Аристотель и теория катарсиса
«Катарсис от греческого – очищение – первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью» [53,137].
Древнегреческий философ Аристотель разработал учение об «устройстве» внутреннего мира человека и о том, как с помощью искусства можно на него воздействовать, изменять, преобразовывать. Это учение получило название мимесис. Центральное ядро мимесиса составила теория катарсиса.
Аристотель анализирует особый вид эмоционального отклика-переживания, который вызывает у зрителя или слушателя процесс восприятия произведения искусства. Ученый подчеркивает, что не всякое произведение искусства может вызвать сильное эмоциональное потрясение у его зрителей, слушателей. Это произведение должно «…отражать мир человеческих характеров и страстей, потрясать своей правдой и красотой». [4, 12].
Согласно его теории, после общения с музыкой и другими видами искусства человек очищается, освобождается от тяжелых, мрачных переживаний «подобно устранению необузданного пафоса как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества» [5, 63].
Процесс очищения через переживание, сопереживание называется катарсической разрядкой. Он часто сопровождается бурными эмоциями, это могут быть слезы, рыдания, состояние аффекта. После этого человек испытывает успокоение, умиротворение, положительные эмоции, просветленное настроение. Произведения искусства (театр, живопись, скульптура, литература) играют определенную роль в моделировании катарсиса.
Выделяются эмоциональный, эстетический и этический аспекты катарсиса.
Эмоциональна я сторона катарсисиса трактуется как аффективное состояние, эмоциональное потрясение, полученное в результате сопереживания герою произведения искусства.
Эстетический аспект катарсиса – это появление чувства гармонии, порядка, красоты в их сложном сочетании. В этическомплане катарсис вызывает гуманные, положительные чувства, переживания.
Благодаря катарсису слушатель, читатель, зритель от познания чисто внешних связей вхудожественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. По мнению Аристотеля в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, так как «…мелодия содержит движения, движения эти деятельны, а действия суть знаки этических свойств».
Понятие катарсиса тесно связано с понятием «художественное (музыкальное) восприятие», которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведения искусства.
Суть катарсической разрядки не в восполнении недостающих эмоций или воспитании их, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. В катарсическом переживании, вызванном специально подобранной музыкой, сильное аффективное переживание усиливается и «доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние успокоения» [4, 70].
Психологический механизм катарсиса был детально исследован многими учеными. Л.С. Выготский в работе «Психология искусства» определяет, что «искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство».
В работах, посвященных психологии искусства, Л.С.Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод. По его мнению, «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» [6, 325].
Музыка как самый эмоциональный вид искусства, способна вызвать сильнейшее эмоциональное потрясение и, как следствие, катарсическую разрядку.
Таким образом, катарсис имеет важное значение в гармонизации внутреннего, душевного состояния человека. Катарсис играет определенную роль в эстетическом воспитании, духовном росте личности.
Процесс катарсической разрядки управляем. В психоанализе катарсис – метод «терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, ''отреагировании'' аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта».
Многие музыкально-терапевтические школы используют катарсис для лечения неврозов у пациентов с эмоциональными проблемами. «Рациональное владение катарсическим методом позволяет, если не полностью уничтожить невротический эффект, то, по крайней мере, может трансформировать его настолько, чтобы повернуть процесс невротизации в обратном направлении» [7, 265].
Вопросы
7. Дать определение «катарсиса».
8. В чем суть теории катарсиса по Аристотелю?
9. Кто из современных ученых исследовал теорию катарсиса?
Литература
1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
2. Аристотель. Политика. М., 1911
3. Античная музыкальная эстетика. М., 1960.
4. В.И.Петрушин Музыкальная психотерапия. М., 2000.
5. Денеш Золтаи. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977.
6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
8. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. М., 2000.
9. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
10 М.С.Каган. Музыка в мире искусств. СПб. 1996.
11. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. 2001.
Тема № 6
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1651 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|