Депрессивная фаза.
Депрессивному эпизоду могут предшествовать нарушения сна и аппетита, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, повышение артериального давления, сухость во рту, дискомфорт в области желудка, запоры, у женщин — задержка менструации. Такое состояние иногда ошибочно расценивается как какое-то заболевание внутренних органов (маскированная депрессия).
В легких случаях депрессивное состояние не разворачивается во всей полноте. Наблюдается подавленное настроение, неуверенность в будущем, плохое самочувствие, повышенная утомляемость. Такое состояние называют субдепрессией. Она лечится амбулаторно, а в некоторых случаях проходит самостоятельно.
Депрессивная фаза имеет классическую клиническую картину депрессивного синдрома и характеризуется триадой признаков — пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов и двигательной заторможенностью.
Наиболее характерный признак депрессивной фазы — угнетенное, подавленное, тоскливое настроение.
Выраженность депрессивных нарушений может быть различной — от легкой степени — подавленности, безрадостности — до глубокой депрессии, так называемой «витальной тоски» с ощущением безысходности и отчаяния.
Бывает так называемая «предсердечная тоска» — сочетание тоскливого настроения с тягостными, мучительными ощущениями тяжести и жгучей боли в области сердца.
Особенно мучительной бывает тоска по утрам. К вечеру самочувствие больных немного улучшается, но даже радостные события не могут вывести их из этого состояния.
Наиболее тяжелой формой проявления депрессивных расстройств является «взрыв тоски» («меланхолический раптус») — внезапный взрыв отчаяния с возбуждением, рыданиями, стонами, стремлением нанести себе повреждения и попытками самоубийства.
Внешний вид депрессивных больных:
Мимика и выражение глаз печальные, страдальческие, глаза сухие, тусклые. Брови сдвинуты, на переносице образуются продольные складки. Углы рта скорбно опущены, губы сухие, плотно сжаты.
Голос тихий, монотонный, больные жалуются, что им трудно и не хочется говорить.
Двигательная заторможенность может быть различной степени выраженности. В сравнительно легких случаях движения замедленные и однообразные. Больные жалуются, что им трудно двигаться. Они неподвижно сидят часами в одной позе, опустив плечи и голову, подперев щеку рукой или уронив руки на колени.
В тяжелых случаях возникает депрессивный ступор — полная обездвиженность, когда больные как бы застывают в одной позе и могут так лежать сутками без пищи и воды.
Замедление мышления проявляется бедностью ассоциаций. Больные с трудом переключаются с одной темы на другую. Они жалуются на отсутствие мыслей или на одни и те же мысли о собственной никчемности и желании умереть. Речь с паузами, на вопросы больные отвечают с большой задержкой, односложно.
Внимание сосредоточивается с трудом, но память не страдает, но больные с трудом могут сосредоточиться, чтобы что-то вспомнить и ответить на вопрос врача.
Будущее кажется больным беспросветным, безысходным и мрачным. Суицидальные мысли и намерения постоянны, именно поэтому это очень опасное состояние. Больные говорят о желании умереть, но чаще молча обдумывают способы совершения самоубийства.
В состоянии депрессии могут возникать сверхценные и бредовые идеи. Наиболее часты идеи самообвинения, когда малозначащие поступки воспринимаются как преступления. Прошлое кажется больным чередой бесконечных ошибок, они винят себя в том, чего не совершали — измене, растрате, смерти близких.
При идеях самоуничижения больные считают себя ничтожными людьми, а происходящее с ними расценивают как наказание за их «преступления».
В тяжелых случаях может развиться скорбное бесчувствие (психическая анестезия). Больные говорят, что стали безразличны к своим близким, даже к детям. При этом бесчувствие переносится больными даже тяжелее, чем депрессия, и они сами очень страдают от него. В отличие от больных шизофренией, у них сохраняется критическая оценка своего состояния.
В более легких случаях могут быть навязчивые сомнения, опасения, страхи, ипохондрические идеи.
Маниакальная фаза.
Маниакальная фаза характеризуется противоположными депрессии симптомами — повышенным настроением, ускорением мыслительных процессов и двигательной активностью, доходящей до степени маниакального возбуждения.
Маниакальные состояния могут быть различной степени выраженности. Легкие состояния называются гипоманией, средней выраженности —типичными маниакальными состояниями, а тяжелые — манией с бредом величия и манией со спутанностью.
Развитие маниакального состояния происходит постепенно. Вначале больные испытывают прилив бодрости, улучшается настроение, появляется чувство повышения физической и умственной силы. Окружающее воспринимается в радужных красках, все психические процессы протекают легко, без задержек, интеллектуальная деятельность продуктивна.
Спят больные мало, но утром просыпаются бодрыми и полными сил, легко встают, быстро делают все дела, и все им удается. При выполнении своих обязанностей они не испытывают ни сомнений, ни колебаний.
Самооценка повышенная, настроение веселое, мимика живая. Аппетит повышен. Артериальное давление повышается, пульс учащается.
При дальнейшем развитии маниакального состояния настроение становится неадекватным, то есть не соответствующим ситуации. Несмотря на неприятности, больные находятся в прекрасном настроении, жизнерадостны (эйфория). Энергия неиссякаема, жажда деятельности повышена (гипербулия).
При маниакальной фазе наблюдается повышенная отвлекаемостъ внимания. Если в начальном периоде деятельность продуктивна, то на более поздней стадии больные постоянно переключают внимание и реагируют на любой внешний раздражитель, из-за чего продуктивность снижается. В результате они ни одно дело не способны довести до конца.
Темп мышления ускоряется, ассоциации возникают по поверхностным признакам. У больных обостряется память (гипермнезия), обнаруживаются способности, которых раньше не было. Они начинают писать стихи или прозу, рисуют. Но чем больше нарастает маниакальное состояние, тем более беспорядочным становится их творчество.
Растормаживается сексуальное влечение, больные легко заводят случайные знакомства, вступают в беспорядочные сексуальные связи. Некоторые становятся циничными, могут нецензурно браниться, хотя в обычном состоянии это воспитанные, интеллигентные люди.
Женщины начинают броско одеваться, неумеренно пользоваться косметикой. Они громко разговаривают, громко хохочут. Голос становится хриплым в связи с постоянным речевым возбуждением.
При нарастании маниакального состояния больные становятся возбужденными, говорят без умолку, во все вмешиваются, всем дают советы. Могут пуститься в пляс или запеть в неподходящем месте.
Мышление ускоряется вплоть до «скачки идей» речь при этом кажется бессвязной.
В выраженных случаях развивается бред величия. Больные переоценивают качества своей личности, преувеличивают свои заслуги и достижения. Считая себя талантливыми людьми, утверждают, что могли бы занимать ответственные посты, совершать научные открытия.
Варианты маний:
веселая мания — с преобладанием эйфории,
экспансивная мания — с преобладанием идей величия и гиперактивной деятельностью,
гневливая мания — с преобладанием раздражительности, гневливости, конфликтности.
Во время интервалов между фазами психическое здоровье восстанавливается, человек полностью трудоспособен.
Дифференциальная диагностика.
Наиболее часто приходится отличать маниакально-депрессивный психоз от шизофрении, протекающей приступами с аффективными расстройствами — маниакальными и депрессивными, а психический дефект, особенно после первых приступов, выражен слабо.
При маниакальной фазе в отличие от циркулярной шизофрении отмечаются большее влияние на содержание мышления реальных впечатлений, доступность больного. Депрессивное состояние при маниакально-депрессивном психозе более интенсивно выражено в утренние часы, реже, чем при шизофрении, к депрессии присоединяется тревога. При шизофрении полиморфизм психопатологических расстройств больше, чем при маниакально-депрессивном психозе.
При отграничении депрессивной фазы циркулярного психоза от инволюционной меланхолии учитывают, что в картине пресенильной меланхолии преобладает тревога, а не тоска, для нее характерно отсутствие заторможенности, бредовые идеи ущерба, обвинения могут быть нелепыми, что связано с интеллектуальным снижением.
Депрессивные состояния вследствие церебрального атеросклероза отличаются от депрессивной фазы циркулярного психоза «недержанием эмоций», слезливостью, астенией, сопровождаются расстройствами памяти, снижением интеллекта.
Отграничение депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза от реактивной депрессии основывается прежде всего на том, что реактивный психоз возникает в связи с психической травмой, в его психопатологическую структуру нередко входят элементы других психогенных расстройств.
При сопутствующих соматических жалобах астенического и ипохондрического происхождения циклотимическую депрессию необходимо дифференцировать с неврозами и некоторыми формами психопатий в фазе декомпенсации. Принимают во внимание особенности развития заболевания, характер и смену фаз с довольно типичной симптоматикой, наличие светлых промежутков, неэффективность терапии, применяемой при неврозах и психопатиях.
Маниакальная фаза по симптоматике может напоминать прогрессивный паралич, особенно его экспансивную форму. Дифференциальной диагностике помогают отсутствие специфических для прогрессивного паралича данных анамнеза (заражение сифилисом.), неврологических симптомов органического поражения головного мозга, серологических изменений в крови и спинномозговой жидкости. Идеи величия маниакальных больных не бывают столь нелепыми, как бредовые идеи при прогрессивном параличе.
Лечение.
В депрессивном состоянии больные нуждаются в постоянном надзоре и контроле за их действиями. Поэтому они должны обязательно лечиться в психиатрическом стационаре. Даже в условиях больницы депрессивные больные постоянно должны находиться в надзорной палате, где есть пост медицинской сестры. Нельзя позволять больным укрываться одеялом с головой
Из диеты больных должны быть исключены продукты, содержащие тирамин (сыр, кофе, пиво, шоколад).
Основой современного лечения маниакально-депрессивного психоза является медикаментозная терапия. Она различна, в зависимости от фазы заболевания.
При депрессивной фазе назначают:
• трициклические антидепрессанты (мелипрамин 0,25г, амитриптилин 0,025г, леривон 30мг, аурорикс 150мг, коаксил 12,5 мг)
• ингибиторы моноаминоксидазы (ипразид 0,025мг., нуредал 25мг).
При этом нужно помнить, что препараты этих групп нельзя назначать одновременно, а только с перерывом в две недели.
нейролептиками (тизерцин 0,025г, аминазин 0,025г, неулептил 5 мг)- при наличии бредовых идей
• витаминотерапию (В 1, В 6)
• электросудорожная терапия.
При маниакальной фазе назначают:
- нейролептические средства, обладающие антипсихотическим и седативным действием (аминазин 0,025, галоперидол 0,5% 1 мл, тизерцин 0,025).
Для быстрого купирования острого маниакального возбуждения аминазин вводят внутримышечно (3—5 мл 2Л5% раствора на новокаине) или внутривенно медленно (1—2 мл 2,5% раствора на 20 мл изотонического раствора).
- соли лития (лития карбонат, контемнол). Поддерживающую терапию солями лития проводят и в период интермиссии для профилактики приступов. При этом необходимо контролировать концентрацию лития в плазме крови.
- психотерапия
Особенности ухода и надзора.
Обращение с больным должно быть мягким, тактичным. Депрессивный больной постоянно должен находиться в поле зрения персонала. Необходимо незаметно для больного изъять принадлежности, которые он может использовать для суицидальных попыток. Следить, чтобы больной не укрывался одеялом с головой, не накапливал медикаменты. Для этого необходимо убедиться, что больной проглотил таблетки, а не спрятал их во рту. Необходимо следить за питанием депрессивных больных, при необходимости организовать искусственное кормление. Больные с депрессивным ступором не могут себя обслуживать и нуждаются в соответствующих гигиенических мероприятиях.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 423 | Нарушение авторских прав
|