АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Тема 2. Патопсихология
Патопсихология (от греч. pathos- страдание) – раздел клинической психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Она находится на стыке медицины (психиатрии, неврологии) и психологии.
У истоков патопсихологии стояли известные психиатры Э. Крепелин и Э. Блейлер в Германии, П. Жане и Ш. Шарко во Франции, В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков в России. В конце XIX в. экспериментальные методы В. Вундта и его учеников проникают и в психиатрические клиники. Э. Крепелин (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы. Создал современную классификацию психических болезней, построенную по нозологическому принципу. Нозология – (от греч. nosos – болезнь) – учение о болезнях, их классификации и номенклатуре.
Клинические картины заболеваний, вызванных одинаковыми причинами, имеющих одинаковую фундаментальную психологическую форму, одинаковое развитие и течение, одинаковый исход и одинаковую мозговую патологию – то есть картины, полностью согласующиеся друг с другом, - представляют собой настоящие, естественные нозологические единицы. Обнаружение таких единиц возможно с помощью всестороннего клинического наблюдения. Согласно Крепелину, особенно плодотворных результатов можно ожидать от исследования исходов болезней. Его основная посылка состояла в признании принципиального различия между полностью излечимыми и полностью неизлечимыми заболеваниями. Крепелин также полагал, что знание психологической структуры исхода болезни позволит распознать фундаментальную психологическую форму болезненного процесса даже в самых малозаметных признаках, выявляемых на начальной стадии психоза. Психозы – это расстройства психической деятельности, которые обнаруживаются в нарушении восприятия действительности, изменении обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему. Эта такая область психических расстройств, которая отделена от здоровья настоящей пропастью.
Итогом всех этих исследований стало разделение всех психозов, которые не поддаются объяснению в терминах осязаемых мозговых процессов, на две большие группы. Первую составляют маниакально – депрессивные психозы (сюда же входит описанное французскими учеными «циркулярное расстройство», а также аффективные заболевания), тогда как вторую – слабоумие. Классификационная схема Крепелина получила всемирное признание и в этом смысле превзошла все более ранние классификации психозов, не имеющих известной органической основы. В принципе она сохраняет свое значение и сегодня. Она привела к интенсификации усилий, направленных на совершенствование диагностики. Идея выявления конкретной нозологической единицы стала и все еще остается целью, способной действовать в качестве стимула для развития психиатрической науки. Самому Крепелину удалось добиться беспрецедентного успеха в познании психологической структуры аффективных синдромов, а также заболеваний группы шизофрении (именно от его исследований ведет свое происхождение идея Э. Блейлера о шизофрении). Ученикам Крепелина блестяще удавались описания течения болезней в контексте целостных биографических исследований. Кроме того, они внесли большой вклад в исследование типичных мелких групп психоза.
Многие патопсихологи пытались понять содержательный аспект бредовых состояний (в том числе и других психотических симптомов) исходя из желаний и стремлений человека, из его переживаний. Исследователи цюрихской школы (Э. Блейлер, К.Г. Юнг) распространили этот подход на шизофрению. Они не остановились на самоочевидных, постижимых содержательных элементах, а, следуя за Фрейдом, интерпретировали их как символы. В итоге они пришли к почти стопроцентному «пониманию» содержания шизофренических психозов. Но использованная ими для этой цели процедура, как нетрудно убедиться на основании полученных результатов, ведет в бесконечность. Выражаясь буквально, они вновь открыли «смысл безумия» - или, по меньшей мере, были уверены, что сумели сделать это.
Блейлер и Юнг понимали шизофренические психозы, содержательный аспект бредовых идей, кататонического поведения и ложных восприятий исходя из вытесненных комплексов расщепленного типа. Согласно Блейлеру, комплексы не обязательно должны быть вытеснены. Они могут сохраняться в сознании и в то же время доминировать в шизофреническом бреде. При таком понимании иногда возникает удивительная в своем роде аналогия между истерией и шизофренией. (Юнг не упускает ее из виду). Интерпретация в целом сводится к переносу в область шизофрении тех понятий, которые возникли в связи с анализом истерии. Однако следует помнить о существовании принципиального различия между истерией и шизофреническим процессом. Различие это проявляется, в частности, в том, что больные шизофренией, в противоположность истерикам, не поддаются гипнозу и характеризуются крайне низкой степенью внушаемости.
Доступные пониманию содержательные элементы присутствуют в любых формах объективного. Даже содержание галлюцинаций следует рассматривать с этой точки зрения. Содержательные элементы галлюцинаций не абсолютно случайны. В какой-то своей части они выказывают те или иные психологически (генетически) понятные связи и, в форме приказов, удовлетворения желаний, гнева и насмешки, страданий и откровений, соотносятся с переживаниями личности. Фрейд называл галлюцинации «мыслями, которые превратились в образы».
В какой-то момент широко распространилась надежда, что клинические наблюдения за психическими феноменами, за течением жизни и за исходом заболеваний дадут возможность выявить характерные группировки, реальность которых в дальнейшем подтвердится результатами анатомических исследований мозга. Но надежда эта не оправдалась. Оказалось, что соматически осязаемые мозговые процессы обнаруживались только благодаря применению чисто соматических методов исследования, без какой бы то ни было предварительной психопатологической работы. В том, что касается психопатологии, мозговые процессы не выказывают никакой специфичности, то есть при мозговых процессах какой угодно разновидности рано или поздно могут обнаружиться какие угодно психопатологические симптомы.
Некоторые драматические переживания и необычные состояния сознания, которые традиционная психиатрия диагностицирует и лечит как душевные болезни, на самом деле являются кризисными ситуациями в личностном преображении. Когда стратегия современной медицины была применена к психиатрии, исследователи смогли найти биологическое объяснение некоторых расстройств с проявлениями психического дисбаланса. Как выяснилось, многие из них имели органические причины, такие, как инфекция, опухоль, авитаминоз, сосудистые или дегенеративные заболевания мозга. Вдобавок к этому медицински ориентированная психиатрия обнаружила способы контроля тех состояний, для которых не было выявлено никаких биологических причин.
Это было достаточно для того, чтобы рассматривать психиатрию как область медицины, хотя для большинства проблем, с которыми сталкиваются психиатры, пока не найдено никаких органических оснований. В результате этого исторического процесса люди с различными эмоциональными и психосоматическими расстройствами автоматически считаются психиатрическими пациентами, а трудности, с которыми они сталкиваются, рассматриваются в качестве заболеваний неизвестного происхождения, даже если клинические и экспериментальные данные никоим образом не оправдывают навешивание подобных ярлыков.
Группа умственных расстройств, известных как психозы, представляет собой величайший вызов и загадку для современной патопсихологии. Эти состояния характеризуются глубоким нарушением способностей «нормально» воспринимать мир, мыслить и эмоционально реагировать культурно и социально приемлемым образом, вести себя и общаться как принято. Для некоторых расстройств из категории психозов современная наука нашла внутренние причины в анатомических, физиологических или биохимических изменениях в мозгу либо в других частях организма. Это подгруппа так называемых органических психозов, безусловно принадлежащих к области медицины. Однако для многих других психотических состояний, несмотря на упорные попытки нескольких поколений исследователей из различных областей знания, не было найдено никакого медицинского объяснения. Вопреки практическому отсутствию результатов поиска специфических медицинских причин эти так называемые функциональные психозы относят к категории умственных болезней, причина которых неизвестна.
Исторически патопсихология смогла по-настоящему утвердить себя только как медицинская дисциплина. Она обнаружила органическую основу некоторых психотических состояний и в некоторых случаях даже нашла эффективные способы их лечения. К тому же она способна успешно контролировать симптомы психотических состояний неизвестной природы с помощью транквилизаторов, антидепрессантов, успокаивающих средств и снотворных. Поэтому могло показаться логичным и правильным продолжать эту линию и ожидать успехов в таком же подходе к тем расстройствам, происхождение которых не установлено и эффективные способы лечения пока не найдены.
Имеются и дополнительные факты, убедительно свидетельствующие в пользу медицинской, или психиатрической, перспективы. Патопсихология прослеживает причины психотических состояний и поведенческих проявлений к физическим и физиологическим факторам, в то время как глубинная психология стремится найти причину умственных проблем в событиях и обстоятельствах жизни пациента, обычно связанных с детством. Поэтому психотические формы поведения и состояния ума, для которых невозможно найти причину в индивидуальной истории, казалось бы, свидетельствуют в пользу медицинской модели.
Вместе с тем последние достижения психологии позволяют предположить, что источники многих необычных переживаний лежат за пределами патопсихологии.
Литература:
Духовный кризис // Под ред. С. Грофа и К. Гроф. М., 1998.
Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1987.
Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М., 1974.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. М., 1970.
Тесты по теме:
1) Патопсихология – это…
· Область клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизмы развития психических болезней, способы их лечения и предупреждения;
· Раздел клинической психологии, изучающий болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях;
· Отрасль психологии, изучающая мозговую организацию, структуру высших психических функций и поведения человека в целом;
· Направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и течение соматических болезней.
2) Создателем современной классификации психических заболеваний по нозологическому принципу является…
· Э. Блейлер;
· П. Жане;
· В.М. Бехтерев;
· Э. Крепелин;
· Ш. Шарко;
· С.С. Корсаков;
· Б.В. Зейгарник.
3) Расстройства психической деятельности, которые обнаруживаются в нарушении восприятия действительности, изменении типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему называются…
· Неврозами;
· Психозами;
· Психопатиями;
· Акцентуациями.
4) … не поддаются гипнозу и характеризуются низкой степенью внушаемости.
· Истерики;
· Эпилептоиды;
· Аутисты;
· Шизофреники;
· Психастеники.
5) … понимали шизофренические психозы, содержательный компонент бредовых идей, кататонического поведения и ложных восприятий исходя из вытесненных комплексов расщепленного типа.
· Крепелин и Ганнушкин;
· Блейлер и Юнг;
· Бехтерев и Корсаков;
· Все перечисленные;
· Никто из перечисленных.
6) С точки зрения патопсихологии причинами психотических состояний и поведенческих проявлений являются физические и физиологические факторы, в то время как глубинная психология прослеживает причины …
· В травматических обстоятельствах жизни пациента в настоящий период;
· В событиях жизни пациента, связанных с детством;
· В психических реакциях, приобретенных исходя из опыта человека в нетипичных, форс-мажорных обстоятельствах;
· Все перечисленные аспекты верны.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 1189 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|