АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
НЕВРОЗЫ. В кабинет психотерапевта заходит мужчина: кастрюля с остатками борща на голове, с ушей свисает капуста
В кабинет психотерапевта заходит мужчина: кастрюля с остатками борща на голове, с ушей свисает капуста, на костюме следы от разбитых яиц, а спина вся белая от муки. Психотерапевт, с улыбкой: - Ну и что же вас беспокоит, милейший? Посетитель: - В данный момент меня беспокоит душевное состояние моей супруги...
Анекдот
Одна из иллюстраций клинического приложения теории Фрейда о трех составляющих психики – схема возникновения невроза. Имеются некоторые внутренние потребности конкретной личности, подавляемые ее же внутренней цензурой. Точнее, они упираются в цензуру и никак не могут быть реализованы. Возникает внутреннее напряжение, которое в свою очередь подавляется цензурой. И в результате вся психика человека занята борьбой цензуры с потребностями: сознанию (Я) не остается места, вся нервная система, весь головной мозг работает только на это противостояние. Доходит до перегрева и рабочей перегрузки. "Я" может только констатировать (осознавать), что происходит что-то непонятное и неприятное, а что именно – понять сложно.
Цензура в невротических условиях напоминает, по фрейдовскому же сравнению, нерадивого служителя парового котла. Котел перегрелся, внутри бурлит и кипит, давление изнутри растет и становится запредельным, а служитель заматывает проволокой предохранительный клапан – чтобы никто не увидел внутреннего бурления и не понял, что внутри что-то происходит. Цензура блокирует потребности, которые считает "социально неприемлемыми, грязными, неприличными" и т.п. И стремится всё это – сам факт наличия таких потребностей, тоже довольно стыдный! – запретить, закрыть, запрятать, чтобы никто не понял и не узнал, что тут творится такой кошмар. И получается, что потребности есть, а реализация – невозможна. Даже социально приемлемыми методами – невозможна. Потому что разгулявшаяся цензура подавляет даже саму мысль о реализации "таких неприличных вещей".
Когда я спрашиваю у клиентов, что произойдёт с таким паровым котлом, почти все отвечают – он взорвется. Разом, шумно, и осколки во все стороны. Однако современные паровые котлы – довольно сложные системы, и при перманентном перегреве от тотального взрыва защищены: но в таких условиях они будут разрушаться постепенно: будет там и сям ломаться трубы, вылетать заклепки, не выдерживать крепления и т.п. Применительно к человеку в невротическом состоянии – можно наблюдать чаще всего так называемую психосоматику. Причем довольно широкого спектра – от нейродермитов до инфарктов. И здесь в очередной раз можно вспомнить поговорку "Все болезни от нервов".
Кроме примера про паровой котел, для описания принципов работы бессознательного есть еще пример: про ковбоя и лошадь.
В обывательском представлении распространено мнение, что человек может и даже обязан "усилием воли" управлять своим бессознательным и подчинять его своему сознанию. Если сравнивать сознание и бессознательное с наездником и лошадью - представьте себе для начала мускулистого ковбоя на его верном коне. Кто кем управляет? Собеседник обычно отвечает: - Наездник – лошадью.
Хорошо. Теперь представьте себе другого наездника на лошади: городского клерка, который лошадь раньше видел только в кино, верхом на горячем необъезженном мустанге. Кто в этом случае кем управляет?..
Собеседник отвечает, скорее по инерции: - Наверное, лошадь наездником? - А как лошадь может управлять человеком? Может она, допустим, послать его за пивом?.. Нет. Не может.
То есть в данном случае, когда городской клерк не умеет править конем и таким образом совершает бессмысленные движения, которые лошадь только раздражают, никто никем не управляет: возникает своего рода анархия, "конфликт тела с организмом", ситуация, в которой та или иная проблематика неизбежна.
И почти все люди, которые практически не имеют представления о работе собственного бессознательного, в какой-то момент оказываются в положении этого городского клерка, которого не просто посадили на горячего мустанга, но еще и крепко привязали. То есть сбросить человека и избавиться от его неумелого управления лошадь не может, а игнорировать его неграмотные посылы и заняться своими делами – тоже не может, так как у нее на спине посторонний предмет. И в такой ситуации, увы, при ее дальнейшем развитии не поздоровится ни лошади, ни всаднику, ни окружающим, если таковые окажутся в поле зрения.
Однако если наш клерк будет изучать литературу по коневодству, освоит приемы и навыки верховой езды и объездки лошадей, будет наблюдать за конкретным конём, кормить его, приучать к себе, знакомиться с его жизнью и возможностями ближе – то максимум через полгода из этой пары получится вполне рабочий альянс, а года через два вполне вероятно образуется тот самый "мускулистый ковбой на верном коне". Который настолько эффективно будет управлять своей лошадью, что может только подумать, что хотел бы съездить к приятелю на соседнее ранчо за пивом – а лошадь его туда уже везет. И спокойно пасется на травке в компании лошади приятеля, пока ковбой с приятелем пьют свое пиво и разговаривают. И всем хорошо.
Описание невротической ситуации как нельзя лучше подпадает под ту часть примера, где на необъезженном мустанге висит городской клерк, да еще и накрепко привязанный к седлу. И лошадь его несет, а он не в состоянии никак вмешаться в течение этой ситуации. Что называется – настоящий "конфликт тела с организмом".
Основная проблема в подобных случаях в том, что цензура блокирует дорогу от бессознательного к сознанию. Она не дает им договориться и подобрать социально приемлемые способы реализации, потому что сама считает, что "это нехорошо, и все тут". Поэтому мы не всегда знаем о своих реальных внутренних запросах, если цензура решила, что они "нехорошие" (чего мы тоже осознавать не можем).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 370 | Нарушение авторских прав
|