АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Теория психорезонанса

Прочитайте:
  1. I. Теория С. Швенденера
  2. Labeling — теория стигматизации
  3. V1:Теория
  4. Антихолинэстеразная теория механизма действия ФОС
  5. Аристотель и теория катарсиса
  6. Аутоиммунная теория
  7. Аутоиммунная теория.
  8. Биологическая теория канцерогенеза
  9. В чем заключается теория внешнего происхождения третьего сердечного тона?
  10. В чем заключается теория внутреннего происхождения третьего сердечного тона?

 

К. Юнг полагал, что после выявления основных внутрипсихических конфликтов и выражения их через искусство, художественную деятельность, пациент сможет самостоятельно регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности.

В связи с этим суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит свое внешнее выражение, доводится до катарсической разрядки, вследствие чего облегчается состояние пациента.

Используя идеи К. Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотт и др. внесли большой вклад в развитие арттерапии, в основе которой в то время было изобразительное искусство.

Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Это связано с научно-техническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.). В свою очередь, это позволило более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие музыки. В то же время этот интерес определяется возможностью применения музыки как лечебно-коррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей.

Музыка способна проникать в глубинные, не контролируемые сознанием слои психики. Поэтому воздействие музыки нельзя отнести только к вербальному или логическому пониманию. Заранее прогнозировать результат сложно и вряд ли возможно (Понтвик, Морено). Известно, что природа музыки символична.

Нам близка позиция В.А.Апрелевой, которая утверждает: «Звучание музыки – один из чистейших символов, часть и вестник той, не имеющей имени реальности, с которой мы вступаем в соприкосновение через музыку и музыкальный опыт» [4,с.36]. Мы полностью разделяем ее выводы о том, что понять символическое значение музыкальных образов рационально-рассудочными способами не возможно, так как ''энергия музыки напрямую связывает человека с живой тайной его подсознания…» [4,с.36].

В психоаналитической концепции К.Г.Юнга подчеркивается, что человек рождается не только с биологическим наследием, но и психическим. Основополагающие понятия психоаналитической концепции, разработанной К.Г.Юнгом, позволили нам найти адекватное объяснение наблюдениям и подвести теоретическую базу под выявленные эмпирическим путем взаимосвязи между отреагированием эмоций и измененным состоянием сознания. Последнее представлено индивидуальным (характерным для конкретного индивида) и коллективным бессознательным. ''Коллективное бессознательное … состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все, но который не принадлежит никому. Его содержание (называемое архетипами) – первичные условия, или паттерны психического формирования вообще'' [122.с.512].

Архетипы - это психические ''структуры'', формы без собственного содержания, организующие и канализирующие психическую материю. Они суть ''первобытные образы'', тенденции к образованию представлений мотивов, мыслеформы, динамические факторы, проявляющиеся в импульсах спонтанно как инстинкты. Архетипы имеют собственную побудительную энергию и способны вызвать глубокий эмоциональный резонанс и заряд психической энергии, являясь выражением вечных проблем и истин. Архетипы представляют собой настоящие символы, для которых характерна неисчерпаемость, многозначность, богатство предчувствий, необозримая полнота соотнесенностей и парадоксальность.

Известно, что музыка способна описать различные движения чувств: радость и гнев, тревогу и торжество, т.е. описать то движение спонтанных аффектов, которое не составляет их сущности. ''Движение – это природа и архетипов подсознания, и музыки, и тех эмоциональных состояний, которые она может творчески претворять в тысяче нюансов''[4,с.38]. С этим замечанием В.А.Апрелевой трудно не согласиться. Мы также стоим на позиции, которая утверждает, что музыкальные образы, подобно архетипам, имеют символическое значение и воздействуют на личность не столько эстетически, сколько психологически.

В концепции К.Г,Юнга предлагается использовать для целей диагностики, коррекции и терапии личности три основных метода: 1) ассоциативный (услышав слово-стимул, пациент называет первое слово, пришедшее ему на ум); 2) анализа сновидений; 3) активного воображения (концентрация на внутренних картинах видимого, приводящая к проявлению активности бессознательного).

''Ассоциативный (от лат. ассоциация – соединение) – связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого'' [53,с.24]. Важно отметить, что психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс. Признание этого факта послужило основанием для использования психологами ассоциативного метода в целях выявления скрытых аффективных комплексов. Аффективные комплексы – не что иное, как сильные эмоциональные переживания, потрясения, не прошедшие для человека бесследно, закрепившиеся в поведенческих реакциях и продолжающие разрушать его психику.

Объясним, что в нашем понимании вытеснение – ''процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания ''изгоняются'' из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида, переживаясь им в форме тревоги, беспокойства, страха и т.д.'' [53,с.58]. Следовательно, ассоциативный метод – тот путь, который поможет заблокированному аффекту подойти к порогу осознания, что, в свою очередь, откроет возможность коррекции и терапии.

Активное воображение – ''психический процесс, выражающийся: в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; в создании образов, соответствующих описанию объекта'' [53,с.49]. Отметим, что активное воображение может быть творческим и воссоздающим, часто принимающим форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего.

Воздействие музыки на бессознательную область психики человека. Механизм проникновения музыки в глубинные слои бессознательного. Исследования А.Понтвика. Теория архетипов К.Юнга и катарсическая функция музыки (Л.С.Выготский, А.В.Торопова). Семь уровней познания-постижения музыки как способ ''познания-созидания самого себя'' (И.Гажим). Техника отреагирования с помощью специально подобранной музыки негативных эмоций, бессознательно подавляемых человеком.


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 726 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)