.

 

Исходя из имеющейся на данный момент информации, психотерапевт заподозрил существование проблем с границами. Создавалось впечатление, что в родительскую подсистему вмешивается мать миссис Родригес, в то время как между мистером Родригесом и остальными членами семьи границы были размыты, возможно, из-за его прежних попыток вмешаться в конфликт.

Сначала психотерапевт сфокусировался на родительской подсистеме, предложив им обсудить, как уговорить Этель идти в школу на следующий день. Мистер Родригес начал со слов: «Меня все равно в это время уже не будет». Ему еще раз предложили поговорить с женой, вместо этого он вновь обратился к психотерапевту. Решив усилить воздействие за счет затягивания разговора, психотерапевт попросил их продолжить дискуссию между собой. При этом мистер Родригес, обращаясь к нему, сказал: «Вы знаете, ведь мы обычно мало говорим. Такое впечатление, что наши дискуссии иногда переходят...», – но жена не дала ему договорить: «Такое впечатление, что ты просто не хочешь ничего делать». В этот момент Этель громко заявила: «Вам не удастся заставить меня идти в школу, когда я больна».

Психотерапевт разметил границы, напомнив Этель, что не следует вмешиваться в разговор родителей, а самим родителям предложил смотреть друг на друга во время разговора. Как часто бывает в семьях, где дети страдают психосоматическими заболеваниями, конфликт быстро прекратился. Когда супруги вновь попытались заговорить с психотерапевтом, вместо того чтобы беседовать между собой, она жестом попросила их вернуться к своему разговору и отвернулась. В результате продолжительной дискуссии родители все же пришли к выводу о необходимости отправить Этель завтра в школу.

Работу по изменению паттернов взаимодействия в семье психотерапевт решила начать с того, чтобы сократить дистанцию между отцом и дочерью. Этель получила задание отмечать на графике время возникновения боли и показывать свои записи каждый вечер отцу. Вместе они должны были обсуждать предшествующие и сопровождающие боль события и способы совладания с болью. Это задание призвано было способствовать совместному времяпрепровождению отца и дочери в безопасном удалении от матери.

На следующем этапе психотерапии решено было проработать конфликт в супружеской подсистеме. Родители обсудили другие спорные вопросы, и миссис Родригес пожаловалась, что часто скучает. С одобрения супруга она решила больше времени проводить вне дома. Работая неполный рабочий день, она стала меньше вмешиваться в дела Этель и реже общаться со своей матерью. По мере того как улучшалась способность супругов к урегулированию взаимных разногласий, они стали больше времени проводить вместе.

 

Структура данной семьи включала диаду мать – дочь, чрезмерно вовлеченных в дела друг друга, и дистанцированного отца. Кроме того, в этой семье было принято избегать конфликтов. Основная цель, таким образом, заключалась в том, чтобы разметить границы между родителями и ребенком, делая отца более, а мать менее доступной для дочери. Вторая цель заключалась в выведении скрытого конфликта на поверхность и помощи родителям в его преодолении. По мере того как супружеская диада становилась сильнее, уменьшалась ее потребность в триангуляции с ребенком или членами расширенной семьи.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 383 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)