Особенности музыкотерапии как одного из направлений арттерапевтической деятельности
Одним из направлений арттерапии является музыкотерапия. М узыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.
При этом музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития.
Коррекция – ''система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка'' [74,с.15].
Компенсация – это ''перестройка нарушенных функций организма за счет биологических, неосознаваемых человеком механизмов'' [4, 6].
Высшая форма коррекции – реабилитация, буквально – восстановление в правах, включающее в себя юридическую, правовую и психологическую реабилитацию. В процессе реабилитации ''мы корригируем личность в социуме'' [4,7]. Если коррекцию можно осуществлять индивидуально, то для реабилитации необходим коллектив, референтная группа, воспитывающая среда.
Музыкотерапия имеет клинико-психолого-педагогические основы и это обуславливает следующие направления музыкально-коррекционной деятельности:
· психофизиологическое или психосоматическое, связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма (нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую и др. системы);
· психологическое, учитывающее воздействие музыки на эмоциональную сферу личности;
· социально-педагогическое, обеспечивающее актуализацию и активизацию творческих способностей, расширение эстетических потребностей, адаптацию личности в социуме.
В системе искусств музыка занимает совершенно особое место. Она наиболее выразительна и демократична, музыка может «сказать» о том, что нельзя выразить словами. По мнению А. А. Мелик-Пашаева отличительной особенностью музыки является то, что ее выразительность не прячется от неискушенного слушателя за изображением явлений и событий жизни, а прямо воздействует на его душу. Через музыку ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественныхобразах, познаетобщечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом. Музыкальное искусство своеобразным способом отражает действительность, что обеспечивает знакомство ребенка с культурно-историческими традициями как своего народа, так и с общечеловеческой культурой.
Гуманистические ценности легче и естественнее усваиваются ребенком через музыку. При этом активизируются чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и не6нависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на явления жизни. В.Леви подчеркивает: «Чтобы музыка смогла стать нашим жизнепомошником, нужно внимательно к ней, то есть к Себе, прислушаться. Изучить свою внутреннюю музыкальность». Музыка помогает человеку не только расти нравственно, но и понять самого себя, осознать свои собственные эмоциональные и душевные ресурсы.
Цель музыкотерапевтический деятельности: профилактика (оздоровление), коррекция и реабилитация личности средствами музыкального искусства.
Задачи музыкотерапевтической деятельности:
· обеспечениеположительного психофизиологического воздействия музыки на различные системы организма (нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы);
· развитие и коррекция эмоциональной сферы личности средствами музыки;
· актуализация творческих музыкальных способностей, формирование эстетических потребностей, социальная адаптация личности.
Музыкотерапевтическая деятельность выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате музыкотерапевтической деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером могут служить пение колыбельных песен, слушание спокойной негромкой музыки.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение.
Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человекаот угнетающихего чувств. ''Катарсис от греческого – очищение – первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью'' ].
В катарсическом переживании, вызванном специально подобранной музыкой, сильное аффективное переживание усиливается и ''доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние успокоения'' [5, 70].
В работах, посвященных психологии искусства, Л.С.Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте применение музыки в коррекционных, оздоровительных и реабилитационных целях.
2. Обоснуйте клинико-психолого-педагогические основы музыкотерапии.
3. Назовите функции музыкотерапевтической деятельности.
4. Проанализируйте высказывания И Гажима с точки зрения музыкотерапии: «Делая» музыку в любой форме, человек приходит в особое состояние – в состояние музыки или музыкальное состояние. «Состояние музыки» есть сиюминутные эмоции-чувства на момент ее исполнения-слушания (иными словами то, что происходит в моем сознании на фоне звучащей музыки). Это - особое состояние духа. Все внутреннее существо наше приобретает «музыкальные» качества-характеристики – особый ритм, особое движение, особые вибрации, особую гармоничность. Внутренний мир ведет свою жизнь «по музыкальным правилам». А они – наивысшие правила этого мира. (Вспомним утверждения великих мыслителей – «мир есть музыка»). Научиться слышать и носить музыку в себе - это есть установление настоящих отношений с одним из великих явлений мироздания.
Литература
1. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.
2. Каган Н. С. Морфология искусства. М., 1972.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Медведева Е. А., Комисарова Л. Н., Сергеева О. Л.. Шашкина В. Р. М., 2003.
4. Артпедагогика и арттерапия в музыкальной деятельности. Медведева Е. А., Комисарова Л. Н., Сергеева О. Л., Шашкина В. Р. М., 2003.
5. В.И.Петрушин Музыкальная психотерапия. М., 2000.
Тема №3
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 814 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|