АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Лечение музыкой - музыкотерапия.

Прочитайте:
  1. IX. ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВЫХ РАН, ТРОФИЧЕСКИХ ЯЗВ, РАН ПОСЛЕ НЕКРОЭКТОМИИ И ПРОЛЕЖНЕЙ
  2. V1:Ортопедическое лечение пародонтита. 4 к (8 с); 5 к (9-10 с)
  3. XI. СТОМАТОЛОГИЯ. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГИНГИВИТОВ, ПЕРИОДОНТИТОВ И ПАРАДОНТОЗОВ
  4. XIII. ЛЕЧЕНИЕ
  5. XIII. ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
  6. XIV. ЛЕЧЕНИЕ.
  7. Аборты. Классификация. Диагностика. Лечение. Профилактика.
  8. Аденофлегмона челюстно-лицевой области у детей. Клиника, диагностика, лечение.
  9. Актиномикоз, клиника, диагностика, лечение.
  10. Альгодисменорея. Этиология, патогенез, клиника, лечение.

"Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабёж, измену, хитрость!

Темны как ночь души его движенья

И мысли все угрюмы - как Эреб,

- Не верь такому!"

Шекспир.

 

Из наслаждений жизни, одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия!

А.С. Пушкин

 

Редактор: Валерий Викторович (Белоусов), прокомментируйте пожалуйста замечательный эпиграф, взятый нами за основу в написании этой страницы. И скажите пару слов о том, что вообще значит музыка в жизни человечества?

 

Музыкотерапевт: Да, этот эпиграф действительно очень глубоко отражает суть музыки в жизнедеятельности человека! И я мог бы сказать, что: "Комментарии излишни"... Однако читателям, пытающимся докопатся до сути лечения музыкой, понять значение музыки в жизни человека, осознать механизмы воздействия музыки на человеческий организм, этого было бы недостаточно.

 

Этот эпиграф, как у другие замечательные высказывания, выдающихся людей о музыке, можно без преувеличения назвать высказыванием посвящённого. "Эти" люди знали значение музыки, как части человеческой духовной культуры личности и ценили её по достоинству!

Со времен Античности в основании подлинной культуры, лежал главный принцип человеческих ценностей: "Истина - Добро - Красота". Обретение в себе подлинной музыкальной культуры, всегда, на протяжении жизни Человечества, было необходимо человеку в силу его стремления к прекрасному, к духовному. К тому, что могло бы подпитать, подбодрить, вдохновить! К тому, что помогало бы быть в потоке историко-культурных ценностей.

 

Во все времена существования человечества, музыкальное образование являлось неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения! В былые времена музыку воспринимали как СРЕДСТВО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ СВЫШЕ, ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С ДУХОВНЫМ МИРОМ во время религиозных богослужений, свадебных обрядов, бытовых праздников, в повседневной жизни.

Печально, что многие из этих традиций были утрачены и в настоящее время в обществе, как правило, исчезает сама мотивация обращения к высокому искусству, связанная с поисками смысла существования человечества.

 

Отношение человека к искусству, к музыке, к истории есть показатель не только его культуры, но и меры его добра и человечности. Могуч и богат только тот человек, который прочно стоит на корнях национальной культуры. Поэтому сегодня столь необходимым и важным, является сохранение народных традиций музыкального, семейного, духовно-нравственного воспитания.

 

Приобщение к музыке - это воспитание прекрасного, воспитание подлинного гуманизма. Именно музыкальная культура общества и личности содержит историческую память о шедеврах профессионального и народного музыкального искусства.

Связанные с развитием музыкального логоса и чувством жизни, классические и народные музыкальные произведения прошлого и настоящего способствуют созданию образа человека культуры или, как говорили древние греки, "мусикийского человека".

 

Уже в античный период музыка воспринималась как принцип построения миров. В древности музыка считалась важнейшим медицинским средством, благодаря которому можно было замедлить процесс старения и продлить жизнь.

Еще древнеарабские врачи отмечали, что музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. Не случайно у древних арабов около больниц собирали музыкантов.

В Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и расстройства нервной системы.

 

Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

 

Например Платон, называет музыку самым могучим из всех искусств, Квинтилиан - самым прекрасным, Августин - божественным.

В Ветхом Завете описывается, как будущий царь Израиля Давид неоднократно исцелял звуками гуслей от злого духа царя Саула:

"И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него". 1-я Царств 16:23

Авиценна (980 - 1037) в своей "Книге исцеления" целый раздел посвятил взаимосвязи между музыкой и пульсом.

В своем трактате "Обобщение о действии музыки" И.Тинкторис (Иоанн Тинкторис - нидерландский композитор и теоретик 1446-1511 годы.) изложил о влиянии музыки на человека, в которых систематизировал высказывания по этому предмету почти всех музыкальных авторитетов прошлого, как античных, так и средневековых. (Более подробно для интересующихся читать здесь).

 

Конфуций дорожил музыкой и ввёл её в своё преподавание, как средство для смягчения народных нравов. В одной из канонических книг, составелнных Конфуцием, сказано: "Желаете ли образовываться. Тщательно изучайте музыку. Музыка выражает и живописует нам союз неба с землёй. С богослужением и музыкой в империи ничего не может быть невозможного".

 

О. М. Айванхов говорит: "Музыка и слово являются языком. Тем не менее, связаны они с разными способностями человека. Слово обращается прежде всего к разуму. Для его понимания необходимо внимание, концентрация. Музыка создает атмосферу. Она не предлагает тем для размышления, однако немедленно рождает чувства.

Таким образом, музыка обращена скорее к сердцу, чувствительности, которая является другой формой понимания. В некотором роде слово также пробуждает чувства, но только во вторую очередь. Прежде всего оно обращается к разуму, и нужно сначала понять смысл, чтобы затем пришло чувство.

Важно, чтобы вы в своей жизни отводили время обеим разновидностям языка: и музыке и слову, чтобы суметь гармонично развить оба качества: способность чувствовать и способность размышлять.

 

Не случайно Д.Б. Кабалевский цель музыкального воспитания детей видел в формировании их музыкальной культуры как части всей духовной культуры "личности".

 

От глубины залегания ценностных музыкальных ориентаций во внутренней структуре личности зависят музыкальные интересы, вкусы, потребности, да и музыкальная культура человека в целом!

 

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ФОРМИРУЕТ У ЛЮДЕЙ УГЛУБЛЁННОЕ И ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИВАЕТ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ!

 

Музыкальное искусство как управление состоянием человека изучается разными науками, в том числе медициной, социологией, психологией, психиатрией и многими другими.

В наше время трудно переоценить роль мира классической музыки на пути к подлинной человечности.

Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в ее понимание ясность.

Она мягко но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе бездуховности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысложизненных ориентиров.

 

Редактор: Валерий Викторович, вы говорите о классической музыке или не только?

 

Музыкотерапевт: Да, я говорил о классической музыке, которая гармонизирует духовную составляющую, воспитывает, гармонично развивает эмоциональную сферу людей, а особенно детей - наше будущее поколение! И от того, какую музыку будут слушать наши дети, будет зависеть, какими станут наши потомки.

Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка. Например у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои музыкальные инструменты, "своя музыка", близкая по духу именно им.

 

В КНР естественным образом используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков с целью оздоровления тех или иных систем организма.

Во Франции музыкотерапевт А. Томатис, которого прозвали "Доктор Моцарт", лечит музыкой Моцарта. Сочинения австрийского композитора находятся в числе лидеров по целительному воздействию. Его пациентом был знаменитый актер Ж.Депардье.

Автор израильского метода – Д.Гиттельман, ограничивается применением набора ритмических построений, воспроизводимых на ударных инструментах.

 

На основе принципов классической аюрверды с использованием гангаведов, повторяющихся мелодических оборотов ритуального происхождения, нередко – с применением четвертьтонового звукоряда, заботают музыкотерапевты в Индии. При этом источник звука обычно бывает приближен непосредственно к больным участкам организма. Такой метод оздоровления с помощью гангаведов иногда называют мелотерапией.

А колокольный звон, используемый и сейчас и нашими предками - всегда помогал в случаях изгнания бесовской силы. Считается, что колокол таинственно связан со святыми силами и людскими душами; он будит землю и небо.

 

Некоторые лингвисты полагают, что слово "колокол" восходит к славянскому языческому Богу Солнца - Коле. На Востоке полагают, что родина колоколов - Тибет. Название "колокол" по этой версии составлено из двух древнетюркских слов - "калык" (небо, небеса) и "кол" (просить, молить). Перевод "моли небеса" указывает на назначение колокола.

Иногда используются отдельно один или несколько инструментов, клавишные, духовые, или скрипичные. Необходимо сказать о вокальном и хоровом пении. Вокальное и народное хоровое пение всегда благоприятно воздействовало на нервную систему, тонизировало и слушающих и поющих.

 

Редактор: Валерий Викторович, а какие виды музыкотерапии существуют и как развивалось это направление лечения (оздоровления)?

 

Музыкотерапевт: В широком понимании, музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. С точки зрения онтопсихологии, музыкотерапия - это обращение к собственному телу.

Конечная цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете Земля.

 

Музыкотерапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека.

 

При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Музыкотерапия часто входит в состав арт-терапии (лечение искусством), которая представляет собой целый комплекс методов и приемов вовлечения людей, в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Иногда преподносится как самостоятельный метод.

 

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

 

При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.

 

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.).

Основной целью в данном случае, помимо лечебного воздействия, происходит интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость (ложное стеснение), некоторые комплексы, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

 

Один из более общих подходов к пониманию музыкотерапевтического воздействия, сохранивший свое значение и в наши дни, описан в 1684 году Анастасиусом Кирхером в его труде "Phonurgia Nova" и характеризуется бытующими в XVII и XVIII столетиях медицинскими и философскими представлениями о "Iatromusica", как называлась тогда музыкотерапия.

По его мнению, существует естественная музыка, которая окружает всю гармонично устроенную Вселенную и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле.

Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

 

Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, впервые заявившего о создании музыкальной фармакопии или музыкальной "партитуре органов тела" на Тбилисском "Симпозиуме о Бессознательном".

В работах психиатра С.Грофа, который узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив представительный и многочисленный опыт американских специалистов в этой области и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.

 

Антонио Менегетти, основоположник онтопсихологии, уделяет значительное внимание в своих работах позитивному воздействию музыки на организм человека, пробуждая его глубинный источник существования ("ин-сё").

 

Редактор: Валерий Викторович, расскажите пожалуйста о музыкотерапии с точки зрения онтопсихологии.

 

Музыкотерапевт: Как вы знаете, одним из наиболее ярких практических приложений онтопсихологических идей является метод имагогики. Термин "имагогика" в переводе с латыни означает "акция во мне" и представляет собой особого рода психическую активность на подобии "сна наяву".

Это направленный поток внутренних образов, представляет как бы "карту" актуального состояния человека. По ней терапевт делает вывод о глубинных проблемах пациента, приведших его к той или иной форме психосоматических затруднений и определяет, каким образом можно выйти из создавшегося положения.

 

Наша обычная, повседневная жизнь протекает как бы "на поверхности". Сигналы - послания "ин-сё" доходят до нас в искаженном или ослабленном виде, как звук через инородную среду. Широко известно, что мы находимся там, где находятся наши мысли.

Очень редко человек осущает себя "здесь и сейчас". Здоровый, любящий жизнь, творчески проявляющий себя человек, всегда находится в состоянии "здесь и сейчас". (подробнее об этом можно прочесть здесь).

 

Размышляя социальными нормами и стереотипами ("шаблонное" мышление, по терминологии онтопсихологии - "монитором отклонения"), человек подавляет своё "ин-сё" - "солнце" своего организма, подавляет и блокирует энергию "ци". Когда подавление "ин-сё" становится слишком сильным, человек, как растение без солнечного света, начинает болеть различными психосоматическими болезнями.

В большинстве случаев блокировка энергии "ци" проявляется у человека внешне в виде телесной патологии а внутри в виде навязчивого состояния, различного рода дискомфорта, одержимости.

 

Поэтому цель музыкотерапии в онтопсихологии, позволить энергетическим и смысловым "посланиям" "ин-се" доходить до сознания человека. Иными словами, установить постоянный и прочный контакт "ин-се" с сознанием. Тем самым, наполняя человека радостью бытия и давая ему возможность почувствовать себя полноценно в настоящем моменте.

 

РИТМ - внутренний закон процесса. ВРЕМЯ - форма движения материи, и внутренний закон процесса (ритм), сказывается во времени, в частом претворении ритма в звуках. МУЗЫКА - это невоплощённый ритм, это наиболее тонкая форма движения материи, в ней лучше всего сказывается внутренний закон процесса.

Н.Паганини

 

Сознание проявляет себя через тело, в которое оно воплотилось, и всегда ищет себе соответствие вне тела. Тело - это язык души, материальный символ трансцендентности; это основной посредник, связующий внутреннюю энергию с непрерывностью окружающей среды; это главное подтверждение нашего существования, доказательство хорошего самочувствия, проводник любви; это гармонично упорядоченный сгусток энергии.

Болезнь - противоестественное состояние человека. Только здоровый человек может быть проводником доброжелательности, любви, призывать к успеху, к жизни, проявляя при этом глубокое уважение к свободе другой личности.

Поскольку во внутреннем мире "ин-сё" всегда светло и радостно, необходимо "достучаться" до него и наполнить им всего себя. Все это заключается в музыке, жесте, ритме, пении, игре.

 

Музыкотерапия помогает телу, через которое наш Дух проявляет себя в жизни, удалить все "барьеры" и упорядочить заблокированную энергию, направить течь её в нормальное русло. Музыка помогает сознанию снова гармонично "объединиться", "слиться" со всем нашим существом, со всеми нашими телами.

Можно сказать, что музыка, помогает телу, через пробуждение "ин-сё" и наполнение им - слушать саму жизнь и её появления! Помогает обрести гармонию в себе и гармонично вписаться в саму жизнь, обрести гармонию с окружающей Природой!

 

Редактор: Валерий Викторович, вы упомянули о активной музыкотерапии (вокальном и хоровом пении), в которой пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений и где помимо лечебного эффекта происходит интеграция индивида в социальные группы устраняются комплексы, формируется выдержка и самоконтроль. Расскажите пожалуйста об этом поподробнее.

 

Музыкотерапевт: Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества.

Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс.

 

На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние!

 

Поэтому ПЕНИЕ - работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

 

Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма!

Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение - непосредственно к его чувствам.

Что мы дарим самим себе и окружающим во время пения – хвори или здоровье, страхи или радость, напряжение или свободу полета, во многом зависит от характера и эмоциональной окрашенности звука пения.

В органическом единстве слова и музыки, смыслового и эмоционального и состоит сила - вечно живого вокального искусства.

 

Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения.

Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация - это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей.

Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

Звук извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.

 

При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Человек приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии), у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

 

Музыка влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов.

Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершая в нас определенную работу. Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм.

 

Интересно отметить, что нейрохронаксическая теория Рауля Юссона (R. Husson), и так называемая миоэластическая, традиционная теория голосообразования, основную роль в образовании певческого голоса придавали особенностям работы гортани и голосовых связок певца.

Исследования профессора В.П. Морозова однако показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.

 

Поэтому, прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать!

Помимо профилактической (дыхательная зарядка) роли, в вокально-хоровой деятельности, правильное дыхание выполняет еще и терапевтическую (коррекционную) задачи.

 

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться.

Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма.

 

Поэтому пойте на здоровье песни, одни или в хоре. РАДУЙТЕСЬ ЖИЗНИ! Издавайте, извлекайте звуки, звукосочетания на тибетский, индийский, китайский или иной манер! Даже если вы никогда не пели, или у вас нет слуха и вы не знаете нужного тона и частоты, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ!

В конце концов, улучшится настроение, отступит грусть, снимется напряжение, появится желание жить творчески и радостно! И пусть в этом вам поможет вот эта замечательная ПЕСНЯ!

 

Редактор: Валерий Викторович, расскажите пожалуйста, кем и какие исследования проводились на предмет лечебного воздействия музыки и какая музыка поможет в том или ином случае? Под какую спать, а под какую плясать?

 

Музыкотерапевт: Говоря о классической (и некоторой народной и эстрадной) музыке, как о мощном целебном средстве необходимо заметить, что одни и те же музыкальные произведения воздействуют на организм разных людей по разному.

Уместно вспомнить, как великолепно и с высоким мастерством описал И. С. Тургенев ошеломляющее влияние на него музыки Бетховена: "Фемольная соната, опус 57 поразила несказанно. Я не ожидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. С самых первых тактов стремительно-страстного "allegro" начала сонаты я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, которые мгновенно охватывают душу, когда в нее неожиданным налетом вторгается красота... Я все хотел и не смел вздохнуть".

 

Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучались в многочисленных работах психологов и физиологов. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен.

Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций.

Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ (электроэнцефалограмма), свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.

 

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья.

Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС (центральную нервную систему), но и на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной. Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат.

 

И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляюшие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с практической точки зрения. Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях.

 

Специалист — маммолог Семикопенко В.А, опираясь на свой практический опыт диагностики онкологических заболеваний, с горечью констатировала тот факт, что множество пациентов из группы риска могли бы не заболеть, если бы им была предоставлена возможность СУБЛИМАЦИИ одного из психологических факторов инициирования болезни (стрессового дискомфорта, одиночества, душевной боли) средствами музыкотерапии.

Постепенно растущее признание эффективности музыкальной терапии привело к необходимости разработки академической программы по подготовке профессиональных музыкотерапевтов.

 

Первая учебная программа в Великобритании была осуществлена в Лондоне в 1961 г., а в 1975 г. там же был основан Центр музыкальной терапии. В Германии музыкотерапевты, подготовленные по системе Нордоффа-Роббинса, начали работу в 1978 г. в больнице Хердеке и в Музыкальном колледже в Аахене. В 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен-Хердеке был организован Институт музыкальной терапии.

Работая совместно с врачами и исследователями, сотрудники этого института распространили применение музыкотерапии на многие области: детскую и взрослую психиатрию, педиатрию, спинномозговые травмы, невропатологию, психосоматические заболевания, внутренние болезни, интенсивную терапию.

 

В дальнейшем учебные музыкально-терапевтические программы были внедрены в ряде других стран Европы. Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США; сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах

 

В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.

 

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебнопрофилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и некоторые другие.

 

Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь резистентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

Напомню, что когда мы слушаем музыку, наш организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизнно важных систем и органов: ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, восстанавливает энергопоток, снимает мышечное напряжение.

Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

Есть некоторая "классическая" схема воздействия определённых произведений на конкретное заболевание, которая была сформирована опытно-экспериментальным путём.

Замечено, что:

 

снимает головную боль, уменьшает эмоциональное напряжение прослушивание полонеза Огинского "Прощание с Родиной", "Венгерская рапсодия 1" Листа, "Фиделио" Бетховена, Моцарт - Дон Жуан, Хачатурян - Сюита Маскарад.

снимает неврозы и раздражительность, разочарование, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы - "Симфония" Гайдна, "Лунная соната" и Симфония ля-минор Бетховена, "Итальянский концерт" Баха, "Кантата №2" Баха, музыка Генделя

успокаивает, уменьшает чувство тревоги и неуверенности прослушивание - "Аве Мария" Шуберта (звучит на этой странице), вальсы Штрауса, "Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, мелодии Рубинштейна, Бетховен - Симфония 6, часть 2, Ноктюрн соль-минор, мазурки и прелюдии Шопена.

алкоголизм и курение (наркотическая зависимость) уменьшаются от прослушивания - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Метель" Свиридова, "Лебедь" Сен-Санса.

восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность, снимает напряженность в отношениях с другими людьми прослушивание - "Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Свадебный марш" Мендельсона, Кантата 21 и "Концерт ре-минор" для скрипки Баха, Барток - Соната для фортепиано, Квартет 5, Брукнер - "Месса ля-минор".

бессонницу устраняют - сюита "Пер Гюнт" Грига (здесь), "Грустный вальс" Сибелиуса, "Грезы" Шумана, пьесы Чайковского.

гастрит "не любит" - "Сонаты N7" Бетховена.

эпилепсия "не любит" - "Сонату К448" Моцарта.

улучшает зрение - музыка Вольфганга Амадея Моцарта

уменьшает cуставные боли - музыка Вольфганга Амадея Моцарта

росту умственных способностей у детей - способствует прослушивание музыки Моцарта.

нормализует работу мозга - прослушивание сюиты "Пер Гюнт" Грига (здесь).

стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение музыка Бетховена, Штрауса.

ускоряет рост растений - музыка Россини.

Для поднятия общего жизненного тонуса, наполнения себя жизненой силой, улучшение самочувствия, активности, настроения, вдохновением, творческой энергией: Чайковский - Шестая симфония - 3 часть, Шопен - Прелюдия 1 - опус 28, Лист - Венгерская рапсодия 2, Бетховен - Увертюра Эдмонд.

Из эстрадной музыки можно отметить музыку: Энгельберт Хампердинк, Демис Руссос, Хулио Иглессиас, Сара Брайтман, песня Александры Пахмутовой "Беловежская пуща".

уменьшает злобность, зависть к успехам других людей: Бах - Итальянский концерт, Гайдн - Симфония.

у некоторых специалистов есть мнение, что подавляют и угнетают некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии, тяжёлый рок.

 

Мы рекомендуем каждому человеку держать "по рукой" домашнюю аптечку с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет или музыкальных дисков. Её желательно чаще применять в профилактических целях! Но и экстренных случаях, в момент возникновения того или иного дискомфорта, можно подобрать соответствующую мелодию-терапевта!

 

О влиянии звуков на органы по китайской системе излечения с помощью звуков "Нэй Цзин" можете ознакомиться здесь >> Звуки в Нэй Цзин, со звуковыми мантрами, корректирующими энергетические чакры человека - здесь МАНТРЫ

 

Между прочим, в в строго организованных структурах моцартовских сонат, в Пятой симфонии Бетховена, а также в произведениях Бартока, Дебюсси и Шуберта, проявляется "божественная пропорция", которая играла роль кирпичика, в фундаменте построения всего живого на Земле, число - PHI (1.618). Число PHI, использовал в расчетах даже Страдивари, при создании своей уникальной скрипки.

 

Дополнение: Несколько тысяч лет тому назад даосские мастера в ходе медитаций открыли шесть звуков, которые помогают сохранять оптимальное состояние внутренних органов, предотвращая или излечивая от болезней.

Они обнаружили, что здоровый орган генерирует вибрацию определенной частоты. Вместе с Шестью Исцеляющими Звуками были разработаны шесть поз, которые активизируют акупунктурные меридианы, или энергетические каналы, органов.

Узнать эти звуки и технику исполнения поз, можно скачав книгу Мантэка Чиа "Шесть исцеляющих звуков", в электронной библиотеке, в разделе "Медицина". Скачать пьесу Бернарда Шоу - "Лечение музыкой" вы можете тоже в электронной библиотеке, в разделе "Познавательное".

 

http://zvann.narod.ru/aLM.html

 


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 590 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.03 сек.)