АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

АКТИВНЫЕ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Прочитайте:
  1. I. Отметить механизм действия местных анестетиков.
  2. II АНТИКОАГУЛЯНТЫ прямого действия
  3. II. Ангиопротекторы прямого действия.
  4. III. Сосудорасширяющие препараты прямого миотропного действия (миотропные средства)
  5. А) Пенициллины короткого действия
  6. Автоматические мысли и установки.
  7. Активные компоненты электронных преобразователей
  8. Активные упражнения
  9. Антибиотики. Принципы классификации антибиотиков. Механизмы антимикробного действия.

В той мере, в какой действие опирается на готовые ме­ханизмы, включая и механизмы его регуляции, оно является автоматическим. Если же действие следует таким отношениям наличной ситуации, путем ориентировки в плане образа, то оно является активным.

Однако выделение этих «новых» отношений само предполагает какие-то уже готовые механизмы. Таким образом, соотношение активных и автоматических дей­ствий вовсе не всегда является таким антагонистическим, каким оно выступает в классических лабораторных опы­тах И. П. Павлова и каким оно иногда оказывается в не­которых житейских ситуациях.

Замечательные станковые опыты Павлова и его шко­лы были специально организованы так, чтобы отчетливо разделить эти два типа реагирования, и в этих опытах они действительно четко сменяют друг друга; в «камерах мол­чания», куда не проникают никакие другие раздражители, кроме намеченных экспериментатором, проблемные ситуации четко отделяются от непроблемных, вполне (т. е. почти вполне) стереотипных. Но в свободном поведении животного (хотя бы и в лабораторных условиях) дело об­стоит уже не так: животное двигается, предметы окружаю­щей среды непрерывно меняют относительно него свое положение, а, следовательно, в некоторой мере и функ­циональное ориентировочное значение. Эти изменения большей частью небольшие, но их достаточно, чтобы сде­лать безуспешными действия, по общей схеме вполне при­годные для данной ситуации. Здесь необходимы мелкие приспособления к однократным изменениям обстановки, и это приспособление достигается тем, что «в общем пра­вильное действие» примеривается в плане восприятия; по результатам этого примеривания в него вносятся поправ­ки, с которыми оно и выполняется уже «на самом деле».

Словом, благодаря соотнесениям в плане образа пред­меты на пути к цели получают или подтверждение преж­него ориентировочного значения, или несколько меняют его, соответственно чему меняются и реакции на эти ори­ентиры. Реакции эти выполняются с помощью готовых нервных механизмов, т. е. автоматизирование. Это требу­ет лишь замедленного исполнения действий, но и только: сложившиеся автоматизмы включаются в активную дея­тельность благодаря выделению таких отрезков ее траек­тории, на протяжении которых эти готовые механизмы могут успешно применяться. Новое действие делится на посильные «шаги», и лишь на их стыках субъект снова пе­реходит к активной ориентировке в объектах. Таким путем автоматические механизмы включаются в ответ на знако­мые раздражители, которые обнаруживаются в ситуации благодаря ориентировочно-исследовательской деятельно­сти. В плане образа эти раздражители выступают как пред­метные условия действия, которое субъект сначала при­меривает в плане образа и лишь после этого выполняет несколько замедленно, сохраняя контроль за его ходом. Ориентировка в плане образа составляет условие не толь­ко активных реакций, но и увязки их с реакциями автома­тическими или автоматизированными.

Активные и автоматизированные действия вовсе не противоположны по природе, но могут становиться та­кими при определенных условиях. Если действия воспи­тываются в стереотипных условиях, когда ориентировка в ситуации вскоре начинает ограничиваться узнаванием по немногим характерным признакам, то стереотипны­ми становятся и действия; в этих случаях, при неожидан­ном изменении ситуации, нередко случается, что дейст­вия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в це­лом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию. Но это означает, что не автоматизация сама по себе, а ослабление ориентировки в ситуации вызывает реализацию отдельных действий в несоответствии с обшей структурой этой ситуации. Если же общая ориентировка в ситуации сохраняется, то действия с отдельными ее час­тями могут и должны достигать высокой автоматизации, как это и наблюдается у всех виртуозов своего дела. Жи­тейское противоречие «стереотипного* и «творческого» выражает не противоречие активного и автоматического в самих действиях, а противоречие «ориентировки на ча­стное» и «ориентировки на целое».

Автоматические механизмы включаются в состав ак­тивных целенаправленных действий там, где в их составе выделяются и узнаются знакомые части. Но и эти части требуют ориентировки: соотнесения отдельных звеньев друг с другом и с их ориентирами. Здесь нет исследова­ния и даже обследования, нет даже примеривания — со­храняется только нацеливание и контроль за исполнени­ем. В меру необходимости такого руководства в действии меняется соотношение его активной и автоматизирован­ной части. И это одинаково касается не только действия, но и образа, в плане которого оно выполняется, и самого побуждения к действию. Реальная форма всех компонен­тов, всей психической деятельности меняется в зависимо­сти от необходимости в активной ориентировке поведения.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 600 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)