АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Решение проблем в отношениях
Решение проблем в отношениях необходимо, когда отношения становятся источником проблем для какой-либо из сторон. Неудовлетворенность или гнев пациента либо специалиста по отношению к другой стороне сигнализируют о необходимости решения проблем. Все стратегии решения проблем, обсуждаемые в главе 9, целесообразны в этой ситуации. Решение проблем в отношениях в ДПТ основано на ви́дении терапевтических отношений как «реальных» отношений, в которых источником проблем может быть какая-либо из сторон или обе стороны сразу.
Общая тема собраний по обсуждению клинического случая пациента с ПРЛ – комментарии о «притворстве» какого-либо пациента, попытках манипулирования терапевтом, «раскола персонала» или других действиях против специалиста и терапии. При этом предполагается, что если пациент причиняет терапевту боль, унижает, приводит в ярость или доставляет какие-либо другие неприятности, за этими действиями должно стоять соответствующее намерение (осознанное или неосознаваемое). Как я неоднократно подчеркивала, такие рассуждения основаны на ошибочной логике. Терапевтам иногда кажется, что пациенты обладают сверхъестественной способностью выявлять их слабые места и бить по ним; но я в это не верю. Я думаю, что пациенты с ПРЛ проявляют настолько разнообразные виды проблемного межличностного поведения, что по законам статистики непременно попадают в слабое место специалиста.
Пациентам, конечно же, тоже есть за что пожаловаться на терапевтов. Я подробно обсуждала эту тему в главе 5 и не буду к ней возвращаться. Как правило, пациенты требуют больше уважения к себе, больше эмоциональной взаимности, меньше искусственных правил и больше помощи. (Многие пациенты нашей клиники говорили нам, что в ДПТ им больше всего нравится наша готовность признавать ошибки.)
Общий подход к препятствующему терапевтическим отношениям поведению (как пациента, так и терапевта) – расценивать его как проблему, подлежащую разрешению; предполагать, что индивиды мотивированы исправлять ошибки в терапевтических отношениях; и верить в то, что эти проблемы могут быть разрешены. Не допускается, что одна из сторон ответственна за возникающие проблемы в большей мере, чем другая. Такой подход часто кардинально меняет позицию специалиста по отношению к пациенту. Мнение о том, что пациент пытается создавать проблемы, а не изо всех сил старается помочь себе, соответствует позиции негативно подкрепляющего окружения, которое сопровождало пациента всю его жизнь. При самонепринятии пациент считает все проблемы отношений своей виной; при другой крайности пациент может перекладывать всю ответственность за проблемы отношений на терапевта. Иногда у специалиста проявляется похожая тенденция – списывать все проблемы отношений на патологию пациента. Проблемы отношений гораздо реже объясняются собственными ошибками или контрпереносом. «Истина», конечно же, находится где-то между двух полюсов диалектического континуума.
Где и как обсуждаются и разрешаются проблемы в терапевтических отношениях, зависит в некоторой степени от того, в каком контексте проявляется проблема (например, при групповой или индивидуальной психотерапии), в чем состоит проблема и кто выступает потерпевшей стороной (пациент или терапевт). Проблемы отношений в групповой психотерапии могут разрешаться в контексте группы или в индивидуальном порядке. (При этом учитывается ряд факторов – например, временны́е ограничения групповых сеансов и способность пациента работать над собственным поведением в группе.) Некоторые проблемы (например, страх или гнев, настолько интенсивные, что пациент не может прийти на терапию, или серьезные ошибки терапевта, которые он не признал во время сеанса терапии, групповой или индивидуальной) могут разрешаться по телефону. Часто влияние терапевтического взаимодействия полностью осознается только после сеанса; ДПТ допускает телефонные звонки для снятия чувства отчуждения или ослабления накопившейся ярости. Эта тема подробнее рассматривалась выше в этой же главе в связи со стратегиями телефонных консультаций.
Поведением терапевта, которое становится источником проблем в отношениях, занимаются на собраниях консультативных групп по обсуждению клинических случаев, в контексте индивидуальной супервизии или на сеансах индивидуальной психотерапии с пациентом. Жалобы пациента терапевту на его поведение всегда обсуждаются на психотерапевтических сеансах. Обычно ключевым фактором разрешения выступает готовность терапевта признавать свои ошибки (если таковые действительно допущены). Хотя влияние поведения пациента на поведение терапевта (и наоборот) – важная тема для обсуждения, терапевту ни в коем случае нельзя использовать такое обсуждение для обвинения пациента в проблемном поведении самого терапевта. Проблемы отношений, которые не затрагиваются пациентом, обычно решаются на собраниях группы супервизии и консультирования. В таких случаях коллеги применяют стратегии ДПТ к самому терапевту.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 392 | Нарушение авторских прав
|