АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

В этнических традициях и обрядах

 

Семантика (греч.) – единица смысла или несущая смысл. Для древнего человека звук был изначально семантичен, т. е. нес определенный жизненный смысл: предупреждал об опасности, угрожал, делился радостью и т. д. Жизненный смысл различных событий важных для древнего человека передавали возгласы, интонационно осмысленные звуки. Таким образом сложился определенный интонационный словарь звуков, возгласов, который заменяли первобытному человеку слова.

Предполагают, что звук и музыкальный звук предвосхищали появление речи, как средства общения. Кирнарская замечает, что «в рамках древнейших форм музицирования совершался путь семантизации музыкального языка – от напева, связанного с поэтическим словом и ритуальным действом, к образованию «обратной» связи напева с подразумеваемым словом и действием. Таким образом, сам процесс образования знаков в речи и в музыке происходил сходным путем: ситуация деятельности рождала знаки, с ней связанные, а затем сами знаки напоминали о ней».

В интонационной близости речи и музыки заключается уникальность музыки как искусства. Как правило, взаимодействие человека с человеком не заканчивается только интеллектуальным, информационным контактом, а обязательно включает в себя энергетический, эмоциональный обмен.

Для речи характерны такие фонетические показатели, как тембр, темп, сила звука, ритмическое и интонационное многообразие. Для музыки тембр, темп, динамика и т.д. наряду с мелодией являются важнейшими средствами выразительности.

''Музыкально-интонационный способ общения, - по мнению М.С.Кагана, — звуковой именно потому, что единственно звук способен не только непосредственно выражать переживания, но и возбуждать их в другом''. Таким образом, именно музыкальное звучание, имеющее окраску и силу звука, ритмически и интонационно организованное, может стать особым смыслом человеческого переживания и средством обращения к другим людям.

Соотносясь с психотерапевтическим углом зрения на заявленную проблему, нужно заметить, что общение людей с целью групповой психокоррекции (тренинги), направлено на достижение эмоционального благополучия пациентов ''в результате группового опосредования вербальных и невербальных воздействий на эмоции'' [5,13] средствами музыки в том числе.

Ребенок, постигая интонационный словарь родителей, создавал свой новый интонационный словарь. Интонационный словарь древнего человека развивался, обогащался, оказывая влияние и на его носителей. На формирование интонационного словаря оказывала влияние окружающая среда, природа, климат. Человек подражал голосам птиц, животных, звукам природы, что обеспечивало не столько его эстетическое развитие, а сколько выживание во враждебной среде.

Древний человек связывал свои внутренние ритмы с ритмами звучащей внешней среды, именно этим определяются энергия ритуальных танцев. Эти ритмически организованные движения настраивали на опасное для жизни дело, например, охоту, приводя организм в состояние повышенной активности, ответственности и сплоченности в группе.

Люди, жившие в равниной, степной местности, организовали свою «музыкальную» жизнь иначе, чем люди, живущие в горах или в джунглях. Так, звук, посланный в степи, уходит в пространство, не оставляя отзвуков, в горах звук обрастает обертонами и оставляет эхо. Пение жителей гор, где звук отзывается эхом, тяготеет к многоголосию, что нехарактерно для славянского пения. Древние домузыкальные интонации племен, живших на территории русской равнины, отличалась распевностью, для причитания и плачей был характерен длинный, протяжный звук, без пауз.

Таким образом, звук имеет семантическую природу и роль его в развитии речи древнего человека чрезвычайно важна. Музыкальный звук предвосхищал появление речи, заменял древнему человеку слова, служил средством общения людей.

Частота музыкальной звуковой волны имеет тесную связь с волнами человеческого мозга. Известно, что наш мозг генерирует четыре группы волн, частота которых зависит от внутреннего состояния человека. Так, бета-волны – самые большие, сильные и длинные (14 – 8 Гц). Они отражают состояние тревожности, повышенного возбуждения, агрессии, которое испытывает человек. Долго в этом состоянии находиться невозможно, т. к. организм начинает отвечать соматическими нарушениями. Человек чувствует головную боль, боль в мышцах и т. д. Альфа-волны – более гармоничные. Они отражают состояние покоя, удовлетворения, удовольствия (8 – 4Гц). Это самое оптимальное состояние для физического здоровья человека. Тета-волны – состояние медитации, дремы, легкого гипноза (4 – 1Гц). Дельта-волны – состояние глубокого сна (1 – 0,5Гц).

Музыка может контролировать генерацию волн мозга, сдвигать их в нужном направлении, например, с диапазона бета-волн в диапазон альфа, тем самым сохраняя соматическое здоровье человека. Особое внимание при этом уделяется частоте (темпо-ритму) звуковой волны.

Древние шаманские техники уделяли огромное внимание именно этим показателям: темпу и ритму звука. С помощью барабанов, бубна, колокольчика и других шумовых инструментов шаманы сначала вводили себя в состояние повышенного возбуждения, с помощью ритмических группировок и пауз они переводили, сдвигали, переводили волны мозга в диапазон альфа и тета-волн. Это давало возможность ввести себя в транс, медитацию, в этом состоянии шаман мог общаться с «высшими силами».

Шаманские ритуальные техники отличаются определенностью и постоянством. Исследования, которые проводились в странах Океании, Африки, восточной Сибири показали, что шаманские ритуалы мало отличаются друг от друга, они везде одинаковые. Ритуалы включают в себя определенные движения, организацию пространства, музыкальное сопровождение и т. д. Кроме того, слуховой контроль над определенным заданным ритмом ведет за собой не только шамана, но и его пациентов. Роль музыки в шаманской практике первостепенна. Музыка выступает как психологический стимул, ведущий к слуховому контролю альфа-волн и тета-волн.

Введя «пациентов» в состояние транса, шаманы использовали формулы внушений. Например, «болезнь ушла, ты здоров». Музыка так же использовалась как вариант культурно обусловленных внушений через ритмическую организацию и связь между шаманом и его «пациентом». Таким образом, с помощью музыки шаман стимулировал внутренние позитивные ресурсы человека.

Синкретизм и импровизация – принципы лежащие в основе этнической музыки. Синкретизм – «нерасчлененность целого на реально обособленные компоненты». Проиллюстрировать этот принцип можно на примерах фольклорной музыки.

Обрядовые песни, ритуальные плачи и т.д. это действо, в которое органично вплетены движения, позы, жесты, голос. Спеть плач как песню невозможно, потому что он «…всегда обращен к конкретному лицу – плач по матери, по сыну, по мужу и т.д., - означает состояние подлинного переживания утраты». Следуя этому принципу разворачивает свое «действо» шаман. Его ритуал разворачивается в едином ритмическом танцевальном движении, сопровождается возгласами, завыванием, пением.

Импровизация – вид музыкального творчества, при котором, «…музыка рождается прямо у нас на глазах, ее сочинение и исполнение совпадают по времени». То есть, сочинение и исполнение музыки происходит одновременно.

Бела Барток отмечал: «Народная мелодия подобна живому существу: она меняется поминутно, каждое мгновение. Следовательно, я не вправе утверждать, что та или иная народная мелодия именно такова, какой я ее записал; я вправе лишь утверждать, что она была такова в ту минуту, когда я ее записывал».

Таким образом, использование целительных возможностей искусства

в этнических традициях и обрядах имеет давнюю историю.

 

Вопросы и задания

1. В чем состоит семантическая природа музыкального звука?

2. Обоснуйте воздействие музыки на генерацию волн мозга.

3. Назовите принципы, лежащие в основе этнической музыки.

4. В чем особенности шаманских ритуалов? Обоснуйте роль музыки в них.

5. Проанализируйте с точки зрения целительных возможностей музыки мысль В. Леви: «… Сопоставим сухим рассудком два социальных факта. Один: во все времена, во всех цивилизациях и культурах музыка обслуживала магические действия, религиозные культы, идеологические процедуры. И трудовые занятия, и военные, и похороны, и свадьбы… Второй: тоже всевременная и довольно повсеместная дружба музыки и общения, музыки и застолья. Дружба неофициальная, сугубо интимная. Общий знаменатель: Внушение, «Само захватывающее воистину глубину существа. Сильней музыки средства для этого нет…»

6. Поясните высказывания Кирнарской Д. с точки зрения семантики музыкального языка и его связи с речью: «…Естественно, … характер связи знака с породившей его ситуацией был в речи более определенным и однозначным, а в музыке – более свободным, опирающимся на воображение и сопереживание. Здесь мы можем полностью говорить о «музыкальном языке» и о -», «взаимо-» - одно, слито. Внушение мощное, целостное, «музыкальной речи».

 

Литература

1. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.

2. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск, 1999.

3. В. Леви. Искусство быть другим. М., 1980.

4. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М., 2004.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.,1999.

Тема №4


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 641 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)