Научное обоснование музыкотерапии (XIX-XX век)
Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XXвека. В 1868 году в Казани была открыта первая Российская экспериментальная психологическая лаборатория. Одно из направлений работы – изучение влияния музыки на животных и человека.
По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В работах В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова, С.С. Корсакова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен.
В.М. Бехтерев подчеркнул, что если музыка может вызывать изменения в кровообращении и дыхании, и если установить механизм влияния музыки на организм, то можно усиливать или ослаблять возбуждение с помощью музыки.
И.М. Догель и И.М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат.
И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
Выявлено влияние музыки на эндокринную функцию, в частности на уровень гормонов в крови, играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. С помощью исследований ученые доказали, что понравившиеся человеку мелодии нормализуют его кровяное давление, увеличивают силу сердечных сокращений и вообще становятся источником хорошего настроения.
Было замечено, что все биохимические и физиологические процессы человека протекают с определенной последовательностью, ритмично. Слуховое вибротактильное восприятие и биорезонансный эффект сопровождается реакцией человека в организме на телесном уровне. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.
Доказано, что музыкальный темп, ритм, структура музыкального произведения и другие факторы могут подчинить себе ритм внутренних физиологических процессов.
Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система и мускулатура человека обладает способностью усвоения ритма. Основой системного анализатора ритма является двигательно-моторный аппарат человека. Мускульно-двигательные ощущения, представления – это и есть база ритмического восприятия.
Музыка как ритмический раздражитель может, как стимулировать физиологические процессы организма, так и успокаивать. При слушании музыки у человека возникают реальная мышечная пульсация в самых различных областях: руки, ноги, голова, туловище, область гортани. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает ее, не отдавая себе в том отчета (перцептивная вокализация). В беззвучном сокращении связок точно отражена частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков.
Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.
Во второй половине XX века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на воздействие музыкой, на новом, более высоком уровне.
Вопросы и задания
1. Где и когда была организована первая российская научная лаборатории по исследованию музыкотерапевтических эффектов?
2. Кто из российских физиологов занимался вопросами музыкотерапии?
3. Объясните причины воздействия музыки на человека с точки зрения физиологии.
4. Обоснуйте основные выводы российских физиологов о силе воздействия музыки на организм человека.
Литература
1. Бехтерев В.М. Избранные произведения. М., 1980.
2. Каган С.М. Морфология искусства. М., 1972.
3. Введение в музыкотерапию / Г.-Г.Декер-Фойгт. – СПб.: Питер., 2003.
Тема №9
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 751 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|