Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций
Согласно этой теории мозг - субстрат психических функций - работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.
Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.
Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает,из основных качеств функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев. Представления о динамичности, изменчивости мозговой организации психических функций опираются на клинические, физиологические и анатомические данные
Положение о "функциональной многозначности" мозговых структур •поддерживал И.П.Павлов, выделявший в коре больших полушарий "ядерные зоны анализаторов" и "рассеянную периферию" и отводивший последней роль структур, имеющих пластические функции. В силу такой структуры анализаторы как бы перекрывают друг друга и представляют собой тесно связанное морфологическое объединение. Такое решение проблемы И.П.Павловым явилось как бы компромиссным между теориями "узких" локализационистов и антилокализационистов. Главным отличием и основной заслугой И.П.Павлова явилось введенное им представление о динамической локализации функций - сложном взаимодействии возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма
Существуют многочисленные физиологические доказательства справедливости идеи о динамичности, изменчивости мозговой организации функций. К ним относятся исследования, проведенные П.К.Анохиным и его учениками. Они' показали, что не только относительно сложные поведенческие акты (пищедобывательные, оборонительные), но и сравнительно простые физиологические функции (например, дыхание) обеспечиваются сложными функциональными системами, где возможно замещение одних звеньев другими.
Принцип динамической локализации высших психических функций человека опирается на современные анатомические сведения. Работами Московского института мозга АМН с помощью различных современных методов исследования установлена изменчивость под влиянием различных воздействий микросистем, составляющих основные макросистемы мозга. Эти данные вошли как одно из основных положений в концепцию о структурно-системной организации функций мозга, разработанную О.С.Адриановым.
Принципы динамической локализации функций, впервые сформулированные И.П.Павловым и А.А.Ухтомским, противопоставлялись идее локализации функции в определенном фиксированном "центре". Причем А.А.Ухтомский при рассмотрении механизмов динамической локализации функций большое значение придавал временным показателям работы разных элементов, входящих в динамическую систему, считая, что при реализации функций необходима "увязка во времени, скоростях, в ритмах действия" пространственно различных групп нервных элементов, функционально объединенных в "динамическую систему".
Эти идеи нашли подтверждение в работах Н.П.Бехтеревой и ее коллектива. Проведенные ими исследования показали, что любая сложная психическая деятельность (запоминание слов, решение задач и т.п.) обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются "жесткими", т.е. принимают постоянное участие в реализации психической функции, другие - "гибкими", которые включаются в работу лишь при определенных условиях. "Гибкие" звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.
Высшие психические функции человека по сравнению с психическими функциями животных обладают не только большей сложностью, но и характеризуются качественным отличием - осознанностью, опосредованностью речью, произвольным способом управления, они формируются под влиянием социальных факторов прижизненно.
Формируясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий, высшие психические функции человека меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Наиболее демонстративно это проявляется на примере речевых функций. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. Поражение корковых "речевых зон" левого полушария не ведет у них к выраженным речевым расстройствам. Таким образом, принцип динамической локализации функции у человека конкретизируется и в виде хроногенной локализации, т.е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.
Характерен пример с девочкой Джини, найденной в Калифорнии в 1970 г. Девочке было 13 лет, когда она стала объектом внимания властей. С 20-ти месячного возраста ее держали в маленькой комнатке родительского дома, из которой она никогда не выходила. Ее нагишом привязывали к сидению наподобие детского стульчика с помощью специальных креплений, изобретенных ее отцом, так что она могла двигать лишь кистями рук и ступнями. Психопат отец, вероятно, ненавидевший детей, запрещал полуслепой матери разговаривать с дочерью. Из еды все 13 лет Джини давали только молоко и детское питание.
Когда девочку обнаружили, она весила всего 59 фунтов, не могла выпрямить ноги и руки, не умела жевать, сознательно контролировать функции мочевого пузыря и кишечника. По словам матери, в раннем возрасте Джини выглядела вполне нормальным ребенком.
В последующие 6 лет, когда контакты Джини с людьми стали весьма обширными, она начала в какой-то мере понимать речь и научилась говорить на уровне 2-3-летнего ребенка: "хочет молоко", "два рука". Она научилась также пользоваться предметами, рисовать, в некоторых ситуациях связывать причину со следствием. Однако ее речь дальше не развивалась, а изобиловала ошибками такого типа, которые не свойственны даже двухлетним здоровым детям. Электроэнцефалограммы, снятые в тот момент, когда Джини слушала отдельные слова или смотрела картинки, отчетливо показали, что как для речи, так и для неречевых функций она пользовалась правым полушарием мозга, в то время как в норме речь - это "специальность" левого полушария.
Очевидно, что овладение языком действует как пусковой механизм для нормального становления полушарной специализации; если в нужное время этого не произошло, кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей, может подвергнуться функциональной атрофии.
Мозг человека характеризуется четко выраженной межполушарной асимметрией. Межполушарная асимметрия, проявляясь в моторных и сенсорных функциях, наиболее отчетлива в высших психических функциях.
Межполушарные -различия в мозговой организации высших психических функций с позиций теории системной динамической локализации можно обозначить как принцип различной локализации (или мозговой организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга или принцип латеральной специализации мозговой организации психических функций.
Человеческий мозг характеризуется мощным развитием лобных долей. По площади, занимаемой корой лобных долей мозга, человек превосходит всех остальных представителей животного мира. "Лобный мозг" у человека претерпевает огромное развитие в онтогенезе и окончательно формируется лишь к 12-14 годам. Являясь мозговым субстратом произвольных, сложно программируемых форм поведения, "лобный мозг" постепенно, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций человека как одно из важнейших звеньев функциональных систем. О прогрессирующем участии передних отделов мозга в осуществлении гностических, мнестических и интеллектуальных функций свидетельствуют, в частности, ЭЭГ-данные, полученные методом пространственной синхронизации потенциалов у детей разных возрастов, а также материалы сравнительных клинических наблюдений за результатами поражения лобных долей мозга у детей и взрослых. Безусловное участие лобных долей мозга в мозговой организации всех высших психических функций доказано многочисленными исследованиями результатов поражения лобных долей мозга у взрослых больных. Решающее значение среди этих исследований имеют работы А.Р.Лурия и его учеников.
Эту закономерность, с точки зрения теории динамической локализации высших психических функций, можно сформулировать как принцип обязательного участия лобных конвекситальных префронтальных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении высших психических функций. Этот принцип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.
Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций - определенный нейропсихологический синдром.
Таким образом, основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:
1. Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.
2. Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.
3. При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает "первичный" дефект - нарушение определённого физиологического принципа работ, свойственного данной мозговой структуре (фактору).
4. В то же время в виде системного следствия возникают "вторичные" -дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.
5. Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определённым фактором.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2913 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
|