АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Комментарии. Данную методику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса
Данную методику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса.
Техника имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно, вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.
Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создаваемых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, например, в рисунках лиц юношеского возраста часто можно встретить изображение лишь одного чувства – любви, которое занимает все пространство листа.
Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо – устремленность в будущее, справа налево – в прошлое), не включение некоторых объектов в маршрут, что может говорить о стремлении к избеганию этих эмоций, либо к их сознательному контролю, а также о характере продвижения маршрута (непосредственно через объект или рядом с ним – показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования).
Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пережить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние. Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, то есть то, каким человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов, необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить его причины.
Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изображение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение.
Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фиксировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить отдельное занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму символов или сами символы, вносить новые эмоции и чувства).
Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т.е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию потенциальной проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.
На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки доверия, эмпатии, принятия способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе совместных действий приводит к сближению участников группы и созданию положительного эмоционального фона.
В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре – претензии на лидерство; с краю - отверженность; отдельно от всех (уход от общения, взаимодействия, возможно, стремление к одиночеству) или рядом с некоторыми рисунками, в этом случае необходимо проанализировать, с какими именно). В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаимоотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса.
Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью общеизвестных символов. К примеру, чувство любви – в виде красного или розового сердца, чувство радости – в виде улыбки, чувство печали – в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. В этом случае велико влияние социальных стереотипов, научения. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка.
В работе с этими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной техники.
Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вызванную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы.
После вербализации участникам предлагается вырвать из карты цветные пятна, символизирующие эмоции, которые мешают им в жизни (работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя), и поступить с ними как захочется. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния, и приклеиваются затем на место вырванных пятен. Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека, которые запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции, а также трансформация эмоционального состояния на символическом уровне.
По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при понимании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изобразительной продукции собственный смысл.
Таким образом, создание карты эмоций является одним из средств помощи человеку в понимании и принятии себя, изменении взгляда на проблему, в поиске новых подходов жизненного самоопределения и обогащении своего эмоционального опыта.
Этот материал создан в рамках Интернет-проекта "СОМ - В помощь учителю" http://som.fio.ru
Тараканова Наталья Анатольевна,
аспирантка кафедры «Педагогика и
психология младшего школьника»
УГ ПУ им. И.Н. Ульянова
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 568 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|