Проводниковое обезболивание
Необходимость в этом виде обезболивания у детей возникает преимущественно при удалении постоянных моляров, премоляров на нижней челюсти, удаления моляров молочных зубов по поводу острого воспалительного процесса на нижней челюсти, а также при витальной ампутации или экстирпации пульпы из нижних моляров и премоляров.
При выполнении проводниковой анестезии у нижнечелюстного отверстия у детей не требуется точного подведения конца инъекционной иглы к отверстию, так как обилие рыхлой клетчатки в крыловидно-челюстном пространстве обеспечивает хорошую диффузию анестезирующего раствора к нервным стволам. Если у взрослых расположение нижнечелюстного отверстия по отношению к границам ветви нижней челюсти и альвеолярного отростка относительно постоянно, то у детей в разном возрасте оно меняется.
В возрасте от 9 мес. до 1 1/2 лет нижнечелюстное отверстие располагается в среднем на 5 мм ниже вершины альвеолярного края.
У детей в возрасте 3 1/2-4 лет оно находится в среднем на 1 мм ниже жевательной поверхности зубов, в возрасте 6-9 лет — на 6 мм выше жевательной поверхности зубов.
К 12 годам в связи с преобладающим увеличением размеров альвеолярного отростка нижнечелюстное отверстие как бы «спускается» и оказывается примерно на 3 мм выше жевательной поверхности нижних моляров. Диаметр отверстия возрастает от 3,3 мм до 4,5 мм У детей до 5 лет зона инъекции обезболивающего раствора находится чуть ниже жевательной поверхности зубов нижней челюсти, а у детей старше 5 лет эта зона располагается на 3-5 мм выше уровня жевательной поверхности зубов.
Классическая «мандибулярная» анестезия по Брауну требует нескольких поворотов шприца, а анестезия по Вейсбрему и по Верлоцкому — широкого открывания рта, чего не всегда удается добиться у детей. Поэтому при проведении проводниковой анестезии на нижней челюсти у детей — осуществляют вкол инъекционной иглы в средней зоне переднего края ветви нижней челюсти, легко определяемой со стороны полости рта прощупыванием. После вкола иглы остается лишь продвинуть ее вдоль внутренней поверхности ветви на глубину, равную половине ее ширины (1,5-2,5 см).
Признаком наступления анестезии обычно служит появление онемения нижней губы. Однако маленькие дети не всегда могут выразить свои ощущения, поэтому врач должен найти наиболее подходящую фразу-вопрос, позволяющую судить о наступлении анестезии в зоне иннервации подбородочного нерва, например: «Стала ли губка тяжелой?». Судить о динамике развития анестезии у ребенка можно, и наблюдая за его поведением.
При нарастающем онемении тканей ребенок проявляет беспокойство, открывает рот, закусывает губу, ощупывает лицо руками.
Нижнечелюстное отверстие находится в одной плоскости с жевательными поверхностями моляров, это используется при производстве анестезии, т.е. шприц ведется параллельно плоскости жевательных зубов нижней челюсти.
Аподактильный способ мандибулярной анестезии проф. А.Е.Верлоцкого у детей заключается в следующем: при широко открытом рте шприц помещают на противоположной стороне по отношению к удаляемому зубу или другому оперативному вмешательству в промежутке между первым и вторым моляром у детей в молочном прикусе или в промежутке от клыка до 2-го премоляра у детей с постоянным прикусом, причем шприц не перемещается на сторону оперативного вмешательства, так как при этом методе игла сразу же попадает на внутреннюю поверхность нижней челюсти. Укол производят в плоскости, делящей пополам двугранный угол, образованный плоскостями, проходящими через жевательные поверхности верхних и нижних зубов. Место укола — латеральный край plica pterigоmandibularis внутри от crista temporalis; проколов эту складку, иглу продвигают на 0,5 см в возрасте от 3 до 6 лет и на 1 см — в возрасте от 7 до 15 лет, так как не нужно продвигать иглу до нижнечелюстного отверстия, достаточно коснуться иглой внутренней поверхности нижней челюсти за crista temporalis и ввести анестезирующую жидкость в количестве 1,5-2 мл, которая сама диффундирует в spatium pterigo mandibulare и омывает расположенные в нем нервы.
Анестезия n. alveolaris inferior у детей обычно наступает быстро, уже через 2 - 3 мин. ребенок указывает, что у него «стал толстым» язык, стала «тяжелой» половина губы. Наблюдения при работе с детьми показали, что в молочном прикусе при производстве мандибулярной анестезии можно ограничиться одним уколом, т.е. не делать дополнительного укола, выключающего щечный нерв, так как слизистая оболочка с вестибулярной стороны в области молочных моляров обезболивается, по-видимому, за счет близкого расположения всех трех нервов в крылочелюстном пространстве. В постоянном прикусе и в возрасте с 7 лет рекомендуется делать дополнительную анестезию для выключения чувствительности щечного нерва. Через 10-20 мин. можно производить безболезненное удаление зуба или другое вмешательство стоматолога.
Действие анестетика у детей продолжается так же, как у взрослых, 2 часа и больше.
Внеротовая анестезия у детей применяется очень редко в тех случаях, когда нельзя произвести мандибулярную анестезию внутриротовым путем: при острых воспалительных процессах или опухолях, при тризме. При производстве внеротовой анестезии должны учитываться расстояния от нижнего края нижней челюсти в области угла и от полулунной вырезки до нижнечелюстного отверстия.
Наркоз
Наркоз — способ обезболивания, основанный на выключении у пациентов сознания, главным образом, медикаментозным путем за счет глубокого торможения коры головного мозга. В литературе практически отсутствует проблема эффективности, наркоз эффективен в 100%. Ведущей проблемой наркоза в амбулаторной практике считается безопасность. Риск любого стоматологического вмешательства меньше риска общего обезболивания. Появление анестезиологической бригады сняло эту ответственность со стоматолога.
Специфика поликлинического приема накладывает отпечаток на определение показаний к наркозу. Во-первых, стоматологическое вмешательство и особенно наркоз при его выполнении, за исключением редких случаев, не являются жизненно необходимыми, что не позволяет решать вопрос о проведении у ребенка санации полости рта в условиях общей анестезии категорично. Во-вторых, отсутствует динамичное преднаркозное наблюдение и обследование, что заставляет часто «доверять» не совсем объективному методу — анамнезу ребенка в интерпретации родителей, как правило, весьма заинтересованных в конечном результате. В-третьих, врач-анестезиолог не может в полной мере использовать методики наркоза и лекарственные средства, применяемые в стационарной анестезиологии, хотя бы потому, что он должен отпустить ребенка домой в кратчайшие сроки; следовательно, не имеет права слепо переносить известные анестезиологические приемы в поликлинику. Многолетняя работа кафедры стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института им. Н.А.Семашко - считать показанным наркоз в поликлинике при:
1. экстренных операциях по поводу острых воспалительных заболеваний три и вне полости рта (периостит» лимфаденит, абсцесс);
2. плановых вмешательствах (удаление зубов, ретенционных кист и т. д.);
3. множественном кариесе, пульпите и периодонтите. При наличии сопутствующих заболеваний проведение наркоза в поликлинике показано у детей с пороками развития и заболеваниями центральной нервной системы, врожденными и приобретенными пороками сердца (в стадии компенсации), бронхиальной астмой и астмоидным бронхитом, невротическими peaкцими и аллергическими реакциями к местным анестетикам.
Основанием для проведения наркоза у детей при лечении зубов является невозможность выполнения стоматологического вмешательства под местной анестезией, что определяется следующими показаниями:
1. наличием противопоказаний к использованию местных анестетиков;
2. неконтактность ребенка (наличие выраженного негативизма к стоматологическому вмешательству);
3. органическими заболеваниями ЦНС, при которых у ребенка отсутствует реальная оценка окружающей действительности;
4. необходимостью в одномоментной санации полости рта при большом объеме стоматологического вмешательства (Конобевцев А.Ф.).
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 963 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|