АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Речевые модели. Психотехники для развития- памяти, внимания, воображения, речевого контроля, аналитических возможностей и группового взаимодействия

Прочитайте:
  1. II. Низшие речевые реакции
  2. Базовые психотехники
  3. Глава 2.1. Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма
  4. Глава 8. Создание среды, в которой любовь сможет вас найти: внешнее конструирование новой модели.
  5. Краткий словарь психоаналитических терминов
  6. Лекарственные взаимодействия.
  7. Методика практического контроля, гарантия качества
  8. Модель реципрокного взаимодействия.
  9. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
  10. Основные преимущества и недостатки аналитических методов.

Упр. № 1

Описание: В помещении остаются трое участников — "круг общения". Остальные члены группы выходят за пределы комнаты. По очереди, по знаку ведущего, в комнату входят один за другим участники. Условия задания таковы, что в круг общения можно попасть без препятствий, только если обратиться ко всем участникам круга вежливо. В остальных случаях круг сопротивляется, а входящий действует по своему усмотрению. Входящего принимают в круг общения, если он каким-либо способом оказался в центре круга (силой, хитростью и т. д.) После выполнения — обсуждение.

Инструкция входящему: "Если вы хотите, чтобы вас приняли в "круг общения", вам необходимо попасть в центр круга любым известным вам способом."

Замечания ведущему: Оставшиеся в комнате члены группы информируются заранее об инструкции и условиях приема в круг общения. Они ориентируются пропускать в круг только тех участников, кто вежливо обратится к кругу с просьбой. Это упражнение наглядно показывает, какое место в общении занимает речь, а также количество скрытой агрессии. После выполнения обязательно обсуждение увиденного.

Упр. № 2

Описание: Участники выстраиваются в затылок друг другу. Последний демонстрирует ведущему задуманную последовательность движений руками, ногами и др. Затем поворачивает к себе впереди стоящего. Его глаза закрыты. Используя его тело, воспроизводит свою последовательность движений. Партнер, принявший двигательную информацию, поворачивается к следующему, открывает глаза и передает то, что он понял. И так до конца цепочки. В конце упражнения сличается посланная информация с полученной в итоге. Анализируется характер искажения и его причины.

Инструкция: "Ваша задача состоит в том, чтобы как можно полнее и четче передать информацию по цепочке. Во время приема информации необходимо убедиться, что вы правильно поняли партнера. Во время приема информации ваши глаза должны быть закрыты, во время передачи — открыты. При выполнении задания делайте смысловые паузы, учитывайте особые условия языка (закрытые глаза, участник стоит лицом к вам). Помните, что целостное сообщение состоит из смысловых частей, связок, имеет темп и интонацию. Упражнение выполняйте молча."

Замечания ведущему: Упражнение выполняется по очереди всеми участниками. Оно направлено на развитие взаимодействий между членами группы. Тренирует память, концентрирует внимание, предполагает особое внимание к партнеру по общению, снимает эгоцентричность, формирует ответственность за точность своих движений. Упражнение подается, как модель речи: нужно следить за целостностью выражения, за паузами, за темпом. Цель: научиться учитывать возможности партнера. Упражнение выполняется до точного воспроизведения. Если развивается утомляемость, его можно чередовать с другими короткими и подвижными упражнениями.

Упр. № 3

Описание: Тренировка внимания и памяти (серия заданий).

1. Участники образуют два круга внешний и внутренний лицом друг к другу. Инструкция: "Вздохните, выдохните, расслабьтесь, посмотрите в глаза друг другу. По сигналу ведущего сместитесь на одного человека по кругу. Тоже сначала. Определите с кем было легче."

2. Распределитесь в пары. Посмотреть друг на друга, отвернуться и рассказать другому, что запомнил.

3. По команде ведущего разойтись по группам в соответствии с цветом глаз, волос, по росту, по весу. Выполнение быстрое и без речи.

4. Перечислить все предметы в комнате, начинающиеся с буквы "С", "К"...

5. "Кто летает?" - При назывании животных и птиц ведущим, быстро сесть или встать соответственно.

6. Выйти из комнаты одному из группы, войти и по описанию угадать, кого группа загадала (исключить описание одежды).

7. Один участник встает и отворачивается к стене. "Все в группе меняются местами. Водящий поворачивается," фотографирует" (запоминает кто, где сидит, используя мнемотехнические средства) и вновь отворачивается. Смена мест. Водящий должен рассадить всех на первоначальные места.

Замечания ведущему: Желательно давать информацию о психических функциях после выполнения упражнения. После подробного объяснения, что такое память, внимание, объем памяти, мнемотехнические средства, произвольное — непроизвольное внимание, концентрация внимания и от чего она зависит можно повторить упражнение.

Упр. № 4

Описание:

1. Участники рассаживаются в круг, выбирают партнера напротив. Все одновременно по команде ведущего начинают 'говорить со своим партнером.

2. Один человек слушает — двое говорят. Один слушает — трое говорят. Один слушает — все говорят.

Замечания ведущему: Упражнение направлено на расширение представлений об общении, о речи. Тренируется внимание слухового анализатора, анализируется содержание материала, вводится понятие автоматизированной речи. В речевых группах важно показать, что слушать других интересно и приятно. Задание хорошо выявляет сложности диалогической речи для заикающихся. Логопед корректирует произношение.

Упр. № 5

Описание: Выбирается один из участников и слушает остальных. Другие говорят вслух все, что хотят. Слушающий поочередно включается то в одно сообщение, то в другое. Может слегка "усилить или убавить звук". Затем смена ролей. "Водят" по очереди все участники. В конце проводится анализ техники сосредоточения.

Замечания ведущему: Разновидность предыдущего упражнения. Позволяет осознать активную позицию слушающего, его ответственность за изменения обстоятельств. Обратите внимание на речь заикающихся в группе (количество запинок уменьшается).

Упр. № 6

Описание: Участники разбиваются на группы по трое. Один водящий.. Остальные пожимают ему руку по очереди под визуальным контролем водящего, затем без. Нужно определить, чья рука.

Замечания ведущему: Обратите внимание группы, на что именно опирается водящий при узнавании: форму руки, температуру, расстояние до водящего (слышит, как подходит) или время движения к нему, особое пожатие, отмечает индивидуальность участников или просто угадывает. После анализа первых результатов, количество узнаваемых людей увеличивается.

Упр. № 7

Описание: Образуется круг. Центральный участник закрывает глаза и опускается на руки товарищам, которые передают его друг другу. При вращении в круге он должен узнать, кто его поддерживает в данный момент, и назвать имена этих людей.

Замечания ведущему: Возможны варианты. После прекращения вращения, можно попросить центрального указать кто, где стоит, не открывая глаза. Здесь необходим анализ своих ощущений, концентрированное внимание, тонкое тактильное восприятие, наблюдательность. Предварительная телесная терапия позволяет успешно выполнить задание. Успешное выполнение — результат развития процесса сознавания внутренней зоны, возникновения дифференцированного восприятия окружающих, снятия псевдосплоченности.

Упр. № 8

Описание: Изображение манер выбранного партнера. Что нравится.

Инструкция: "Выберите из группы участника, который вам нравится. Найдите в нем что-то привлекательное и изобразите."

Замечания ведущему: Важно работать в центре круга и показать всем. Упражнение тренирует наблюдательность, находчивость, экспрессию, чуткость и тактичность в отношении другого. Работа с аудиторией, зрителем. Теперь требуется не только точность воспроизведения, но и демонстрация своих находок.

Упр. № 9

Описание: Превращение круга участников по счету в геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, эллипс и т. д.

Инструкция: "По счету пять превратите круг в ромб. По счету три — ромб в треугольник и т. д."

Замечания ведущему: Следите за точным распределением движений по времени. Постепенно нужно скорость увеличивать, счет сокращать. Упражнение способствует групповой сплоченности и координированности движений.

Упр. № 10

Описание: Участники задумывают предмет по выбору и изображают его.

Инструкция: "Задумайте предмет и изобразите руками в пространстве его форму. Мысленно разглядывайте его, вспомните цвет, запах, вкус, помогайте себе мысленной речью. Затем проговорите вслух."

Замечания ведущему: Упражнение направлено на тренировку памяти восприятий. Проговорите вслух для участников нюансы, которые необходимо выделить. Можно вначале потренировать отдельные виды, затем сочетания: вкус, запах, и в конце восприятие предмета в полном объеме, во всех модальностях одновременно. Для заикающихся сочетание внутренней речи с движениями облегчает произношение в плане громкой речи. Логопед может помогать одновременными движениями и сопряженной речью. Важно, что в этом упражнении и речь и движения являются средствами выражения единого содержания.

Упр. № 11

Описание: Участники садятся в кресла по кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает им представить любую трудную для них ситуацию. Мысленно найти в ней что-то приятное и ощутить это во всей полноте восприятий. Или представить эту ситуацию в комическом свете. Затем, не меняя состояния, вернуться в воспроизведенную первоначальную ситуацию. Следует искать решение с опорой на' позитивные эмоциональные ресурсы личности.

Инструкция: "Вспомните трудную для вас ситуацию. Попробуйте поискать в ней позитивные стороны. Найдите что-то, что вам могло бы понравиться. Вы можете представить, что это комическая сцена. Поживите в ней, прочувствуйте ее... Теперь вернитесь в вашу первоначальную ситуацию. Расскажите, произошли ли какие-либо изменения."

Замечания ведущему: Это трудное задание и его могут выполнить далеко не все участники. Его можно предлагать при индивидуальной работе с кем-либо из группы или на более поздних этапах работы. Если участники готовы, то его можно использовать для тренировки воображения в середине курса.

Упр. № 12

Описание: Участники разыгрывают пантомиму с предметом. Наблюдающие по окончании анализируют, действуя с точки зрения построения речевого сообщения.

Инструкция: "Задумайте предмет, представьте его как можно точнее. Начните действовать с ним. Подключите все выразительные средства, которыми вы владеете. Помните, что это ваше сообщение другим. Контролируйте последовательность ваших действий, целостность действия, законченность, темп, расставьте паузы по смыслу так, чтобы зритель мог легко читать ваше сообщение. Другие участники после вашего показа сообщат все, что они поняли. Если вы что-либо упустили, они дополнят ваш рассказ действиями."

Замечания ведущему: Это упражнение очень важно в группах с речевыми проблемами. Предложите кому-либо из группы проанализировать изображение с точки зрения построения речевого сообщения. Проговорите в группе, выполнены ли всё требования: целостность сообщения, смысловые паузы и т. д. Предварительно можно поговорить с группой об особенностях мышечной памяти. Обращайте внимание на дыхание.

Упр. № 13

Описание: Пантомима с воображаемыми предметами и партнером. По ходу действия кто-либо из группы подстраивается к исполнителю и заканчивает с ним ситуацию. После завершения производится анализ увиденного.

Инструкция: "Придумайте ситуацию с воображаемым партнером и предметом. Выразите свое отношение к воображаемому предмету, подразумеваемому лицу. Действуйте так, чтобы любой зритель мог легко подстроиться к вашим действиям и продолжить сценку вместе 'с вами. Для успешного выполнения необходимо, как можно полнее представить ситуацию, во всех деталях. Действуйте так, будто это происходит в реальности."

Замечания ведущему: После выполнения задания чрезвычайно важно предложить кому-либо из группы прокомментировать выполнение. Проследить были ли выдержаны паузы, темп изложения, помнил ли выполняющий об аудитории (изображение для других). Помнил ли, что окружающие смотрят, а не слушают. Ведущему необходимо объяснить группе, как использовать внутреннюю речь в ходе выполнения задания. Выполнять медленно, с подробным проговариванием всех деталей изображаемого в плане внутренней речи, как бы иллюстрируя внутреннюю речь внешними действиями. Дыхание должно быть ровным. Упражнение требует высокой концентрации внимания, сосредоточенности, развитой памяти восприятий и способности посмотреть на себя со стороны. Упражнение дается после телесной терапии и выполняется молча.

Внутренняя речь необходима во многих упражнениях, где используются внутренние видения и действия с воображаемыми предметами. Этап внутренней речи — отработка внешнего действия.

Упр. № 14

Описание: Участники по очереди начинают изображать ситуацию с несколькими действующими лицами, действуют, имея перед внутренним взором образ партнеров. Через некоторое время по мере "прочтения" ситуации в нее включаются другие члены группы. Упражнение выполняется без слов. Задача усложняется условием включения большого числа действующих лиц.

Замечания ведущему: После окончания обязателен анализ действия: от кого исходила активность и как можно иначе организовать действие, разбор вариантов. В пантомиме совершенствуется эмоциональная и двигательная раскованность. Отрабатываются варианты поведения в реальных ежедневных ситуациях. Это следующий шаг от "хочу и мечтаю" к "могу и делаю". Раскованность формируется на уровне тела. Важно обратить внимание на движения, которые не несут значимой информации, а являются проявлением внутреннего состояния рассказчика. Их необходимо обсудить и проработать. Зачем они нужны? Существенным моментом является осознание в ходе упражнения собственной пассивности.

Упр. № 15

Описание: Участник изображает простое действие, например работу на швейной машинке. Группа наблюдает и затем комментирует, где необходимы смысловые паузы, где ускоренный темп, где, напротив, медленный. Характер движений определяется характером работы. Важно регулярно подчеркивать, что все действия для зрителя — партнера по общению.

Замечания ведущему: На этом этапе работы основное значение имеет диалог в движении, в обмене чувств, информацией. Партнеры открываются друг для друга. Центр интересов смещается от себя к партнеру. Кто он, какой он, что ему необходимо?

Упр. № 16

Описание: Участник группы, водящий, отворачивается от группы. Кто-то другой постукивает карандашом по различным предметам. Водящий должен назвать предметы, к которым эти звуки имеют отношение.

Замечания ведущему: Упражнение на осознание связи между внутренними видениями и звуками. Тренирует образное мышление. Можно предложить стучать по предметам всей группе по очереди, установленной самой группой. В процессе называния речь включается в процесс мышления, что способствует снятию фиксации на произнесении у заикающихся.

Упр. № 17

Описание: Группа делится на две части. Образовавшиеся две малые группы отворачиваются друг от друга. Одной из них задается тема, которую необходимо озвучить. Другая пытается определить по звукам, что и где происходит. На основании слышимых звуков вторая группа должна определить тему. Возможен другой вариант. Тема может быть задана только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки не знает, что задано. Теперь какие бы звуки вторая группа не услышала, она должна их оправдать обстоятельствами заданной темы.

Замечания ведущему: Упражнение требует хорошо организованного группового взаимодействия. Это под силу группе с быстро развивающимися межличностными отношениями, где к этому моменту имеется лидер, способный взять на себя ответственность. Для групп с речевыми проблемами это упражнение помогает снять фиксацию на слышимой речи, так как работа ведется по осмыслению слышимых звуков.

Упр. № 18

Описание: Инсценировка конкретной ситуации. "Сбор фруктов"

Инструкция: "Вы — во фруктовом саду. Рвите яблоки и груши, кладите в корзинку. Ищите верное напряжение в руке. Пытайтесь увидеть внутренним зрением каждое яблоко, которое рвете. Нет двух одинаковых. Следовательно, для каждого яблока свое напряжение. Яблоки маленькие и большие на тонком и на толстом корешке. Представьте, какие яблоки вы рвете. Антоновку, Белый Налив, Анис. Представьте, как вы надкусываете яблоко. Угостите вашего приятеля, если это вкусно."

Замечания ведущему: Это групповое упражнение на развитие памяти движений и восприятий. Предполагает групповые взаимодействия.

Упр. №19

Описание: Перестановка мебели. Выполняется аналогично упр. 18.

Замечания ведущему: Упражнение аналогично предыдущему. Важно следить за напряжением в теле и взаимодействиями партнеров. Данная серия упражнений формирует сознательное овладение и управление своим телом в конкретной ситуации. Ситуации могут быть подобраны в соответствии с задачами группы.

Упр. № 20

Описание: Инсценировка конкретной ситуации.

Инструкция: "Выполните одно и тоже действие в разных контекстах. Одевайтесь на работу, одевайтесь на свидание, одевайтесь в концерт, одевайтесь на банкет, одевайтесь на пляж, на конференцию, на прогулку в лес. Сравните свое состояние во всех этих случаях."

Замечания ведущему: Упражнение показывает, что состояние зависит от установки, от ожидаемого комплекса ощущений. Упражнение помогает менять установки, осознать важность активного вмешательства в складывающиеся обстоятельства, переносит акцент изменений с других на себя. Меняет характер восприятия событий. Подготавливает участников к личностно-ориентированной терапии.

Упр. № 21

Описание: Участники свободно перемещаются по помещению. Выбирают кого-либо и изучают его так, чтобы он не знал. Задача состоит в том, чтобы воспроизвести особенности выбранного человека.

Инструкция: "Выберите партнера, но так, чтобы никто не знал кто он. Следите за ним, при этом скрывайте свои действия. Попробуйте понять, что он чувствует, что видит, какое настроение, за кем он следит, как маскируется, что делает и зачем. Вам нужно выследить и постараться все запомнить, чтобы воспроизвести. Попробуйте угадать ход его мыслей, действий. Воспроизведите увиденное и поделитесь с группой своими предположениями о своем избраннике."

Замечания ведущему: Упражнения по вчувствованию в партнера можно предлагать на любом этапе работы, различной степени сложности. Важным моментом является способ формулирования задания. Каждый раз они должны звучать по-новому, чтобы сохранялся высокий уровень мотивации для работы.

Упр. № 22

Описание: Разговор по телефону. Участники выбирают партнеров. Поворачиваются друг к другу спиной и имитируют разговор по телефону.

Инструкция: "Выберите себе партнера, повернитесь к нему спиной и начинайте говорить по телефону. Представляйте своего партнера со всем комплексом ощущений на экране внутреннего зрения. Его настроение, голос... Как вы это определили?

Теперь поговорите с воображаемым партнером. Опишите его вслух. Как вы его видите, слышите ли его голос, он двигается, как? Отвечайте вслух за своего партнера. Укажите, что вам сейчас мешает с ним говорить, или помогает?

Теперь представьте ваш диалог с человеком, с которым вам чрезвычайно трудно говорить. Представьте его в деталях. Что вы чувствуете, что вам не нравиться в нем, что приносит страдания, какое у него лицо. Скажите сейчас все, что вы чувствуете, как поменялось его лицо? Вы можете говорить за него.

Обратите внимание на свое тело. Что происходит, когда вы говорите с разными партнерами? У вас разное напряжение в теле. Попробуйте сейчас, что-либо изменить в ситуации, сделайте то, что вам хочется. Что изменилось? Примите сейчас позу, которая у вас была во время разговора с приятным человеком. Поговорите, не меняя ее, с неприятным человеком. Что изменилось?"

Замечания ведущему: Упражнение может использоваться, для работы с воображением или затрагивать более глубокие пласты личности, работа с телом, эмоциональное отреагирование и т. д. При работе с отдельным человеком работа группы в зависимости от выполняемого задания может продолжаться по инструкции, а может приостанавливаться. Группа может молча наблюдать за происходящим, следить за чувствами, которые она испытывает в ходе работы ведущего с отдельным участником, может оказывать помощь. Для заикающихся вопросно ответная форма коммуникации — облегченный вариант речи. Роль одного из телефонных абонентов может выполнить логопед.

Упр. № 23

Описание: Участники формируют произвольно пары. Выбирают партнера приблизительно такого же роста. Плотно прижимаются друг к другу боками и существуют какое-то время. Задача: найти выгоды.

Инструкция: "Соединитесь как сиамские близнецы. Вы срослись своими 'боками. Вы можете ходить только вместе. Обнимите партнера за талию. У вас на двоих две руки, и три ноги. Будьте внимательны к действиям партнера. Посуществуйте так какое-то время. Какие выгоды?"

Замечания ведущему: Упражнение направлено на поиск позитивных сторон контактов, переформулирование сообщения. Удобно использовать при решении семейных конфликтов.

Упр. № 24

Описание: Участник выходит на середину комнаты и изображает некоторую фигуру. Остальные угадывают его намерения. Любой, кто понял намерения исполняющего, подстраивает свою позу в его оправдание. Затем следующий и т. д. Возникает групповое взаимодействие. Необходимо выработать совместное действие, договариваться нельзя ни о чем ни до, ни во время выполнения упражнения.

Инструкция: "...Если что-то не подходит, поменяйте свои действия, оправдайте партнера, все для партнера. Поймите его намерения и помогите ему своими действиями."

Замечания ведущему: Это упражнение помогает научиться воспринимать партнера таким, какой он есть, действовать исходя из реальности, понимать его и строить контакт на этом основании, использовать свои реальные возможности и других, выработать взаимопонимание.

Упр. № 26

Описание: Оправдание странных поз и действий. По очереди предъявляют и по очереди оправдывают.

Инструкция: "Оправдайте крик, прыгание на одной ножке, чесание за ухом, кривую физиономию, высунутый язык, кривую позу, странные вопросы и ответы. Оправдание должно быть "чистой правдой"

За мечания ведущему: Упражнение направлено на снятие стереотипов восприятия и действий, развитие понимания партнера.

Упр. № 26

Описание: Один участник выполняет действие. Другой наблюдает и по команде перехватывает его действие. Затем вступает следующий и т. д. Возможны варианты.

Замечания ведущему: Продолжает серию двигательных упражнений, направленных на развитие экспрессии, диалогической формы общения, внимания,

Упр. № 27

Описание: Придумать чудеса и их продемонстрировать в группе. Например, проснулся, а глаза на затылке. Приходится жить по-новому.

Замечания ведущему: Упражнение разрушает стереотипы восприятия и мышления. Развивает творческое мышление.

Упр. № 28

Описание: Ведущий называет тему. Получивший из группы это задание, должен рассказать ее в обратном порядке, как если бы прокручивалась кинолента в обратном порядке, при этом описать все события, относящиеся к этой теме.

Инструкция: "Сейчас я назову тему. Один из вас раскроет ее. Другие будут внимательно слушать и запоминать. Задача состоит в том, чтобы воспроизвести все события в обратном порядке. Для этого вы можете представить зрительно все, что будет рассказано. Один из вас воспроизводит, остальные дополняют."

Замечания ведущему: Упражнение направлено на развитие зрительного воображения, памяти. В группе заикающихся логопед здесь может оказать поддержку с помощью отраженной речи. Пересказывая события истории, участник отрабатывает логопедические приемы и монологическую форму речи.

Упр. № 29

Описание: Один участник начинает рассказ. Затем его путает, перескакивая по ассоциативным линиям. Вся группа внимательно слушает. Рассказчик в любой момент выбирает последователя. Названный продолжатель должен кратко воспроизвести все, что он слышал, и продолжить рассказ, еще больше его запутывая.

Потом следующий и т. д. Проходить по ассоциативным переключениям желательно с конца.

Замечания ведущему: Работа по концентрации внимания, хороший способ выработать внутренний контроль, усиление межличностного взаимодействия. Упражнение требует высокого уровня подготовки на предыдущих этапах. Для заикающихся — монологическая форма речевой работы. Сложность задания диктует переключение внимания участника с формы речепроизношения на содержание.

Упр. № 30

Описание: Водящий выходит из комнаты. Группа задумывает цвет и изображает его водящему в форме движений. Необходимо угадать цвет.

Замечания ведущему: Это упражнение так же предлагается для выполнения только высоко подготовленной группе. Важен состав группы.

Упр. № 31

Описание: Группа разбивается на тройки. Один из тройки — "слепой", другой "глухой", третий "немой". Необходимо договориться о встрече в городе, или о подарке на день рождения, или о рыбалке.

Замечания ведущему: Упражнение направлено на развитие межличностных отношений, тренировку внимания, снятие стереотипов. Существенное значение имеет то, как партнеры пользуются возможностями друг друга в ходе общения, кооперируются для достижения общей цели.

Упр. № 32

Описание: Участники разбиваются на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных команд "ПРЯМО", "НАПРАВО", "НАЛЕВО" заводит своего партнера в воображаемый лабиринт. Дойдя до конца лабиринта, "ведомый" разворачивается и идет назад, пользуясь либо внутренней зрительной картиной, либо кинестетическими ощущениями. Ведомый в ходе упражнения двигается с закрытыми глазами. Ведущий для подстраховки может опираться на план — схему движения.

Замечания ведущему: Желательно выделить у участников преобладающую репрезентативную систему, визуальную, кинестетическую или аудиальную. Это можно использовать в упражнениях по развитию восприятия и памяти, а также при составлении пар.

Упр. № 33

Описание: Один из участников группы называет последовательность из 10 - 15 слов. Другой с помощью воображаемых картин связывает последовательно называемые слова друг с другом. Затем, опираясь на эти образы, третий участник воспроизводит слова.

Замечания ведущему: Упражнение направлено на тренировку зрительного воображения и памяти. Желательно после выполнения упражнения обсудить возможные мнемотехнические приемы или напомнить их, если они обсуждались ранее при выполнении упражнения на запоминание расположения участников в круге со сменой мест. Какие они могут быть, что собственно используется механическая память или воображение. Возможно это комбинация признаков, или уменьшение числа запоминаемых единиц, или условные знаки — узелки на память и т. д. Коллективный вариант мнемотехники способствует развитию групповых процессов.

Часто выбор слов определяется легкостью их произношения для участника. В условии можно специально оговорить о выборе труднопроизносимых слов. Автор выбранных слов может "услышать" их по-новому в рассказе другого. Участник, воспроизводящий слова, должен проработать все позиции: услышать, представить в воображении и затем воспроизвести (проделать воображаемую "пиктограмму"). Затем следует обменяться в группе впечатлениями.

Упр. № 34

Описание: Все участники садятся в круг. Каждый по очереди воображает себя какой-либо вещью и от лица этой вещи начинает рассказывать группе о ней. Что ее окружает, что она чувствует, как она живет, каковы ее заботы, пристрастия, что было в прошлом, что будет в будущем.

Замечания ведущему: Этим упражнением хорошо начинать личностно-ориентированную часть групповой терапии. Ведущий имеет возможность получить большой объем информации о членах группы. Группа легко знакомиться. Каждый участник имеет гарантию безопасности. Упражнение идет успешней, если оно проводится в затемненном помещении, что обеспечивает психологический комфорт и, следовательно, большую раскованность. Для заикающихся это форма тренировки монологической речи в облегченных условиях (знакомая группа, затемненное помещение).

Упр. № 35

Описание: Каждый из участников круга по очереди рассказывает о себе. При этом использует все известные изобразительные средства: мимику, жесты, движения, речь. Предельно детально описывает события, отдельных людей, цвета, запахи, свои кинестетические и другие ощущения. Описывает так, чтобы можно было почувствовать реальность, и группа могла бы включиться в нее. Ведущий произвольно останавливает рассказ. Затем продолжает следующий участник, привязывая свои события к уже известным.

Замечания ведущему: Тренирует зрительное соображение, пространственную согласованность изображаемого каждым из группы с тем, что уже было изображено до. него, включенность всех модальностей ощущений. Определяющее значение имеет выделение близких моментов в рассказе партнера, сопереживание и на этой основе продолжение рассказа. Для заикающихся важно объединение всех каналов общения: монологическая речь, мимика, движения, эмоции. Эмоциональная включенность в рассказ другого существенна для устранения эгоцентризма и формирования диалогического общения.

Упр. № 36

Описание: Группа рассаживается в круг. Двое участников становятся в центр круга. Группа закрывает глаза. Двое в центре принимают позы, отражающие их взаимоотношения. Группа на короткое время, задаваемое ведущим, открывает глаза и старается запомнить то, что изображают позирующие в центре. Затем основные участники возвращаются на свои места. Группа пытается совместными усилиями восстановить позы. Натурщиков просят вернуться в круг и "лепят" из них те позы, в которых, по мнению группы, они находились. После принятия решения группой натурщики демонстрируют исходные позы. Обмен впечатлениями.

Замечания ведущему. Упражнение направлено на снятие стереотипов, групповое взаимодействие, развитие кратковременной памяти. Представляемая в этом разделе серия аналогичных упражнений, направленных на групповые процессы, могут "предъявляться в ходе терапии в соответствии с состоянием участников в любой момент, когда необходимо снять напряжение или избежать монотонии. Одно и тоже упражнение может быть сформулировано для группового действия и для "открытия себя".

Упр. № 37

Описание: Участники разбиваются на пары. Один из них —"робот", другой — "оператор", отвечающий за все, что происходит с "роботом". "Робот" беспрекословно подчиняется указаниям "оператора". "Оператор" указывает последовательность действий, необходимых для сбора спичек (на полу, на столе). Смена ролей. После завершения упражнения участники обмениваются своими ощущениями.

Замечания ведущему: Упражнение направлено на формирование чувства ответственности на сознательном уровне, определение своей роли.

Упр. № 38

Описание: Участники расходятся по помещению. Каждый в отдельности анализирует взаимоотношения, сложившиеся за время совместной работы, и свое место в них. Используя партнеров, каждый участник по очереди выражает эти моменты. В группе в форме пантомимы, или скульптуры, или любым другим способом. Затем группа обсуждает увиденное и прочувствованное.

Возможны варианты: предлагается построить скульптуру, каждому свою, отражающую с точки зрения отдельного участника реальные групповые взаимоотношения на данный момент. Один строит, другие служат материалом для скульптуры. Когда скульптура будет построена, возможно выражение чувств участников звуками или мелодиями. Затем следующий участник строит свою скульптуру. Достоверной считается та скульптура, чье звуковое воплощение наиболее гармонично, т.е. позитивно принято группой. Данная скульптура отражает те взаимоотношения, которые воспринимаются большинством в группе, как имеющие место в реальности.

Замечания ведущему: Упражнение направлено на выяснение сложившихся взаимоотношений в группе. Оно служит источником важной информации о реальных процессах для участников группы. Выявленные на этом этапе конфликты — материал для терапевтического процесса следующей стадии, личностно-ориентированной гештальттерапии.

Заключение.

Третий цикл упражнений успешно применяется также в работе с подростками. Они хорошо развивают память, воображение, творческое мышление. Подростки с удовольствием участвуют в игровом тренинге. Разнообразные задания повышают мотивацию на саморазвитие и развитие контактов в группе. В ходе выполнения складывается коллектив на основе позитивных отношений и совместного творчества. Этот цикл позволяет выявить и конфликтные отношения в группе, различия между участниками и напряженности. На этом "материале" выявляется структура коллектива, его особенности и возможности коррекции. Постепенно набирается опыт взаимоотношений, который хорошо обсуждается в групповой дискуссии.

 

 


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 874 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.019 сек.)