Теоретические аспекты.
ОДОНТОГЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ. СЕПСИС.
Методические рекомендации для студентов
III курса стоматологического факультета
к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи
· Остит
· Периостит
· Остеомиелит челюстных костей
· Одонтогенный сепсис
Волгоград, 2010.
ОДОНТОГЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ. СЕПСИС.
1. Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, патологическую анатомию, осложнения и исходы одонтогенной инфекции, сепсиса.
2. Требования к уровню студента по освоению дисциплины - патологическая анатомия. Студент должен знать:
1. Термины, используемые по теме «Одонтогенная инфекция. Сепсис» в курсе патологической анатомии, и основные объекты, изучаемые патологоанатомом, методы патологоанатомического исследования.
2. Номенклатуру и классификацию одонтогенной инфекции.
3. Характерные морфологические отличия основных разновидностей одонтогенной инфекции, принципы дифференциальной морфологической диагностики.
4. Характерные морфологические отличия основных клинико-морфологических форм сепсиса, принципы дифференциальной морфологической диагностики.
Теоретические аспекты.
Среди воспалительных заболеваний челюстных костей выделяют остит, периостит, остеомиелит (одонтогенная инфекция).
Одонтогенная инфекция - инфекция, входными воротами которой является зуб, а вернее периодонт. Распространение инфекционного процесса осуществляется контактным путем.
Пато- и морфогенетически все эти заболевания связаны с острым гнойным апикальным или обострением хронического верхушечного периодонтита, нагноением кист челюсти, гнойным пародонтитом, альвеолитами (воспаление костной альвеолы после удаления зуба).
Остит - воспаление костной ткани челюсти за пределами периодонта зуба. Как самостоятельная форма остит существует незначительное время, т.к. быстро присоединяется периостит.
При распространении инфекции (стафилококк, b-гемолитический стрептококк, кишечная палочка, синегнойная палочка) по системе гаверсовых костных каналов под надкостницу развивается серозный, а затем гнойный периостит.
Периостит - воспаление с отслоением надкостницы, сопровождающееся остеокластической резорбцией костной ткани и реактивным отеком окружающих мягких тканей (флюс). По течению делится на острый и хронический, нередко с обострениями.
Острый периостит челюсти представляет собой острое воспаление надкостницы альвеолярного отростка верхней или альвеолярной части нижней челюсти, иногда распространяющееся на надкостницу тела челюсти. В большинстве случаев процесс развивается на нижней челюсти.
Этиология и патогенез. Развитие острого периостита челюсти чаще всего связывают с бактериальной инфекцией смешанного характера, являющейся резидентной микрофлорой деструктивных околоверхушечных очагов. Среди них более половины составляют облигатные анаэробы и микроаэрофильные стрептококки, факультативно - анаэробные и аэробные бактерии. Доминируют анаэробные виды группы бактероидов, в среднем выделяется 2-3 вида микроорганизмов.
В 75-80% случаев острый периостит челюсти развивается в результате обострения хронического периодонтита, в 5-10% - как осложнение острого периодонтита. В остальных случаях воспалительный процесс возникает при распространении инфекции из полуретинированных зубов, нагноении челюстных кист и нагноившихся одонтом. Причиной острого пери остита челюсти также может быть травматичное удаление зуба.
При остром или обострившемся хроническом периодонтитах гнойный очаг может не иметь возможностей опорожниться через канал зуба или десневой карман, либо отток через них бывает недостаточным. Экссудат начинает распространяться из периодонта в сторону надкостницы. Микроорганизмы могут также проникать из периодонта в надкостницу по лимфатическим сосудам.
Патологическая анатомuя. По морфологическому характеру воспаления различают острый серозный и гнойный периостит. Гнойный периостит может быть очаговым или диффузным. Хронический периостит имеет морфологию диффузного продуктивного гиперпластического воспаления с переходом в фиброзный.
Острый серозный периостит наблюдается первые 3 дня заболевания и характеризуется гиперемией, выраженным отеком прилежащих околочелюстных мягких тканей и умеренной инфильтрацией надкостницы нейтрофильными лейкоцитами. Процесс локализуется преимущественно с вестибулярной стороны челюсти. Чаще всего он переходит в гнойный периостит.
В серозном экссудате вокруг микроорганизмов образуются скопления лейкоцитов с формированием микроабсцессов. Эти очаги сливаются между собой, образуя диффузный гнойный инфильтрат, который отслаивает надкостницу. При очаговом гнойном периостите поражается альвеолярный отросток верхней или нижней челюсти. Он может развиваться как с вестибулярной, так и с язычной или небной стороны. Диффузный гнойный периостит захватывает также тело челюсти. В результате омертвения участка периоста и последующего его расплавления нарушается целостность отслоенной надкостницы, и гнойные массы прорываются под слизистую оболочку преддверия рта. Как отражение интенсивности и остроты процесса может наблюдаться остеокластическое рассасывание костной ткани. Вследствие резорбции костной ткани, расширения мозговых полостей и питательных каналов происходит истончение кортикального слоя челюсти и образование в ней дефектов, что способствует распространению воспаления в костную ткань. Одновременно в кортикальном отделе челюсти наблюдается лакунарная резорбция костной ткани со стороны гаверсовых каналов и костномозговых пространств. При значительной отслойке гнойным экссудатом надкостницы может нарушаться кровоснабжение кортикального слоя и некротизируются отдельные участки поверхностных слоев кости. Возникает вторичный кортикальный остеомиелит челюсти.
Хронический периостит. Хронический периостит челюсти встречается редко.
Этиология и патогенез. Воспалительный процесс чаше развивается в надкостнице нижней челюсти и отличается вялым и медленным течением. Такое течение наблюдается при недостаточной санации гнойного очага или объясняется присутствием одонтогенных очагов, из которых поступают бактериальные агенты, создающие постоянное антигенное воздействие. Процесс может развиваться также у больных с врожденными и приобретенными иммунодефицитными заболеваниями. Длительный хронический процесс отличается общей гипоэргической и местной гиперэргической реакцией на фоне несбалансированного иммунитета.
Патологическая анатомия. Хронический продуктивный гиперпластический периостит характеризуется утолщением (гипертрофией) надкостницы с пролиферацией клеток гистиолимфоцитарного ряда, фибробластов и отдельных остеобластов. В исходе воспаления с выраженным продуктивным компонентом вначале происходит образование фиброзной ткани (фиброзный периостит), а затем в результатеостеобластической реакции происходит оссификация (оссифицирующий периостит). В зависимости от возраста, состояния больного, реактивности организма и длительности заболевания в участке пораженной надкостницы наблюдается образование костной ткани. В начале преобладают остеоидные балки и фиброзирующие трабекулы, отличающиеся беспорядочностью строения. В исходе остеогененеза может образоваться зрелая пластинчатая кость.
Остеомиелит челюсти. Одонтогенный остеомиелит челюсти это инфекционный гнойно-некротический воспалительный процесс костной и костномозговой тканей челюстных костей. Заболевание одонтогенным остеомиелитом челюсти встречается преимущественно у мужчин среднего возраста. Чаще остеомиелит наблюдается в нижней челюсти, соответственно молярам при прогрессирующем гнойном периодонтите (первичный остеомиелит).
Этиология и патогенез. Развивается остеомиелит, как правило, при сенсибилизации организма бактериальными антигенами при гнойном периодонтите. Большую роль в этиологии заболевания играет анаэробная инфекция. Среди микробных возбудителей присутствуют несколько видов анаэробной и аэробной флоры (стрептококки, стафилококки, синегнойная палочка, колибактерия и др.). Частота остеомиелита челюсти нередко связана с частотой воспалительного процесса в периодонте отдельных групп зубов. На нижней челюсти первое место занимает первый нижний моляр, второе нижний зуб мудрости, вокруг которого возникают не только периапикальные, но и маргинальные воспалительные процессы, третье нижний второй моляр и Т.д. Следует отметить, что при периодонтитах важную роль играет инфекционно-аллергический компонент. В ткани, окружающие зуб, микроорганизмы попадают из инфицированных корневых каналов или воспалительного зубодесневого кармана. Иногда патологический процесс развивается при нагноении периапикальной кисты или других опухолеподобных заболеваний челюстных костей.
Остеомиелит челюсти развивается при снижении и нарушении общей противоинфекционной неспецифической и специфической защиты организма, нередко на фоне первичной или вторичной иммунной недостаточности как проявлений органной патологии. Общая иммунологическая реактивность, длительное воздействие на ткани очагов одонтогенной инфекции влияют на местные защитные реакции и на различные компоненты ротовой жидкости, тканевые и сосудистые структуры костного мозга челюсти. Инфекционно-аллергический компонент вызывает нарушения сосудистой микроциркуляции, свертывающей системы крови (снижение фибринолитической активности), что и при водит К развитию гнойного очага в челюстной кости. Находящиеся в этом очаге костные балочки подвергаются лакунарной или гладкой резорбции и истончаются. В дальнейшем, в связи с нарушениями микроциркуляции, возникают очаги некроза костной ткани с последующим их отторжением и формированием костного секвестра. Он окружен гнойным экссудатом и располагается в так называемой секвестральной полости. При хроническом течении процесса в сохранившейся костной ткани с внутренней стороны (секвестральной полости разрастается грануляционная ткань с формированием пиогенной мембраны. В дальнейшем в наружных слоях грануляционной ткани развивается грубо волокнистая соединительная ткань с образованием капсулы. При гнойном расплавлении секвестральной капсулы, костной ткани и надкостницы происходит образование свища, открывающегося в полость рта или кожу. После раскрытия секвестра (естественным или хирургическим путем) и удаления гнойно-некротической массы может наступить репаративная регенерация костных балочек с заполнением дефекта.
В настоящее время выделяют следующие клинико-морфологические формы остеомиелита: острая, подострая, хроническая.
При острой форме остеомиелита в костной ткани и костном мозге челюсти гистологически определяют гнойное воспаление с выраженными нарушениями микроциркуляции и явлениями внутрисосудистого свертывания крови, что сопровождается лакунарной и гладкой резорбцией костных структур с образованием очагов некроза и костных секвестров.
При подострой форме преобладает продуктивная воспалительная тканевая реакция с образованием грануляционной ткани вокруг секвестров и формированием секвестральной капсулы.
При хронической форме наблюдается регенерация разрушенных костных балочек за счет пролиферации остеобластов пери оста и эндоста. Вокруг секвестров образуется костная секвестральная коробка.
В исходе воспалительных заболеваний челюстей нередко наступает выздоровление, в том числе и после оперативного вмешательства.
Осложнения: при острых формах остеомиелита и при обострении хронических форм могут развиться флегмоны мягких тканей и свищевые ходы, через которые возможно самопроизвольное отделение секвестров. При хронических формах остеомиелита в условиях длительного воспаления с обострениями может развиться вторичный амилоидоз с преимущественным поражением почек, заканчивающийся хронической почечной недостаточностью.
Всегда необходимо помнить, что любой очаг одонтогенной инфекции при снижении реактивности организма, наличии врожденного или приобретенного иммунодефицита может стать септическим очагом и привести к развитию одонтогенного сепсиса.
Одонтогенный сепсис - тяжелое генерализованное инфекционное заболевание, которое осуществляется при наличии входных ворот инфекции и септического очага. Изначально причиной одонтогенного сепсиса чаще всего являются осложнения кариеса: апикальный периодонтит, периостит, остеомиелит челюстей и флегмоны мягких тканей орофациальной области. Для реализации сепсиса необходима неадекватная гиперергическая реакция макроорганизма на возбудителя и несостоятельность его антибактериальной защиты. При сепсисе утрачена способность макроорганизма локализовать инфекцию. Различают местные и общие изменения. Местные изменения развиваются в очаге внедрения инфекции (входные ворота) или в отдалении от него в области септического очага. Генерализация инфекции осуществляется лимфогенными и гематогенными путями.
Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бактериальный) эндокардит.
В последнее время были сделаны попытки внести ясность в концепции, по которым мы определяем сепсис (1-3). Однако, без полного согласия между различными научными центрами, разрабатывающими проблему сепсиса, внедрение новой терминологии не может быть всеобщим. Американская коллегия врачей и общество критической медицины США придерживаются консенсуса, выработанного на совместной конференции по определению общих критериев при различных формах течения сепсиса. Эта терминология, характеризующая течение септического процесса, отражена в таблице 1 (4, 5).
Таблица 1. Определения сепсиса и связанных с ним нарушений
Термин
| Определение
| Септициемия
| Различные состояния, при которых в крови обнаруживаются микроорганизмы Этот термин не ясен и должен быть исключен из всеобщего употребления
| Сепсис
| Это системный ответ на инфекцию Манифестация такая же, как и при ССВО но при этом всегда связана с присутствием инфекционного начала
| Септический шок
| Пациенты с тяжелым течением сепсиса и более высоким риском, чем предыдущая категория вследствие развития гипотензии несмотря на адекватную инфузионную терапию Гипоперфузия сопровождается нарушением функций и систем
| Синдром системного воспалительного ответа (ССВО)
| Этот термин объединяет системный воспалительный ответ, который может быть результатом различных причин, включая инфекции Содержит в себе новое понимание патофизиологии этого заболевания и включает большое количество состояний У пациентов с ССВО много специфических критериев, которые представлены в таблице 3
|
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 706 | Нарушение авторских прав
|