АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПЯТЫЙ ЭТАП — РЕФЛЕКСИЯ

Прочитайте:
  1. II. Дерефлексия.
  2. В) Парадоксальная интенция и дерефлексия
  3. Пятый критический период постнатального развития ребенка.
  4. Пятый момент - наружный поворот головки,внутренний поворот плечиков
  5. Пятый слой покровов свода черепа называется
  6. Рефлексия всего дня
  7. РЕФЛЕКСИЯ – паутинка
  8. Тремор рук, гиперрефлексия, мышечная дистония
  9. ЦЗЮАНЬ ПЯТЫЙ

В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на вопросы типа: что чувствовал, когда работал один, с группой? Что чувствуешь сейчас? Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия и т.д.? Как можно помочь себе, если вдруг станет страшно?

Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха? Замечу, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Следует иметь в виду, что рисунки страхов, выполненные на этапе индивидуальной работы, обычно никому не показывают. Ведущий должен быть предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящего. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.

Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и другие элементы.
В технике масок дети, придумывая и рассказывая «страшные» истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию (мортидо, по Э. Берну).
Сделав маску, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). Перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.
Таким образом, независимо от вида, причин, количества и разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психологов, учителей, родителей.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 534 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)