АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

VI. Врач с точки зрения общины

 

Каждый человек хочет быть нужным.

Е. Зейфрид (E. Seufried)

 

Социальное государство и благотворительные учреждения освободили общину от активного социального участия, а нравственные обязательства, перейдя из сферы частной в общественную, утратили свою интимность.

 

  1. Жизнь в общине и болезнь

 

«Ты должен умереть раньше, потому что ты беден».

 

Даже если посмотреть на современную «концепцию условий жизни» (где показателем является индекс минимальной обеспеченности, охватывающий такие области, как жилье, образование, работа, доход, техническая и социальная инфраструктура), которая исходит из понятия бедности, то среди бедных до сих пор сохраняются более высокие показатели заболеваемости и смертности почти во всех основных группах болезней. Показатели растут пропорционально количеству основных проблемных признаков: бедность, безработица, бездомность. В то время как у взрослых отмечается селективный эффект (болезнь повышает риск стать бедным), то при угрожающе прогрессирующей бедности детей обнаруживается скорее причинная связь (бедность в детстве приводит к плохому состоянию здоровья во взрослом возрасте).

Самые плохие перспективы имеет растущая группа неполных семей, в основном матери-одиночки: при формально равной доступности системы здравоохранения им не хватает сил, времени, возможностей сделать что-то для своего здоровья, как это делают другие. Еще хуже дело обстоит у мигрантов, и прежде всего у беженцев, которым, согласно законодательству, не оказывается медицинская помощь при хронических заболеваниях.

 

Это дает право задать вопрос о том, действительно ли мы со времен Древней Греции, несмотря на все успехи демократизации, не сумели создать общества, где бы не было изолированного низшего слоя, действительно ли уже полностью прошли стадию развития рабовладельческого общества?

 

Если я как врач хочу хотя бы уравнять в шансах бедного и богатого пациента, то должен проявить гораздо больше сочувствия, заботы, любви, времени, сил, а стало быть, и денег для бедного, то есть именно для того, с кем мне сложно найти общий язык, для нежеланного.

 

Полезно вспомнить, что введение социального страхования, также как и социальной помощи, то есть создание социального государства, в конце XIX века в Германии и других странах стало не только ответом национальным требованиям рыночной экономики, который послужил здоровью и социальному благосостоянию всех граждан.

 

Современный кризис субъекта невозможно устранить путем заботливой опеки. Мы, общество, должны признать, что не заслуживаем иной ситуации, кроме той, в которой находимся.

 

  1. Общественные движения в гражданском обществе

 

Для любого человека возможен свободный выбор ценностей и целей отношений. Высшим принципом социальных отношений независимых индивидов должна быть справедливость. Самым важным признаком общества следует считать равенство прав для всех. В противном случае конкуренция личных интересов грозила бы перерасти в катастрофический затяжной конфликт или репрессивное господство наиболее властных частных интересов.

 

  1. Ответственность врача перед общиной

 

Гидденс: две формы исключения становятся все более заметными в современном обществе. Одно исключение касается тех, кто находится в самом низу, кто отрезан от тех возможностей, которые в состоянии предложить общество. На другом, верхнем, конце находится другая форма – это добровольное исключение: «бунт элиты» заключается в том, что наиболее богатые группы перестают участвовать в общественной жизни и отгораживаются от жизни остальной части общества. Привилегированные группы населения замыкаются в своем жизненном пространстве и отстраняются от общественных систем образования и здравоохранения.

Исключение на верхнем конце шкалы выражается не столько в неуплате налогов, сколько, в более широком смысле, во всеобъемлющей «власти без ответственности», и делает понятным требование наряду со свидетельством о бедности ввести свидетельство о богатстве.

Из этого Гидденс выводит свое требование о включении и, тем самым, о равенстве для всех, то есть для обеих исключенных из общества групп: «Новая политика определяет равенство как включение и неравенство – как исключение (…) Включение подразумевает в своем обобщенном значении гражданские и политические права и обязанности, которые должны принадлежать каждому члену общества не только формально, но и быть неотъемлемой частью его реальной жизни. Подобное включение распространяется также на равенство возможностей и равноправие участия в общественном диалоге».

 

С конца XIX века «балластное существование» было излюбленным выражением тех, кто хотел с помощью отрицательной или положительной евгеники, селекционной дискриминации или уничтожения освободиться или избавиться от «излишней» части населения, хотя никто не сомневался в пользе балласта для морских судов или только что появившихся дирижаблей, откуда и взят этот образ. Размышляя на эту тему, я должен был бы задуматься над возможностью избавиться от того, что является наибольшим грузом для моей жизни или для жизни моего общества, что наиболее обременительно. Но это тупиковый путь, так как любое вакантное место немедленно заполняется следующим кандидатом, попадающим под определение «балласта».

 

Для того «чтобы укротить современный капитализм», как сказал Сеннетт, «необходимо установить гражданский порядок, в рамках которого люди заново познают, что зависят друг от друга и нуждаются друг в друге. Это можно было бы рассматривать как расширенное понятие благотворительности, которая выходит за рамки социальных запросов нуждающихся в помощи. Нельзя сформировать никакое сообщество, если у людей отсутствует сознание того, что они могут положиться друг на друга (…) Люди, которые ощущают себя независимыми, испытывают чувство, что не очень нужны другим людям и что их жизнь в глазах других немногого стоит (…) Если и другие люди будут также поступать, то в итоге это может привести к тому, что люди все меньше будут значить друг для друга». Поэтому терапевтическая стратегия общинной медицины в действительности состоит в освобождении от эгоцентризма через нагрузку заботой о Других.

 


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 290 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)