Судебно-психиатрическая оценка простого и патологического опьянения.
В судебно-психиатрической практике принято различать простое алкогольное опьянение, которое отграничивают от патологического опьянения.
Принято различать легкую, среднюю и тяжелую степень простого алкогольного опьянения.
Патологическое алкогольное опьянение относится к группе острых кратковременно протекающих психических расстройств. Это психотическое состояние со своеобразной симптоматикой, возникающей в результате приема алкоголя. Для патологического опьянения характерно внезапно наступающее изменение сознания типа сумеречного расстройства, в клинической картине которого сочетаются признаки сумеречного помрачения сознания и галлюцинаторно-бредовые переживания, в результате чего возникает искаженное восприятие и бредовая трактовка окружающего. Обычно отмечается резко выраженная аффективная напряженность — безотчетный страх, тревога, растерянность, гнев. Поступки больных оторваны от реальной ситуации и полностью определяются фабулой болезненных переживаний. Определяющим признаком для отфаничения просто алкогольного опьянения от патологического является установление характера нарушения сознания, качественно отличающегося от оглушенности при простом опьянении. Патологическое опьянение в судебно-психиатрической практике расценивается как психоз. Лица, совершившие противоправное действие в патологическом опьянении, признаются невменяемыми.
Острые алкогольные психозы, их формы и судебно-психиатрическая
Оценка.
Алкогольный галлюциноз — психоз у больного алкоголизмом, в клинической картине которого доминируют истинные вербальные галлюцинации; сознание больного при этом формально ясное. Особенно опасными для окружающих и самого больного, а потому и социально опасными являются императивные (приказывающие) галлюцинации: больной «слышит голоса», которые приказывают ему, например, убить кого-то, выпрыгнуть из окна и т. д. Эти приказания больной может выполнить. В дальнейшем к вербальным галлюцинациям могут присоединяться элементарные нестойкие зрительные галлюцинации.
Алкогольный параноид — алкогольный психоз, в клинической структуре которого основным является галлюцинаторно-параноидный синдром с бредом обыденного, конкретного содержания и невыраженными вербальными галлюцинациями на фоне ясного сознания.. Основным синдромом в клинике алкогольного параноида является бред ревности или преследования, встречаются и бредовые идеи воздействия. Наряду с бредом могут наблюдаться фрагментарные, слуховые, реже — зрительные галлюцинации. Больной почти всегда правильно ориентирован в пространстве, времени и собственной личности.
Корсаковский психоз. Одной из форм хронической алкогольной энцефалопатии является корсаковский психоз.
Основными признаками этого заболевания являются амнестический синдром (фиксационная и ретроградная амнезия в сочетании с парамнезиями — конфабуляциями и псевдореминисценциями) и полиневрит. Корсаковский психоз, как правило, возникает в конечной стадии алкоголизма. Доминирующим при нем симптомом является фиксационная амнезия.
Алкогольный псевдопаралич. Это сравнительно редко встречающаяся тяжелая форма хронической алкогольной энцефалопатии. По клинической картине она имеет сходство с прогрессивным параличом. В основе развития этого заболевания лежит также дефицит витаминов группы В.
В психическом состоянии таких больных отмечаются нарушения концентрации внимания, истощаемость, выраженная фиксационная гипомнезия, конфабуляции. Могут иметь место фрагментарные бредовые идеи величия.
Энцефалопатия Гайе-Вернике. Это также довольно редкая форма хронической алкогольной энцефалопатии. Острая форма этого заболевания сходна с тяжелой формой алкогольного делирия. Лечение ее такое же, как и при тяжелом алкогольном делирии.
При подострой и хронической формах энцефалопатии Гайе-Вернике наблюдаются изменение сознания со спутанностью, речедвигательным возбуждением, абортивные делириозные явления, эпилептиформные припадки, изменения памяти по корсаковскому типу и неврологические расстройства: атаксия, экстрапирамидная симптоматика, нарушение глазодвигательной функции.
Дипсомания. По клиническим проявлениям особая форма употребления алкоголя лицами, не страдающими алкоголизмом, — дипсомания примыкает к алкогольным психозам. Некоторыми авторами оценивается как вторичная алкоголизация, возникающая на фоне какого-либо психического заболевания (шизофрения, эпилепсия и т. д.) или выраженных проявлений психопатии, эндокринопатии с различными импульсивными состояниями, в том числе с дипсоманией.
Судебно-психиатрическая оценка лиц, страдающих алкоголизмом, как правило, не представляет значительных трудностей. Учитывая наличие у них ряда психических расстройств при этом заболевании и в то же время деградация личности, отсутствие грубых изменений восприятия, мышления, сознания, двигатель-но-волевой сферы, критики, они не лишены способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, поэтому, как правило, признаются вменяемыми.
Больной алкоголизмом признается невменяемым при одновременном наличии двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического). Первый критерий предполагает наличие у лица болезненного состояния психики. В ст. 21 УК РФ названы четыре вида такого состояния:
1) хроническое психическое расстройство;
2) временное психическое расстройство;
3) слабоумие;
4) иное болезненное состояние психики.
Для установления медицинского критерия достаточно одного из упомянутых видов психического расстройства.
Юридический (психологический) критерий невменяемости означает, что вследствие болезненного состояния психики субъект «не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» (ст. 21 УК РФ).
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 679 | Нарушение авторских прав
|