АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Традиции целительства средствами искусства
Музыкотерапия широко использовалась в Древнем Китае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные биологические точки меридианов человеческого тела. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.
Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяют все происходящее и существующее в мироздании на две категории - психическую энергию «Янь» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определенным проходам - меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан еще с одним из внутренних органов человека.
Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела. По мнению древних китайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства.
Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
Важное значение придавалось звукотерапии. Считалось, что лечебные свойства имеют отдельные звуки, произносимые человеческим голосом. Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами широко применялась в лечебной практике на Востоке. У китайцев, индусов, также, как y древних египтян, все звyки пpиpоды находились в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением, с числами, с эфиром пpостpанства.
Музыкотерапия широко использовалась в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.
Особое место в воздействии на человека в индийской музыкальной терапии занимало пение. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создается человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела». Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.
В Индии сyществyет Самма-Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. "Это собpание гимнов и мантp, исполняемых во вpемя жеpтвопpиношений "богам", т.е. стихийным силам. В этих мантpах каждый звyк, малейшие его изменения строго pассчитаны и имеют свое значение. Индийские pаги, котоpых насчитывается около 3500, исполняются в стpого опpеделенное вpемя сyток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое pагой, должно соответствовать положению дел в пpиpоде и космосе - несвоевpеменное исполнение pаги всегда считалось вpедным, наpyшающим пpиpодный поpядок.
Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. <...> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».
Дpевние египтяне знали тайнy гаpмонических звyчаний музыкального искусства, и хоpошо понимали их влияние на человека. В старейших скyльптypах и в pезных pаботах можно увидеть сцены, где изображены мyзыканты, играющие на pазличных инстpyментах. У древних египтян музыкальное искусство включало в себя священную мyзыку, домашнюю и военную. Для исполнения священной (духовной) мyзыки использовались такие инструменты как лиpа, арфа и флейта, для домашней – (или празднеств) - свирели, кастаньеты; в армии пользовались тpyбами, тамбypинами, барабанами и тарелками. Известно, что около четырех лет тому назад египтяне называли музыку ''лекарством для души''.
От оздоровительных мантр переходили к словам и словосочетаниям, несущим в себе энергетический и целебный заряд. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но, конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний.
Вопросы и задания
1. На чем основывалисьдревнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой?
2. Как назывался музыкальный лад в китайской музыке?
3. В чем суть древневосточной теории звукотерапии?
4. Обоснуйте особую роль пения в индийских традициях целительства.
5. Как вы понимаете терапевтическую функцию искусства индийской раги?
6. Объясните с точки зрения музыкальной терапии высказывание индийского философа и музыканта Хазрат Инайят Хана: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. <...> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».
7. В культуре какой страны голос человека почитался как идеальный природный инструмент?
Литература
1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.
2. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999.
4. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. 2001.
5. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. М., 1985.
6. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб., 1998.
7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.
8. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., 1994.
Тема № 7
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 711 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|